РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Федосова Марина Олеговна,
педагог дополнительного образования
Аннотация. В данной статье мы рассмотрим воспитание дошкольников – развитие их ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Ключевые слова: математические игры, фигуры.
В наше время происходит все большее расширение знаний, усваиваемых в детском возрасте. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Дети с пользой проводят время, увлеченно играя в такие логико-математические игры, как «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Кубики Никитина», «Вьетнамская игра», «Цветные палочки Х. Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша». Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития дошкольников.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа решения, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)
Следовательно, логико-математические игры — это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Основными компонентами логико-математических игр являются:
- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;
- абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;
- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки;
- игровая мотивация и направленность действий, их результативность;
- наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;
- возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;
- общая направленность на развитие инициативы детей.
Правила строго зафиксированы, определяют способ, порядок, последовательность действий по правилу. Игровые действия позволяют реализовать задачу через игровую деятельность. Результаты игры - завершение игрового действия или выигрыш.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
Раскрывая тему, необходимо дать характеристику разным группам логико-математических игр.
- Игры на выявление свойств - цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);
- на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);
- На овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.)
- Игры на плоскостное моделирование (головоломки):
- классические: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и др.;
- современные: «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Чудесный круг», «Три кольца», мозаики «Лето», «Озеро», «Лётчик», «Джунгли» и др.;
- Игры со спичками (на преобразование, трансфигурацию);
- Игры на воссоздание и изменение по форме и цвету:
- рамки-вкладыши М. Монтессори, «Секретики», мозаика из палочек, «Радужная паутинка» (квадрат, звезда, круг, треугольник, «Геометрический паровозик», «Сложи узор», «Кубики-хамелеон», «Крестики» (с цветными счётными палочками, «Уникуб», «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Соты Кайе», «Логоформочки», «Фонарики», «Тетрис» (плоский, «Радужное лукошко», «Сложи квадрат», «Логический конструктор» (шар, «Логическая мозаика»;
- Игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата (настольно-печатные):
- «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд», «Сложи сам»;
- Игры на объемное моделирование (логические кубики, «Кубики для всех»):
«Уголки» («Собирайка», «Эврика», «Фантазия», «Загадки» «Тетрис» (объемный);
- Игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы):
«Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись», «Часть и целое»;
- Игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры): «Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат», «Цветок лотоса», «Змейка объемная», «Клубок, «Куб»;
- Игры на освоение отношений (целое - часть)
- «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Дом дробей».
Логико-математические игры условно подразделяются на три группы:
- развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино»;
- логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
- обучающие упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».
Логико-математические игры разнообразны и требуют широкого изучения. Каждая отдельная игра решает определенные задачи. Они могут быть на выявление свойств предмета, на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения, на плоскостное моделирование (головоломки, на воссоздание и изменение по форме и цвету, на объемное моделирование и на освоение отношений (целое - часть).
Таким образом, логико-математическое развитие детей дошкольного возраста происходит главным образом через игровую деятельность, в режимных моментах. Задача педагога, помочь развитию логико-математических способностей ребёнка, используя логические и математические игры и средства логико-математического развития дошкольников с учётом возрастных особенностей.
Библиографический список:
Развитие детей. https://ncuxolog.ru/zagadochnyj-tangram.
Мир детских эмоций и чувств. http ://fb.ru/article/173523/kolumbovo-yaytso-uvlekatelnaya-golovolomka-dlya-detey-i-vzroslyih - Fb.ru http :// novijmir . blogspot . ru /-
Волшебная шкатулка. Занимательная математика. http:// coollib.com/i/85/290985/i_025.jpg
Детский сайт для родителей. Развитие детей.
Мир детских эмоций и чувств https://ncuxolog.ru/zagadochnyj-tangram- .
Волшебная шкатулка. Занимательная математика. http :// novijmir . blogspot . ru /-