« Развитие логического мышления на уроках в начальной школе»
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.
Начальное образование призвано заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, именно этот возраст является продуктивным в развитии логического мышления: дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов.
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
В младшем школьном возрасте у детей интенсивно развивается логическое мышление и когнитивные процессы посредством активной речевой деятельности. Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.
По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.Н. Таран, В.П. Петрунек, учебная деятельность – это деятельность по самоизменению и самосовершенствованию. Л.С. Выготский отмечал, что основные изменения школьного возраста — это основание и овладение психическими процессами, которые обязаны своим происхождением обучению.
Согласно проведённым исследованиям многих авторов, таких как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский выявлено, что развитие памяти, внимания, мышления и мотивации формируются в онтогенезе в процессе общения и предметной деятельности ребенка.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым
По мнению В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, С.К. Бондырева, А.В. Запорожец, В.В. Дывыдова и С.Л. Рубинштейна, память лежит в основе любого психического явления. Без её включения в акт познания ощущение и восприятие будут переживаться как впервые появившиеся, что затруднит ориентировку человека в мире и самом себе.
Проблема развития внимания всегда является одной из самых главных и основных проблем научной психологии.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательского процесса личности, который направлен на содержание образа и мышления.
Внимание играет ответственную роль в регуляции интеллектуального процесса. Оно сосредотачивает, ведёт сознание индивида в определённый момент для познания какого-то реального или идеального объекта – будь то предмет, явление, событие, образ, мысль и т.д.
Внимание занимает первостепенное место среди психических явлений, являясь их неотъемлемой частью. Вниманию специалисты отводят особую роль в учебно-познавательном процессе школьников. Сосредоточенность, направление сознания учащегося на конкретные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной работы.
Часто недопонимание учебного предмета, возникновение недочётов при прохождении самостоятельных заданий, незнание как начать и далее последовательно вести работу при заучивании текстов, рисовании, составлении технических деталей объясняется не недостатком способностей к этим видам действий, не слабостью мышления или плохого запоминания, а недостаточной внимательностью.
Как правильно подобрать задания на развитие логики у школьников?
Внимание ребенка обычно быстро рассеивается, дети поспешно переключаются с одной игрушки на другую. Чтобы этого не происходило, нужно совершенствовать средства развития, создавать нестандартные игровые ситуации. Так вы поддержите интерес и усилите вовлечённость ребенка в игру, в процессе которой сможете транслировать ему какую-то информацию.
Во время игр и общения обратите внимание на структуру речи малыша. В младшем школьном возрасте он уже должен строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Они являются словесным выражением степени развитости его мышления.
Если ребёнок говорит преимущественно простыми и односложными конструкциями, увеличьте нагрузку на его речь: спрашивайте, подталкиваете к рассуждениям. В этих занятиях будьте не только слушателем, но и участником, направляйте мысль малыша к развитию наводящими вопросами. Так ему придется усложнять структуру своих умозаключений.
Упражнения на развитие логического мышления для школьников
Как развить логическое мышление? Упражнения на развитие логического мышления у школьников должны задействовать следующие навыки:
1. Сосредоточенность: удерживать фокус внимания ребёнка можно с помощью глубокого погружения в игровой процесс. Для этого он должен быть интересен, продуман. Необходимо задействовать качественный дидактический материал;
2. Проектирование: этот процесс активизирует комплекс мыслительных процессов. Ребёнок визуализирует результат, выстраивает план достижения этого результата, последовательно осуществляет его;
3. Критическое мышление: этот тип мышления заставляет ребенка самостоятельно анализировать события и явления. Собственное исследование оставляет после себя больше выводов и умозаключений, чем сухие факты.
Несмотря на то, что школьная система начинает постепенно вытеснять игровые формы развития, они всё ещё являются самыми эффективными. Задача родителей – правильно организовать домашний досуг, чтобы ребёнок удовлетворял свои потребности в отдыхе, а вы — в его развитии. Отсюда вытекают две важных рекомендации: игры должны быть увлекательными и включать образовательную составляющую.
