СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ловкости у школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Является методическим пособием при развитие ловкости у школьников

Просмотр содержимого документа
«Развитие ловкости у школьников»

ЛОВКОСТЬ МЕТОДИКА ЕЕ ВОСПИТАНИЯ


Возникновение и первоначальное значение категории ловкость

Большой вклад в разработку проблемы соотношение категорий «координация движений», «ловкость» и «координационные способности» и выявление места ловкости в этой иерархии внесли исследования В. Г. Стрельца (1969; 1990; 2002) и более 100 его учеников. В. Г. Стрелец и его последователи теоретически разработали проблемы, Что же такое ловкость? Обратимся в этом вопросе к исследованию И. Бражнина (1941): « Слово ловкость есть производное от корня «лов». Глагол от этого корня -. «ловить».

Первоначальное значение слова относится к охоте, промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. Охотник прежде назывался ловцом.

Употребляемые для охоты собаки назывались ловчими собаками - борзые, хортые и т.д. Выдрессированные для охоты птицы - ястреб, сокол - называются ловчими птицами. Способность этих животных хватать зверя, перенимать его, кидаться, вцепляться в зверя, изворачиваться называлась в старину ловчивостью или ловкостью.

С течением времени значение слова расширилось, и было перенесено на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по-прежнему определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности, гибкость.

Хотелось бы из этого исследования выделить основную идею, и привести к научным терминам спортивной метрологии - это обращенность на внешние вероятностные условия:

  • перенимать его - реакция на движущий объект при беге или полете, кидаться, вцепляться в зверя

  • простая двигательная реакция, изворачиваться

  • двигательная реакция выбора.

Ловкость - способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой двигательной задачей:

  • правильно (т.е. адекватно и точно),

  • быстро (т.е. скоро и споро),

  • рационально (т.е. целесообразно и экономично),

  • находчиво (т.е. изворотливо и инициативно).

  • Ловкость - это качество управления движениями, обеспечивающие правильное (т.е. адекватное и точное), быстрое (своевременное), рациональное (целесообразное и экономичное), и находчивое (стабильное и инициативное) решение двигательной задачи.

  • Для дальнейшего исследования необходимо учесть наиболее распространенное определение качества ловкости, данное В. М. Зациорским (1976), в связи с тем, что оно является часто применимым и считается наиболее верным:

  • ЛОВКОСТЬ - это, во-первых, способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.



Существенное значение и воспитании ловкости имеет совершенствование функции двигательного анализатора. Чем выше способность человека к точному анализу движений, тем быстрее он сможет овладеть новыми дви­жениями или перестроить их.

Ведущее значение ловкости как двигательно-координационного качества

В управлении движениями важнейшее место занимает объективное восприятие пространственно-временных характеристик. Эффективность деятельности во многом определяется рациональным использованием имеющегося двигательного потенциала. Неожиданно возникающие достаточно сложные ситуации предъявляют повышенные требования к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений, быстроте реакции. Все это связано с проявлением ловкости.

Понятие "ловкость" включает в себя, большое количество различных проявлений двигательных качеств человек не может быть ловким при низких показателях силы, выносливости, быстроты. Мерой ловкости могут служить координационная сложность, высокая точность и строго определенное время выполнения двигательной задачи. Чем лучше пространственные, временные и силовые характеристики, тем экономичнее действия, и чем меньше времени занимающийся затрачивает на их усвоение тем, следовательно, выше уровень его ловкости.

В понятие "ловкость" входит также умение приспосабливаться к погодным условиям: сильный ветер, дождь, низкая или высокая температура и т.д. В проявлении ловкости значительна роль информации, получаемой от зрительных, тактильных и слуховых анализаторов, свидетельствующих о характере и степени точности выполняемого движения. Без определенного уровня развития ловкости невозможно управлять пространственно-временными и силовыми характеристиками движения, своими ощущениями, восприятиями, эмоциями, а также проявлять волевые усилия для выполнения сложнокоординационных упражнений.

Содержание ловкости предусматривает также способность к дифференцированию временных параметров двигательного действия. Чувство времени присуще высоко квалифицированным спортсменам и позволяет, например, спортсменам правильно определить скорость передвижения, рационально распределить силы и найти момент финишного ускорения.

Основное содержание ловкости составляют следующие компоненты:

  1. Латентный период решения сложных двигательных задач в условиях выбора;

  2. Быстрота моторного компонента;

  3. Синхронизация двигательных и вегетативных функций

1. Латентный период решения сложных двигательных задач в условиях выбора предполагает возможность самостоятельного определения целесообразного варианта действий. На один и тот же комплекс раздражителей можно реагировать по-разному в зависимости от возможностей организма.

