СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация. Статья "Развитие личностных качеств детей с интеллектуальными проблемами через проектную деятельность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовя  учащихся старших классов  к жизни после окончания школы, необходимо  учитывать эти  реалии, поэтому желательно обновить содержание образовательной подготовки старшеклассников  школы.

Просмотр содержимого документа
«Публикация. Статья "Развитие личностных качеств детей с интеллектуальными проблемами через проектную деятельность"»

Развитие личностных качеств детей с интеллектуальными проблемами через проектную деятельность


Ключевые слова: проект, исследование, результаты


Неизбежность жить в этом сложном неоднозначном социокультурном пространстве ставит личность перед проблемой нахождения себя одновременно в различных видах деятельности и в разных типах социальных общностей. Готовя учащихся старших классов к жизни после окончания школы, необходимо учитывать эти реалии, поэтому желательно обновить содержание образовательной подготовки старшеклассников школы. Обучение приемам и методам проектирования, овладение способами проектного мышления позволяет старшим школьникам формировать представление о собственном будущем, уметь разбираться в меняющихся условиях жизни. Именно проектное мышление, в основе которого лежит развитие личностных качеств учащихся, обеспечит возможность устойчивого движения по выбранному им пути развития своей личности [1, с.1].

Использование метода проекта во внеурочной деятельности в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности. Они ориентированы на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. В процессе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно или с помощью взрослых, приобретать знания, в результате развиваются личностные качества, получают опыт познавательной деятельности. Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. К примеру, на основе предложенной темы учитель с детьми формулирует цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на занятии.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

1.​ выбор темы и задачи проекта;

2.​ выдвижение первоначальных идей;

3.​ выбор лучшей идеи;

4.​ планирование проектной деятельности;

5.​ непосредственная реализация проекта;

6.​ оценка и самооценка проекта;

7.​ презентация проекта [3,с.15].

Анализ теоретической литературы показал, что использование проектной деятельности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности повышает эффективность формирования учебных действий.

Проектная деятельность в учебное и внеучебное время способствует развитию личностных качеств, критического и творческого мышления, познавательного интереса у учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, умению видеть, формулировать и решить проблему. Приучает детей к самостоятельной исследовательской деятельности. В процессе поиска и обработки информации формируются организаторские способности, в частности умение распределять время и принимать решения в конкретных ситуациях.

Так, исследовательский проект «Улан-Удэ в стихах наших земляков – поэтов» реализован с 2014 по 2016 год. Данный проект в 2017-2018 году был продолжен с другой группой учащихся.

Объектом реализации проекта выступили стихи улан-удэнских поэтов разных поколений.

Предметом исследования стали психологические особенности проектировочной деятельности учащихся как особого компонента образовательной программы старшеклассников.

Цель: сравнить и проанализировать стихи об Улан – Удэ поэтов – земляков разных поколений.

Проблема исследования состоит в раскрытии особенностей введения деятельности проектирования во внеурочную деятельность для старших классов, в выявлении ее влияния на развитие интеллектуальных способностей и личностных качеств

Задачи проекта:

- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

- Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

- Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

- Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание преодолевать трудности чтения.

-Воспитание патриотизма, любви к своему городу, гордость за жителей столицы.

Значение проекта:

- развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, тренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения.

- создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Особенность проекта заключается, что работа ведется по трем направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, патриотизм, любовь к своему родному городу. В - третьих – знакомство с литературным миром родного края. Проект рассчитан на получение знаний и практических умений учащихся понимать содержание, выразительно читать стихи. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько ученик заинтересовался проблемой. Проект выполняется группой учащихся. Использование метода проектирования во внеурочной деятельности, положительно сказывается на обучении. Дети имеют возможность выступить по исследуемой теме на уроке перед учащимися, рассказать о местных поэтах, прочитать стихи. При этом ребята учатся свободно держаться перед аудиторией, работать над выразительным чтением, отвечать на интересующие вопросы по теме. Так как тема исследовательской работы очень обширная, трудоемкая, важна постоянная помощь учителя. При этом на первых шагах необходима наглядность, образец, опора. В данном проекте участвует группа учеников 7-9 классов интересующихся литературой. Их притягивает занимательная форма занятий, поисковая работа в библиотеках, в интернете. После сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. Итогом работы проектной деятельности учащихся стала защита проекта, создание презентации.