Отвечают этим параметрам наборы для ролевых игр. Ребёнку интересно примерять новые роли, тем более, когда это дополняется инвентарём «как у взрослых» (стетоскоп, колбы и т.д.). Способ глубокого погружения в игру хорошо маскирует обучающие моменты процесса. Таким образом, ребёнок играет в свое удовольствие, усваивает новые факты и развивает мыслительные навыки. Кроме заданий набора вы можете самостоятельно придумывать новые упражнения на его базе.
Упражнения на развитие логического мышления
Примеры развивающих заданий:
Батарейка своими руками и отбор по признакам.
Сделайте вместе с ребёнком батарейку из картофеля/лимонов и запчастей из набора по инструкции. Предварительно сами найдите несколько обычных батареек из домашних приборов, желательно чтобы они были разными (пальчиковые, дисковые). Попросите малыша сравнить их: найти общее (все нужны для электропитания приборов) и различное (по форме, размерам).
Что развиваем: навыки синтеза и обобщения данных
2. Нити из водорослей и самостоятельное исследование.
Возьмите порошки для создания полимерных нитей из водорослей, проведите опыт по инструкции. Спросите ребёнка, почему для эксперимента использовались именно водоросли, какие их свойства были полезны для химической реакции. Ребёнок не даст вам верного, научно обоснованного ответа, но это заставит его мыслить новыми категориями (свойства, реакция, изменения). После этого дайте ему задание для самостоятельного исследования, попросите найти 3 интересных факта о водорослях в энциклопедиях, интернете.
Что развиваем: навык самостоятельного поиска, кругозор, понимание химических процессов
3. «Электрический монстр» и составление загадки.
Создайте «электрического монстра» из солёного теста и пластилина. После выполнения этого задания у ребёнка появится представление об электрической цепи, электричестве и его свойствах. Попросите его перечислить электрические приборы, которые есть в вашем доме, и предложите придумать загадку об одном из них. Чтобы это сделать, ребёнку придётся обозначить свойства предмета, его характеристики.
Что развиваем: навыки анализа, абстрагирования, конкретизации, речь.
4. Искусственный снег и пересказ эксперимента.
Внимательно изучите инструкцию и сделайте полимер «искусственный снег» из материалов набора. После окончания эксперимента попросите ребёнка пересказать кому-нибудь то, что произошло, и объяснить результат. Обсудите с ним как «создаётся» настоящий снег, при необходимости помогите ему придумать и обосновать разные теории.
Что развиваем: навыки абстрагирования, кругозор, воображение, речь.
Таким образом, с помощью развивающих упражнений решается не только задача развития логического мышления, но и самая востребованная психолого-педагогическая проблема — это развитие познавательной (когнитивной) деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Первый класс:
Система заданий предусматривает несколько групп систематически выстроенных задач и заданий, направленных преимущественно на выделение, прослеживание, распределение и изменение различных признаков и характеристик объектов.
Во втором классе продолжается работа по развитию умения производить простые логические действия. Задания на классификацию усложнились: они неразрывно связаны с развитием у детей способности строить цепочки логических рассуждений.
Развитие словесно-логического мышления в этом возрасте возможно с помощью заданий на определение истинности или ложности высказывания, заданий на понимание высказываний с кванторами общности и существования.
В 3-4-х классах школьники должны научиться анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.).
Проведение и классификация предметов, геометрических фигур и т.д. с выделением разных признаков предметов
В отдельную группу выделяю элементарные комбинаторные задачи. Их особенность заключается в том, что они имеют не одно, а несколько решений и при их решении детям необходимо осуществлять выбор решений в рациональной последовательности с тем, чтобы быть уверенным, что рассмотрены все возможные случаи и не пропущен ни один из них. Важно, чтобы дети увидели и осознали возможность составления нескольких комбинаций и нашли рациональный способ их выбора.
Например:
Сколько раз за неделю стрелки часов проходят через 6
Запишите различные двузначные числа, пользуясь только цифрами 4 и 7.
В первом и во вторых классах рассматриваются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников; умение делать заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым и вторым объектами, вторым и третьим; умения сравнивать числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения; умения делать обобщения.
