СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация выступления  по теме " Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста»

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интелекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Главная задача обучения, причём с самого начала, с первого класса, — учить рассуждать, мыслить. Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, находить и применять нестандартные решения. Именно поэтому наше общество нуждается в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем. Большинство профессий в современном мире требуют креативного подхода, активизации творческого начала. Работая учителями начальных классов, нам часто приходится сталкиваться с тем, что в школу поступают дети с разным уровнем развития и подготовки. Как показывает педагогическое обследование детей на подготовительном этапе обучения развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения обучающихся находится на недостаточном уровне. Этот результат подтверждается и во время психологического исследования логического мышления. Большинство детей могут работать только по «шаблону», любое задание, требующее логического мышления, вызывает у них затруднение. Занимаясь с разными категориями обучающихся, перед нами встаёт задача организовать осознанное и прочное усвоение знаний всеми учащимися. Обучая школьников по программе «Школа России», которая направлена на развитие всесторонне-развитой личности, мы стараемся развивать у детей умение логически мыслить. Это умение помогает им в освоении школьного материала в урочной и внеурочной деятельности. Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Анкетирование родителей детей проходящих предшкольную подготовку показывает, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Эта картина как показывает практика, во многом повторяется из года в год, поэтому считаем тему «Развитие логического мышления младших школьников» достаточно важной и работаем над ней на протяжении нескольких лет. Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с самых первых дней ребёнка в школе. Диапазон работы должен охватывать как уроки с элементами заданий на логическое мышление, так и занятия по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия, разработанные для развития познавательных способностей учащихся. На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления и представляет собой решение мыслительных задач.

Рассмотрим более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы.

Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без которых предмет не может быть подведен под данное понятие.

Ребёнок 7-8 лет обладает достаточно развитым конкретным мышлением. Как мы уже подчёркивали, за время обучения в начальном звене он, прежде всего, должен познакомиться с понятиями, с их существенными и несущественными признаками.

Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.

На втором этапе нужно сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные, то есть речь идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование.

На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений.

Первые три этапа развития логического мышления реализуются в 1-2 классах начальной школы.

На четвёртом этапе (3 класс) школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки.

Пятый этап (3-4 классы) предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1-2 класс) заключается в анализе отдельного предмета ( поиск признаков), а к 3-4 классу- в умение анализировать связи между предметами и явлениями( часть и целое, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.)

К окончанию начальной школы у ребёнка должны быть сформировны такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ, синтез.

К окончанию 4 класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

В целом, за время обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях, успешное освоение программы, основные компоненты учебной деятельности, качественно – новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Предлагаемые занятия с детьми, упражнения и игры позволяют успешно развивать у них операции логического мышления, восприятие, память.

Занятие 1

1.Цель: научить ребенка находить признаки предметов.

Задание: расскажи о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.

2. Цель: научить ребенка выделять признаки чисел.

Задание: из каких цифр состоят числа? 27, 39, 45, 89, 100.

3. «Анаграмма» (спрятанное слово)

Цель: развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: составить слова, переставив буквы.

АЛИГ- …. ЕОСЛ-…. ОТЛЕ- … АИЗМ-….

4. Найди закономерность и вставь пропущенные числа:

1) 18 I 16 24 I 11

? ?

Занятие 2

  1. «Зашифрованное слово»

Цель: развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.

Задание: составить слово, взяв по одному слогу из данных слов

ОБРУЧ

КАША

  1. Дан ряд чисел. Отметить особенность составления ряда и продолжить его:

20, 17,18, 15, 15,…

  1. «Сравнение»

Цель: научить ребёнка сравнивать числа.

Задание: дан ряд чисел. Чем похожи и чем отличаются?

21 и 201; 13 и 31; 103 и 301

  1. «Логическая задача»

В прямоугольной комнате расставьте 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 3 стула.

( Ответ нарисуйте)

На каждом уроке математики отвожу 5 - 7 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приёма классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Нестандартные задачи начинаем решать в 1 классе. Предлагая учащимся нестандартные задачи, формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их.

Традиционно считается, что развивать логическое мышление лучше всего на уроках математики. Это в корне неверная точка зрения. Уроки русского языка и литературы также дают учителю много возможностей для развития логического мышления и позволяют использовать учителю задания исследовательского характера.

Значимость данных упражнений многоаспектна. Она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств: внимания, памяти, речи, мышления, наблюдательности и т.д. Лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Комплексное воздействие на сознание обучаемого в таких упражнениях реализуется через специфический набор языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий. Каждый вид упражнений предназначен для развития определённых качеств интеллекта. Такого рода задания я составляю на материале любой темы предмета.

1.Развитие мышления, смысловой памяти.

Тема: Безударные гласные. Прочитайте пары слов, запомните (1 – 2 мин.). Второе слово каждой пары закрывается. Ориентируясь на первое слово, запишите в столбик вторые слова. Подберите к ним проверочные и напишите их. Орфограмму подчеркните.

Мост р…ка

Шум в…да

Лес гр…бы

2. Развитие логического мышления, установление последовательности событий.

Тема: Предложение. Прочитайте первое и последнее предложение каждой цепочки. Составьте два недостающих предложения. Запишите, подчеркните подлежащее и сказуемое.

1. Поднялся ветер. 2. … 3. … 4. Деревья обнажились.

1. Пошли сильные дожди. 2. … 3. … 4. Коровы остались без корма.

Использование интеллектуально – лингвистических исследовательских заданий на уроках русского языка приводит к возрастающему интересу к предмету, проявление у школьников положительных эмоций при выполнении упражнений, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, формирование правильной, логичной, доказательной речи школьников, рост их орфографической грамотности.

Развивать логическое мышление можно и на уроках чтения. Казалось бы, чтение и логика - понятия не совместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако именно такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы над развитием логического мышления на уроках литературы состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных. Решение логических задач на уроках литературы не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени повышает интерес к чтению.

На уроках окружающего мира логическое мышление я развиваю на богатом учебном материале с помощью постановки проблемных вопросов, решения проблемных заданий и задач. При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы. Планируя урок, учитель должен выбрать наиболее эффективное место учебной проблемы в процессе обучения. Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью. В течение урока учитель должен управлять ходом решения проблемы, вовремя выяснять причины затруднений в решении проблемы и оказывать своевременную помощь.

Во внеурочной работе развитию логического мышления способствуют разнообразные тематические экскурсии и наблюдение за окружающим миром.

В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность учеников активизируется.   Использование учителем начальной школы различных форм и методов развития логического мышления на уроках и во внеурочное время - является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения.   

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время позволяет сделать вывод, что при правильной её организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Школьники, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде, что неизбежно ведёт к повышению качества образования.