СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие логического мышления»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности. Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Просмотр содержимого документа
««Развитие логического мышления»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школы № 456

___________________/Гришина Л.А../



 

Рассмотрено и согласовано

на Педагогическом Совете

протокол № ____ от «___» _______ 2019 года


приказ № ____ от «____» __________ 2019года








Рабочая программа внеурочной деятельности

Направление - общеинтеллектуальное

«Развитие логического мышления»

Возрастная группа - 11-12 лет

Срок реализации программы – 1 год



Автор программы:

учитель информатики

Катасонова Т.Н.



2019-2020 учебный год



Пояснительная записка

Актуальность

В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Практическая значимость

 Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.  Логические приемы мышления результативно формируют и развивают способности школьников.

Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

• формирование логического мышления;

• привитие навыков сознательного и эффективного использования мыслительной деятельности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • раскрытие общих закономерностей информационных процессов.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению материала;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с, получением и обработкой информации содержащейся в задачах;

  • обеспечить базовые знания учащихся, т.е. развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Отличительные особенности

  • Переход от индустриального общества к информационному характеризуется увеличением объема получаемой информации. В связи с этим необходимо у учащегося, по возможности с младшего школьного возраста, развивать общие навыки исследования, мышления и общения, так как в сложившихся условиях гораздо важнее уметь находить нужную информацию и эффективно пользоваться ею, чем запоминать все, что можно запомнить.




Учебно – тематическое планирование.


Раздел

Тема

Часы

1

Задачи с отношениями

5

2

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

6

3

Задачи на переправу

6

4

Задачи, решаемые с помощью графов

5

5

Задачи на перебор возможных вариантов

4

6

Занимательные задачи

4

7

Задачи, решаемые по трафаретам

4


Итого

34


Содержание программы. 

Обучать детей нахождению способа решения логической задачи.

Решать задачи расширяющие кругозор учащихся, развитие памяти, внимания;

Познавательное развитие детей - узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира;

 Развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей;

 Развитие умения сравнивать и классифицировать;

 Формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;

 Формирование операционного стиля мышления;

 Подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.

Ожидаемые результаты

1 уровень.

На первом (начальном) уровне, называемом пропедевтическим, учащиеся знакомится с основными понятиями. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д.

2 уровень.

Умение решать задачи по следующим направлениям:

  • Задачи с транзитивными отношениями

  • Задачи с некорректными условиями

  • Задачи с отношением равенства

  • Задачи с не транзитивными отношениями

  • Задачи с несколькими отношениями

  • Задачи на сравнение элементов в отношениях

  • Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

  • Задачи на переправу

  • Задачи, решаемые с помощью графов

  • Задачи на перебор возможных вариантов



Педагогические технологии используемые на занятии:

• Традиционное обучение;

• Развивающее обучение;

• Личностно-ориентированное обучение;

• Дифференцированное обучение;

• Дидактические игры;

• Проблемное обучение;

• Педагогики сотрудничества.

Форма и режим занятий.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса, 34 часа в год, 1 час неделю. Занятие делится на две части: 1 – теоретическая часть (25мин), 2 – часть практическая часть – работа на компьютере (15 мин). Занятия проводятся в игровой форме, в форме беседы, наблюдения.

Формы организации учебной деятельности на занятиях:

• Комбинированное занятие;

• Занятие - лекция;

• Занятие - демонстрация;

• Занятие - практикум;

• Творческая лаборатория;

• Занятие - демонстрация;

• Занятие - игра;

• Занятие - консультация.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.





занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

(решение логических задач в различных компьютерных программах и играх)

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.


Задачи с отношениями

Знакомство и игрой «Мудры крот»

Задачи найди лишнее

Игра «Мудры крот»

Задачи с транзитивными отношениями

Игра «Мудры крот»

Задачи с некорректными условиями

Знако6мство и игрой «Тетрис»

Задачи с отношением равенства

Игра «Тетрис»

Задачи с нетранзитивными отношениями

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи с несколькими отношениями

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи с несколькими отношениями

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи на сравнение элементов в отношениях

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц

Игры «Мудры крот», «Тетрис»

Конкурс «Самый находчивый»

Задачи на переправу

Решение задач в программе «Морской бой»

Задачи на переправу

Решение задач в программе «Морской бой»

Задачи на переправу

Решение задач в программе

«Пары»

Задачи, решаемые с помощью графов

Решение задач в программе «Пары»

Задачи, решаемые с помощью графов

Решение задач в программе «Пары»

Задачи, решаемые с помощью графов

Решение задач в программе «Пары»

Конкурс «Самый внимательный»


Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе «Переливание»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

«Переливание»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

«Переливание»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

«Разъезды»

Задачи на перебор возможных вариантов

Решение задач в программе

«Разъезды»

Решение логических задач

«Задачи о переправах»

Решение логических задач

«Задачи о переправах»

Решение логических задач

Интерактивное задание «Ханойские башни»

Решение логических задач

Виртуальная лаборатория «Черные ящики»

Решение логических задач

Решение задач в виртуальной лаборатории

Решение логических задач

Решение задач в виртуальной лаборатории

Олимпиада «Логические задачи»

Подведение итогов олимпиады, награждение победителей. Обобщающее занятие.

Поведение итогов






СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолов О.Б., Логические задачи, издательство: «Бином. Лаборотория

  2. Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М.: Владос, 1998, Ч. 1, С.171.

  3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1кл. – М.: Баласс, 2005. – С.35 - 58.

  4. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4кл.  – М.: Баласс, 2005. – С.30.