Чем выше лабильность нервной системы, тем выше уровень ловкости и тем быстрее занимающийся принимает правильное решение.

Например, при выполнении атакующего удара по воротам есть несколько вариантов решения двигательной задачи: нападающий самостоятельно проходит с мячом к воротам; передает его партнеру, выполняя обходной маневр и занимая более удобную позицию; разыгрывает комбинацию с двумя или тремя партнерами.

Выбор варианта определяется способностью игрока объективно оценить ситуацию, зафиксировать в поле зрения соперников, оценить возможности партнера и, наконец, правильно определив скорость перемещения всех игроков на площадке, разыграть нужную комбинацию. Чем скорее игрок принимает решение, тем лучше он управляет игровой ситуацией,

2. Быстрота моторного компонента является важной составляющей ловкости. Мышечные волокна обладают разной скоростью сокращения. Их сократительные свойства определяются соотношением количества Двигательных единиц, характеризующихся различной скоростью сокращения. Между частотным диапазоном импульсной активности мотонейронов и скоростными сократительными свойствами их мышечных волокон существует прямая зависимость. Скоростные сократительные свойства мышц существенно влияют на характер мышечной деятельности. Чем быстрее сокращаются мышечные волокна, тем выше скорость движения.

При управлении движением кроме выбора нужных мышц и своевременного момента их включения центральная нервная система регулирует степень их напряжения. С этой целью используются следующие механизмы:

- регуляция количества мотонейронов конкретной мышцы;

- выбор режима их работы.

Чем больше двигательных единиц имеет мышца, тем большее напряжение она развивает. Число мотонейронов определяется импульсацией возбуждения, воздействующих на мотонейроны их подкорковых и корковых двигательных центров, промежуточных нейронов спинного мозга.

Чем сложнее и разнообразнее двигательная деятельность, тем больше мотонейронов вовлекается в работу и тем выше будет степень проявления ловкости. Например, чем больше арсенал приемов у футболиста, тем более разнообразные финты и дополнительные движения он использует на игровом поле, выбирая их в зависимости от конкретной ситуации, и тем результативнее будет его деятельность.

Выбор режима работы двигательных единиц определяется интенсивностью возбуждения. При незначительной интенсивности задействованы малые мотонейроны. В этом случае их импульсация невысока, например мышц, участвующих в удержании определенной позы тела. Для проявления ловкости требуется значительная интенсивность импульсации, что характерно для больших двигательных единиц.

3. Следующий компонент ловкости — синхронизация двигательных и вегетативных функций.

Деятельность центральной нервной системы имеет высокоупорядоченный и согласованный характер, координирующий двигательные и вегетативные функции. Чем выше уровень координации, тем быстрее включаются в работу двигательная и вегетативная системы. Так, например, квалифицированному бегуну для перехода на более высокий уровень функционирования требуется меньше времени, чем начинающему спортсмену.

При выполнении двигательных действий значительная роль отводится сенсорным коррекциям, т.е. информации, поступающей из мышц и внутренних органов. Она имеет важное значение для последующих движений. Например, при метании копья или диска результат зависит от правильно выполненных предварительных действий. Анализаторы, сигнализируя о расположении звеньев тела, участвуют в программе выполнения и коррекции движений. Чем согласованнее включение обеспечивающих функций, тем выше уровень развития ловкости

Разновидности и проявления ловкости

Являясь сложным двигательно-координационным качеством, ловкость имеет несколько разновидностей. Одна из них — проявление ловкости в стандартных, заранее известных условиях.

Многие спортивные упражнения, которыми стремятся овладеть дети и подростки, заранее известны им как по содержанию, так и по условиям выполнения, например прыжок в длину с места, лазанье по канату одним из способов, стойка на голове и руках и т.д. Для выполнения каждого из них необходимо достигнуть уровня развития комплекса двигательных координаций. Так, прыжок в длину с места требует определенного сочетания силовых способностей, согласованности движений отдельных звеньев; точного выполнения главного усилия при отталкивании и т.д.

Прогнозирование условий как проявление ловкости широко представлено в спортивной деятельности. Многие упражнения выполняются в сочетании с другими, поэтому часто конечное положение одного упражнения является исходным для следующего. Например, кувырок вперед с Прыжка заканчивается приседом, из которого удобно выполнить стойку на голове и руках.