Например: Сравни: 1) два числа 1 и 10, 16 и 61
2)Два выражения 17+1 и 71+1
3) решения трех текстовых задач:
- У Миши 6 книг, а у Веры на 2 книги меньше. Сколько книг у Веры?
-Длина минутной стрелки настенных часов 9 см, а часовая стрелка на 2 см ее короче. Какой длины часовая стрелка?
- Жене 8 лет, сестра на 2 года моложе его. Сколько лет сестре?
Сравнение предметов с указанием сходства и различия, дробление недостающих элементов.
Например: рассмотрим пары предметов, дорисуй у второго предмета то, что забыл нарисовать художник.
Обобщение, где требуется или продолжить или дорисовать недостающий предмет. Например: 1) Сколько квадратов должно быть в четвертой строке, нарисуй их. Нарисуй третью елочку, сравнив первую и вторую.
В дальнейшем, работая с логическими приемами, предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все свойства. После небольшой тренировки провожу игру: Шамиль и Адильхан должны выделить как можно больше свойств мяча. Самостоятельно сравнивая мяч с другими предметами.
С учетом предметных связей использую следующие задания:
Найди неизвестное число:
Селедка лед
Солистка лист
17350 ?
Ответ: 3
В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит и в числе надо соответственно исключить две первые цифры и две последние. Получим число «3».
Найдите неизвестное число:
Самолет лом
Скворец ров
350291 ?
Ответ:20
Найдите неизвестное число:
Машина 12
Тир 6
Школа ?
Ответ : 10
Анализируем слова и числа, замечаем, что в слове машина 6 букв, а число в 2 раза больше, в слове тир- 3 буквы, число в 2 раза больше, в слове школа – 5 букв, то число большее в 2 раза- 10.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны. С возрастом их нервная система укрепляется, но многие ее свойства, благоприятствующие активному развитию способностей, в значительной мере утрачиваются, поэтому нужно спешить использовать период начального обучения для развития творческих способностей детей.
Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Логические игры и задачи для учащихся 3 - 4 классов
Загадки-шутки
1. В каком слове 40 гласных? (Сорока.)
2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «о».)
3. Что в человеке есть одно,
А у вороны — двое,
В лисе не встретится оно,
А в огороде — трое. (Буква «о».)
4. Что мы слышим в начале урока? (Звук [у].)
5. Что находится в начале книги? (Буква «к».)
6. Что стоит посередине Волги? (Буква «л».)
7. Ум наоборот. (My.)
8. Какое слово состоит из половины буквы? (Полк, поле.)
9. Какое слово имеет семь штук «я»? (Семья.)
10. Какое слово имеет пять «о»? (Опять.)
11. Что стоит посередине Земли? (Буква «м».)
12. Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)
13. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как страусы не умеют говорить.)
Шарады
Первое — нота, второе — игра,
Целое встретится у столяра. (До-лото.)
Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои.
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Бук-вы.)
Подряд три предлога возьмем,
Целое на дереве найдем. (С-у-к.)
Первый слог — последняя буква в алфавите,
Второй слог — детская болезнь,
А в целом — то, что выбрасывают,
Когда он нужен, и поднимают, когда не нужен.
(Я-корь.)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй — с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пи-рог.)
Нота — мой первый слог.
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (Ми-на.)
Первое — предлог, второе — летний дом.
Целое порой решается с трудом. (За-дача.)
Первое — нота, второе — тоже,
Целое на горох похоже. (Фа-соль.)
В начале октября ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдешь — там целое найдешь. (Ок-но.)
Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
Целое в музее найдете без труда. (Кар-тина.)
Задачи-игры
1. Найдите слова, которые не меняют своего значения при перестановке слогов. (Мама, папа, дядя, няня, Ляля.)
2. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах: сосна, камыш, жало, навес, актер, наши, кабан, качай, нора, какой? (Насос, мышка, ложа, весна, терка, шина, банка, чайка, койка.)
3. «Шифровка».
1) Расшифруйте слова, поместив вместо звездочек букву, которая должна стоять между данными буквами в алфавите.
(Алфавит.)
