ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы № 456
___________________/Гришина Л.А../
Рассмотрено и согласовано
на Педагогическом Совете
протокол № ____ от «___» _______ 2019 года
приказ № ____ от «____» __________ 2019года
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление - общеинтеллектуальное
«Развитие логического мышления»
Возрастная группа - 11-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы:
учитель информатики
Катасонова Т.Н.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Практическая значимость
Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Логические приемы мышления результативно формируют и развивают способности школьников.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
• формирование логического мышления;
• привитие навыков сознательного и эффективного использования мыслительной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
раскрытие общих закономерностей информационных процессов.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению материала;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с, получением и обработкой информации содержащейся в задачах;
обеспечить базовые знания учащихся, т.е. развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Отличительные особенности
Переход от индустриального общества к информационному характеризуется увеличением объема получаемой информации. В связи с этим необходимо у учащегося, по возможности с младшего школьного возраста, развивать общие навыки исследования, мышления и общения, так как в сложившихся условиях гораздо важнее уметь находить нужную информацию и эффективно пользоваться ею, чем запоминать все, что можно запомнить.
Учебно – тематическое планирование.
Раздел | Тема | Часы |
1 | Задачи с отношениями | 5 |
2 | Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | 6 |
3 | Задачи на переправу | 6 |
4 | Задачи, решаемые с помощью графов | 5 |
5 | Задачи на перебор возможных вариантов | 4 |
6 | Занимательные задачи | 4 |
7 | Задачи, решаемые по трафаретам | 4 |
| Итого | 34 |
Содержание программы.
Обучать детей нахождению способа решения логической задачи.
Решать задачи расширяющие кругозор учащихся, развитие памяти, внимания;
Познавательное развитие детей - узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира;
Развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей;
Развитие умения сравнивать и классифицировать;
Формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;
Формирование операционного стиля мышления;
Подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.
Ожидаемые результаты
1 уровень.
На первом (начальном) уровне, называемом пропедевтическим, учащиеся знакомится с основными понятиями. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д.
2 уровень.
Умение решать задачи по следующим направлениям:
Задачи с транзитивными отношениями
Задачи с некорректными условиями
Задачи с отношением равенства
Задачи с не транзитивными отношениями
Задачи с несколькими отношениями
Задачи на сравнение элементов в отношениях
Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц
Задачи на переправу
Задачи, решаемые с помощью графов
Задачи на перебор возможных вариантов
Педагогические технологии используемые на занятии:
• Традиционное обучение;
• Развивающее обучение;
• Личностно-ориентированное обучение;
• Дифференцированное обучение;
• Дидактические игры;
• Проблемное обучение;
• Педагогики сотрудничества.
Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса, 34 часа в год, 1 час неделю. Занятие делится на две части: 1 – теоретическая часть (25мин), 2 – часть практическая часть – работа на компьютере (15 мин). Занятия проводятся в игровой форме, в форме беседы, наблюдения.
Формы организации учебной деятельности на занятиях:
• Комбинированное занятие;
• Занятие - лекция;
• Занятие - демонстрация;
• Занятие - практикум;
• Творческая лаборатория;
• Занятие - демонстрация;
• Занятие - игра;
• Занятие - консультация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
№ занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия (решение логических задач в различных компьютерных программах и играх) |
| Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | |
| Задачи с отношениями | Знакомство и игрой «Мудры крот» |
| Задачи найди лишнее | Игра «Мудры крот» |
| Задачи с транзитивными отношениями | Игра «Мудры крот» |
| Задачи с некорректными условиями | Знако6мство и игрой «Тетрис» |
| Задачи с отношением равенства | Игра «Тетрис» |
| Задачи с нетранзитивными отношениями | Игры «Мудры крот», «Тетрис» |
| Задачи с несколькими отношениями | Игры «Мудры крот», «Тетрис» |
| Задачи с несколькими отношениями | Игры «Мудры крот», «Тетрис» |
| Задачи на сравнение элементов в отношениях | Игры «Мудры крот», «Тетрис» |
| Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | Игры «Мудры крот», «Тетрис» |
| Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | Игры «Мудры крот», «Тетрис» |
| Конкурс «Самый находчивый» |
| Задачи на переправу | Решение задач в программе «Морской бой» |
| Задачи на переправу | Решение задач в программе «Морской бой» |
| Задачи на переправу | Решение задач в программе «Пары» |
| Задачи, решаемые с помощью графов | Решение задач в программе «Пары» |
| Задачи, решаемые с помощью графов | Решение задач в программе «Пары» |
| Задачи, решаемые с помощью графов | Решение задач в программе «Пары» |
| Конкурс «Самый внимательный» | |
| Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Переливание» |
| Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Переливание» |
| Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Переливание» |
| Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Разъезды» |
| Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Разъезды» |
| Решение логических задач | «Задачи о переправах» |
| Решение логических задач | «Задачи о переправах» |
| Решение логических задач | Интерактивное задание «Ханойские башни» |
| Решение логических задач | Виртуальная лаборатория «Черные ящики» |
| Решение логических задач | Решение задач в виртуальной лаборатории |
| Решение логических задач | Решение задач в виртуальной лаборатории |
| Олимпиада «Логические задачи» |
| Подведение итогов олимпиады, награждение победителей. Обобщающее занятие. |
| Поведение итогов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богомолов О.Б., Логические задачи, издательство: «Бином. Лаборотория
Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М.: Владос, 1998, Ч. 1, С.171.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1кл. – М.: Баласс, 2005. – С.35 - 58.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4кл. – М.: Баласс, 2005. – С.30.