Развитие логического мышления
в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения
В современном мире очень важную роль играют информационно-коммуникационные технологии, а значит необходимо активно применять их в образовательном процессе, для оперативного обмена информацией между всеми субъектами образовательной деятельности, а также максимально использовать положительные стороны сети Internet, для повышения качества обученности и развития логического мышления у учащихся. В течение многих лет российское образование оставалось на высоком уровне, но в последнее время оно уступает образованию других стран. Причиной падения качества обученности послужило то, что мир менялся, менялись приоритеты и интересы, а подход к обучению оставался на месте. Вообще, можно сказать, что учить на расстоянии стало возможным после изобретения книг и письма, т.е. сама книга в себе несет понятие дистанционного обучения.
Каждый современный педагог должен применять в своей деятельности технологию дистанционного обучения. С переходом учащихся 5-11 классах на стандарты второго поколения приоритетными направлениями будет формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции.
Дистанционное обучение (ДО) – это такая форма обучения, при которой весь процесс образования осуществляется на удаленном расстоянии, где обучаемый и обучающий могут видеть или не видеть друг друга, а сам процесс обучения осуществляется в виртуальной среде при помощи современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Каковы же особенности дистанционного обучения. Главной и основной особенностью является удаленность обучаемого от обучающего. Так, например, ученик при таком обучении может находиться далеко от учителя, но при этом получать весь необходимый, учебный материал и домашнее задание. Уже несколько лет в России осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья посредствам сети Internet. Это отличная возможность получить достойное образование таким детям. Поскольку учащийся может быть успешен как и его сверстники. Учитель может:
- наглядно объяснить необходимый материал, используя Skype;
- при помощи всё той же электронной почты, получать домашнее задание, а затем проверять и оценивать его.
Все происходит, как в настоящей жизни, только с применением Интернета. Для детей с ограниченными возможностями ДО - это одна из основных форм получения образования.
В большинстве случаев, ДО обучающихся должно рассматривается как дополнительное к традиционному классно-урочному обучению. Элементы дистанционного обучения могут стать незаменимыми для таких групп учеников:
- учеников сельских школ для получения качественного образования (но тут есть свои проблемы подключения к интернету);
- одарённых детей для углубления знаний, проверки степени самореализации во время участия в олимпиадах разного уровня, для выполнения научных работ на высоком уровне;
- ученикам выпускных классов для подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
- ученикам, которые в силу ряда причин пропускали занятия (активисты, спортсмены и другие);
- неуспевающим ученикам для формирования интереса к обучению или его обновлению, повышения качества знаний.
Эффективность внедрения технологии дистанционного обучения напрямую зависит от компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса, которые обязаны свободно пользоваться электронной почтой, с легкостью находить необходимую информацию в сети Internet. Более продуктивное изучение математики с использованием данной технологии возможно при создании педагогом личного сайта или блога. Поскольку учитель может там размещать только необходимую информацию для учащихся, которую они могут использовать в любое время.
Как определил В.В. Сташенко, «учебный процесс при дистанционном обучении содержит в себе все формы традиционной организации образовательного процесса и объединяет их впоследствии с самостоятельной работой учеников».
Рассмотрим основные формы ДО:
первая форма - это курсы дистанционной поддержки, где размещены материалы для домашней и самостоятельной работы;
вторая форма - "Дистанционный репетитор", в рамках которого можно помочь не только школьникам, но и учителям, которые хотят попробовать новые технологии;
третья форма - вебинары, семинары.
Основные возможности дистанционного обучения это:
1. Проведение on-line уроков-занятий с несколькими участниками одновременно (до 1000 человек).
2. Организация творческих виртуальных групп-классов учащихся.
3. Получение возможности общения во время занятия не только с учителем, но и друг с другом.
4. Организация присутствия заинтересованных лиц на уроке (родители, методисты, и другие) без дополнительного стресса для обучающегося.
5. Экономия денежных средств за счет организации учебного процесса через Интернет.
6. Расширение инструментария педагога при применении технологии дистанционного обучения.
7. Привлечение различных специалистов находящихся в удалении от школы и учащихся (например, при обучении математике общение с людьми, составляющими олимпиады или преподавателями кафедр ведущих ВУЗов страны).
Итак, дистанционное обучение для школьников имеет такие особенности:
- это дополнение к традиционному класно-урочному обучению;
- основным критерием выбора учебной платформы ДО школьников есть наличие соответствующего интерфейса, возможностей общения учителя и ученика с помощью компьютерных технологий;
По материалам учителя Дресвиной Полины Алексеевны