Если кувырок с прыжка сделан при более энергичном толчке и в большем темпе, то подъем разгибом с головы должен быть более укороченным, так как быстрый темп предыдущего упражнения уменьшает время на подготовку второго акробатического элемента. Конечное положение подъема разгибом с головы зависит, в свою очередь, от высоты (траектории выполнения нения упражнения, расположения звеньев тела, т.е. здесь не может быть четких, заранее прогнозируемых условий выполнения каждого двигательного акта. Чем больший двигательный опыт имеет ученик, и чем разнообразнее условия выполнения изучаемых упражнений, тем шире диапазон экстраполяции.

Выполнение двигательных актов в нестандартных условиях невозможно без достаточного уровня развития ловкости. Они наиболее характерны для игровых видов спорта, отличающихся сложностью ситуации. Футболист, например, принимая подачу, должен так выполнить задание, чтобы создать благоприятную ситуацию для дальнейших действий партнеров. Для этого ему следует определить направление полета мяча и места на площадке, куда необходимо своевременно переместиться, принять необходимую позу для отражения удара. Эффективность этих двигательных действий возможна при реализации следующих условий:

  • наличие у игрока правильно сформированного чувства времени позволяет ему в минимальный промежуток времени определить направление полета мяча и вероятное место его приема;

  • способность к предвидению укорачивает реакцию выбора или реакцию на движущийся предмет;

  • способность к переключению внимания.


МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОВКОСТИ

- Для развития способности дифференцирования пространственных параметров проводятся занятия на спортивной площадке больших или мень­ших размеров, чем стандартные. Это позволяет занимающимся более точ­но соизмерять свои перемещения по указанному пространству.

- Зеркальное выполнение упражнения — один из эффективных и ши­роко используемых приемов для совершенствования способности к точ­ному различению пространственных характеристик двигательного дей­ствия. Это требует большой концентрации внимания, определенного дви­гательного опыта, запаса координационных возможностей.

- Применение Разнообразных, более сложных исходных положений для начала выпол­нения упражнений также повышает способности к адекватной оценке про­странственных параметров движения.

- С этой целью правильно распределять мышечные усилия в пространстве и во времени используется такой прием, как смена разных способов выполнения упражнения. Так, после подтягивания с утяжеленным поясом занимающийся выполняет подтягивание в обычных условиях с большей легкостью и амплитудой. При метании утяжеленной гранаты, диска, толкании ядра большего веса, чем стандартный, легче добиваться лучшего результата за счет более тонкого дифференцирования силовых параметров движения.

- Способ развития и совершенствования дифференцирования силовых параметров, как противодействие занимающегося, когда он вынужден преодолевать сопротивление партнера или соперника. При использовании такого методического приема подросток приучается к более точной оценке своих усилий.

- Дифференцирование временных параметров осуществляется изменением скорости или темпа движений. «Чувство времени», присущее высококвалифицированным спортсменам, позволяет правильно определить ско­рость своего передвижения на любом отрезке дистанции и рацио­нально распределить силы, сохранив их для финишного ускоре­ния.

- Ориентировка во времени позволяет своевременно выявить главный момент приложения основного усилия в двигательном акте, распределить по времени основные и завершающие двигательные действия. Кроме того, это дает возможность определить соотношение работы и отдыха (чтобы отдых не оказался слишком длительным, так как в этом случае послед­ствие от возбуждения исчезнет). При недостаточном отдыхе мышечное напряжение становится чрезмерным, что ведет к снижению координа­ции движений.

- Для работающей мышцы необходим отдых — расслабление, как обязательная предпосылка для восстановления. Излишнее на­пряжение в мышцах ведет к скованности движений и нерезультатив­ному выполнению двигательного действия. В зависимости от сложности изучаемого двигательного действия и уровня развития ловкости, время его освоения может быть разным.

- по мере увеличения спо­собности к сохранению устойчивого положения тела в изменяющихся условиях уровень развития ловкости возрастает. Чем разнообразнее условия двигательной деятельности, тем легче занимающийся приспосабливается к ним. Так, выполнить кувырок впе­ред на повышенной опоре (гимнастической скамейке), с закрытыми гла­зами или после прыжка через веревочку способен лишь человек с доста­точно большим двигательным опытом.

- Экономичность мышечных усилий — один из важных показателей уров­ня развития ловкости. Известно, что новичок на освоение упражнения тратит гораздо больше усилий, чем квалифицированный спортсмен. С по­вышением двигательного опыта возрастает экономичность мышечных усилий. - - Необходимо расширять нали­чие определенного двигательного опыта, т.е. способность к экстраполяции. Экстраполяция позволяет выбрать самое эффективное из многих разнообразных движений в конкретных условиях или неожиданно возникающей ситуации. Например, лыжник- гонщик, не раздумывая, будет пре­одолевать очень крутой подъем «лесенкой», несколько меньшей крутизны — «елочкой», сравнительно пологий — «полуелочкой». Причем выбор нуж­ного варианта практически не требует от него дополнительного времени.