Далее заинтересованность детей литературой и искусством родного края позволили начать образовательный проект «Достопримечательности любимого города». Детям предложена анкета о достопримечательностях города, целью которой было выявление уровня знаний по данной теме.

Вопросы анкеты:

1.В каком году был основан город?

2.Кто прославил малую родину и чем?

3. Чем известен наш город?

4. О каких местных достопримечательностях ты мог бы рассказать?

Анализ анкет показал, что учащиеся недостаточно хорошо знают родной край, в результате выбрано направление проекта и запланирована проектная работа по изучению истории создания города и достопримечательностей.

Данный краеведческий проект был направлен на решение проблем, связанных с углубленным изучением исторических и культурных ценностей родного города. Тематика проекта была обговорена с учениками заранее. Разработан план действий. Предложено собрать материал по теме. При выполнении дети привлекают родителей. Они начинают более полно жить жизнью своих детей. Учитель проводит консультации, составляет список необходимой литературы для использования.

Цель проекта:

- История создания Улан – Удэ;

- Культурные и исторические памятники города.

Задачи проекта:

1.Изучить литературные и информационные источники по теме.

2.Составить карточки некоторых исторических объектов.

3.Провести виртуальную экскурсию для учащихся школы и их родителей с использованием презентации и фотографий.

Объектом исследования стал город Улан – Удэ.

Предметом исследования : историко – культурный потенциал.

Ход работы.

- Изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме;

- Сбор фактического материала на основе опроса людей.

- Просмотр и отбор фотографий.

- Формулирование выводов.

- В ходе реализации проекта проводятся викторины.

- Подготовка и оформление результатов в виде презентации и фотоальбома.

Актуальность проекта обусловлена знакомством учеников с историко-культурными объектами города.

Во время проекта дети работали с энтузиазмом. Вместе с учителем ходили в библиотеки города. Искали краеведческую литературу, старые фотографии, расспрашивали старожилов. На изучение каждой достопримечательности уделялось много времени: на чтение, на экскурсии. У школьников возникали вопросы: почему площадь Революции раньше называли Базарной? Почему на Центральной улице скульптура сидящего А.П.Чехова? Кто такой Гэсэр?

Реализация исследовательского проекта в коррекционной школе, требует большого участия учителя, чем в общеобразовательной школе. Результаты проекта показали и еще раз обосновали важность проектной деятельности для учащихся. У детей появилась возможность приблизиться к литературной жизни республики, и это оказалось для них удивительно, притягательно, так как изучение произведений местных авторов не входит в учебную образовательную программу школы. Включение регионального национального компонента в проект вызвал большой интерес у школьников

По итогам проектной исследовательской работы получены результаты, показывающие правильность выбранного направления. Дети стали общительнее, расширился кругозор, появилась уверенность в себе, научились свободно держаться, выступать перед другими детьми, декламировать стихи. Так ученица 9 класса В.А. на Республиканском конкурсе для детей с ОВЗ «Ученик года – 2015» получила Гран – при. Еще одна ученица 9 класса в марте 2018 года, в Республиканском литературно – творческом конкурсе чтецов «Школьные годы чудесные» заняла I место.


Список литературы:

1. Баннов И.И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников:Дис.канд.псих.наук:19.00.13 : Москва,1998175. РГБ ОД, 61:98-19/176-5

2. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика):учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др /; М.: Издательский центр «Академия», 2001.-272 с.

3. Солдатова И.О. Применение проектной деятельности` на уроках чтения как путь творческого развития учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида / И.О Солдатова. - Ногинск, 2015. – с.15



3