2) Зашифруйте имя одного из литературных героев по образцу.
Например:
4. «Из одного имени несколько».
Анна (Алиса, Нина, Надя, Алла;
Антон, Никита, Николай, Андрей).
Люба (Лена, Юля, Белла, Анна;
Леонид, Юрий, Борис, Андрей).
Коля (Кирилл, Олег, Лев, Ярослав;
Катя, Оксана, Людмила, Яна).
5. «Хвостоглав».
Что за странные слова?
Ходит кругом голова.
Кто поймет? Кто разберет?
Как читать? Наоборот?
Догадался?
Молодец!
Слова первого конец
Стал началом для второго.
Подсказал нам это Вова.
Тебе понравилась игра?
Тогда, дружок, найди слова.
Ребятарелкартинарод. (Ребята, тарелка, картина, народ.) Собакартонародина. (Собака, картон, народ, Родина.)
Капустарелкартина. (Капуста, тарелка, картина.) Яблоколопатарелкартофель. (Яблоко, около, лопата, тарелка, картофель.)
6. «Проделки Бабы-яги».
Баба-яга взяла и перепутала все буквы в именах сказочных героев. Восстановите их.
АЛБМВАИН. (Мальвина.)
НУАТБИОР. (Буратино.)
САРОЛНК. (Карлсон.)
ШУЛОКАЗ. (Золушка.)
ШАКЕРУБАЧ. (Чебурашка.)
ЧАТЯПОК. (Пятачок.)
ЛЕЯМЕ. (Емеля.)
КУСЕГОРЧАН. (Снегурочка.)
ЛЕБЖОНЕКАС. (Белоснежка.)
7. «Угадай слово».
(Учитель читает определения, учащиеся должны заменить их словами с удвоенными согласными.)
1) Род войск. (Артиллерия.)
2) Ограненный алмаз — украшение. (Бриллиант.)
3) Самая крупная человекообразная обезьяна. (Горилла.)
4) Собрание картин или камней. (Коллекция.)
5) Денежная бумажная купюра США. (Доллар.)
6) Праздничное освещение улиц. (Иллюминация.)
7) Безрельсовый трамвай. (Троллейбус.)
8) Рисунок, картинка в книге к тексту. (Иллюстрация.)
8. «Имена с удвоенной согласной».
Соревнуются команды мальчиков и девочек, кто больше запишет имен.
(Образец: Жанна, Кирилл, Филипп, Анна, Алла, Геннадий, Римма, Элла, Нелли, Инна, Эмма и т. д.)
9. «Реставрация».
Допишите начало слова. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
1) Основной цвет, на который нанесен рисунок. (Фон.)
2) Первая буква славянского алфавита. (Аз.)
3) Солнце жжет его макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
4) Он пятится назад. (Рак.)
5) Результат попадания футбольного мяча в ворота. (Гол.)
10. «Пять котов».
1) Внезапно нападает на человека. (Икота.)
2) Близок... (локоток), да не укусишь.
3) Он в крестьянском хозяйстве. (Скот.)
4) Всем ябедам мы объявили... (бойкот) и не разговариваем с ними.
5) Их жарят на сковородке. (Котлеты.)
Задания для умников и умниц
1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит, или азбука.)
2. Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?
3. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й, ъ, ь.)
4. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки? (Аз-и-я.)
Задания-шутки
1. Как каплю превратить в цаплю? (Заменить 1-ю букву.)
2. Можно ли из нуля получить соль? (Заменить одну букву.)
3. Как написать слово «ласточка» тремя буквами? (Лас.)
4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)
5. Какой месяц короче всех? (Май.)
6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к.)
7. Есть слово из шести букв, которое можно написать и одной буквой, поставив после нее знак препинания. Что это за слово? (У-точка.)
8. Какое слово можно записать четырьмя и тремя буквами? (Трио, ООО.)
9. Где вода стоит столбом? (В стакане.)
10. Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины, дальше он уже выбегает из леса.)
11. На что похожа половина яблока? (На другую половину.)
Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.
Заметила, что только регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности. Дает возможность детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, создает условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.