- Одним из факторов, обусловливающих развитие ловкости, является учет типологических особенностей центральной нервной системы. Люди с преобладанием характеристик сильного типа нервной системы сравни­тельно легко ориентируются в выборе движений, целенаправленно веду­щих к эффективному решению задачи.

- Проявление ловкости в значительной мере определяется уровнем раз­вития ряда других двигательно-координационных качеств, в первую очередь силовых возможностей, степенью проявления быстроты, выносли­вости. Так, дальность броска баскетбольного мяча в значительной мере обусловлена силой работающих мышц, быстротой включения активных двигательных единиц, а также способностью зани­мающегося к длительной физической нагрузке.

- На совершенствование ловкости влияют и двигательные координации: точность, подвижность, гибкость, равновесие, прыгучесть и другие.

Качество любого двигательного действия в большей степени определяется точностью выполнения каждого его элемента. Момент начала выпуска диска в решающей степени влияет на дальность его полета.

Способность сохранять устойчивое положение тела, в том числе и неожиданно возникающих ситуациях (при необходимости выполнения» двигательного действия в положении наклона, выпада, приседа), помогает более успешно решать двигательную задачу, достигая поставленной» цели. При недостаточном уровне развития равновесия затрачиваются дополнительные усилия на обеспечение необходимой устойчивости тела (повышенной, ограниченной, подвижной опоре и др.) что, в свою очередь, затрудняет проявление ловкости.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛОВКОСТИ

В научно-методической литературе предлагаются различные спо­собы оценки показателей ловкости. В основном они сводятся к следу­ющему:

Физические и спортивные упражнения настолько сложны и разно­образны, что возникла необходимость в уточнении критериев оценки раз­вития ловкости как одной из ведущих двигательных координации. Ана­лиз имеющейся литературы, а также опыт работы с начинающими по­зволили выделить следующие основные критерии оценки ее показателей:

1. быстрота реакции на действия соперника (партнера) или изменя­ющуюся ситуацию;

2. степень соответствия движений характеру действий соперника или ситуации;

3. правильность ощущения положения тела или отдельных его звеньев с закрытыми глазами;

4. степень соразмерности движения с расстоянием, величиной и формой предмета или снаряда;

5. точность оценки расстояния, распределения усилий, скорости или направления движения соперника или партнера.

1. Быстрота реакции на действие соперника (партнера) в стандартной или вменяющейся ситуации является одним из важнейших критериев оценки ловкости, так как требует высокой координации движений за минималь­ный отрезок времени. Ее можно измерить несколькими способами:

- с помощью секундомера, фиксируя скорость выполнения действий;

- по опережающим действиям (или отставанию) двух или несколь­ких партеров или соперников;

- по наличию синхронности в движениях;

- по сохранению или нарушению ритма действий.

2. Степень соответствия движений характеру действия соперника или ситуации. Данный критерий также требует высокой координации двига­тельных действий или своевременной адекватной оценки ситуации. Оценивается визуально, по вели­чине амплитуды.

Для более точного измерения можно использоваться специальные разметки, что сделает оценку более объективной. Частоту движений так­же можно подсчитать за одну минуту, за первые пять минут игрового пе­риода или за пять минут до его окончания. Темп движений определяется по секундомеру.

3. Третьим критерием оценки ловкости является степень правильного восприятия положения тела и его звеньев с закрытыми глазами. В данном случае критерием является полное или частичное совпадение с правиль­ным положением. Величина отклонения оценивается в зависимости от точности воспроизведения техники изучаемого упражнения. Определя­ющее значение имеет своевременная коррекция по ходу выполнения дви­гательного действия.

4. Следующий критерий оценки данного качества — степень соразмер­ности движения с расстоянием, величиной и весом предмета или снаряда. При использовании этого критерия учитывается выбор амплитуды дви­жений в соответствии с расстоянием. В процессе спортивной игры на специальной площадке школьники осваивают движения, развивающие способность точно оценивать их пространственно-силовые и временные характеристики. Например, передача баскетбольного мяча поперек площадки, продольно или по диагонали требует проявления различных силовых возможностей и пространственного восприятия.

Изменение пространственных параметров связано с соответствующим приложением мышечных усилий. Передвижение по площадке в различных направлениях, необходимость обойти соперника ставят игрока условия острого дефицита времени. В короткий промежуток ему необходимо адекватно оценить ситуацию, расположение партнеров и игроков, расстояние до кольца и принять единственно правильное решение: ком и каким способом передать мяч, выполнить бросок самому или сделал финт для смены позиций.

5. Спортивные игры предъявляют различные требования к уровню лов­кости. Так, футбол при наличии стандартных условий игры: постоянные размеры игровой площадки, разметки— тем не менее, требуют различно­го дифференцирования основных параметров движений. Это связано с постоянным перемещением игроков по площадке с разной скоростью, в разном темпе и направлениях, а также с использованием разнообразных, неожиданных технических приемов игры. Все это ставит игроков в усло­вия постоянного поиска новых решений двигательной задачи.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ

В ряде исследований отмечается, что для проявле­ния ловкости, связанной с дифференцированием временных параметров, наиболее благоприятен возраст 7-12 лет, что в некоторой мере согласуется с нашими данными. Высокие показатели ловкости отдельных звеньев тела (движений руками, ногами, кистью и даже пальцами) наблюдаются. У детей, начиная с 11 -летнего возраста, в то время как у младших школьников (7-10 лет) эти показатели существенно ниже. Известно, что у детей мелкие мышцы развиваются значительно медленнее, чем крупные.

Дифференцирование пространственных параметров движения бо­лее успешно осуществляется, начиная с 11-12 лет. В младшем школьном возрасте (7-10 лет) дети ещё не могут в достаточной мере оценивать пространственные характеристики двигательных действий. Это связано с недостаточно сформированными психическими способностями детей (неустойчивым вниманием, неадекватным анализом своих действий, а также со сравнительно небольшим двигательным опытом учащихся начальных классов).

дифференцирование силовых параметров двигательных действий интенсивно увеличивается, начиная с 10-11 лет. В зависимости от сложности и характера физических упражнений показа­тели могут быть разные.

Так, способность правильно оценивать вес пред­метов существенно возрастает в период с 8 -10 лет, а развивать мышечные усилия заданной величины — с 12-13 лет.

Дети младшего школьного воз­раста несколько отстают по приросту показателей силовых параметров движений. Сила нервных процессов у них еще недостаточна, а при длительном использовании однотипных или сложных для данного возраста упражнений быстро наступает запредельное торможение. Поэтому дети не способны быстро воспроизводить точную структуру движений и выполнение ими заданного упражнения отличается неточностью.

Элементы но­визны, непредсказуемости и неожиданности не только активизируют дви­гательную деятельность, но и способствуют расширению кругозора школьников, стимулируют умственную работоспособность, повышают эмоциональное состояние.

Таким образом, прирост показателей ловкости определяется ее раз­новидности и проявлениями, возрастом, полом (в некоторой степени), а также условиям организации и проведения занятий.

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ

При использовании разнообразных упражнений специальной на­правленности можно развивать и совершенствовать ловкость во всех ее проявлениях и разновидностях.

Для улучшения ориен­тировки в пространстве, дифференцирования силовых и временных параметров двигательного действия целесообразно использовать различные вари­анты бега:

- с изменением направления, скорости,

- с преодолением препят­ствий,

- челночный бег,

- прыжки через препятствия разными способами,

- метания снарядов из различных исходных положений:

-в цель и на даль­ность,

- правой и левой рукой,

- с места и с разбега,

- утяжеленных, различ­ной формы и т.д.

Эффективными упражнениями для развития ловкости в различных условиях, стандартных, прогнозируемых и нестандартных, являются элементы подвижных и спортивных игр. Например:

приём и передача летящих с разных сторон 3-5 и более мячей (в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся); то же, в приседе, в выпаде, с закрытыми глазами, после поворота на 360°;

приём мяча от партнера, удар об пол, бросок в потолок, поймать и передать партнеру. То же, в движении, приставным шагом вправо и влево;

приём и передача мяча последовательно: двумя руками, правой, ле­вой. То же, в движении вперед, вправо и влево, спиной вперед, с поворота­ми на 180 и 360°;

приём и передача мяча в глубоком выпаде, из разных исходных положений (не менее пяти, выбираемых самим учеником);

приём и передача мяча после выполнения акробатических упражнений:

- бросок мяча — кувырок вперед — прием мяча;

- бросок мяча — перекат в сторону любым способом — прием мяча;

- бросок мяча — перекат назад в группировке на одной ноге — Прием мяча.

- броски мяча левой рукой

- броски мячей двумя руками одновременно

- броски мячей двумя руками одновременно с одним закрытым глазом

- приём мяча от партнера после разворота по сигналу

- дуэль два игрока находятся в разных углах зала у каждого теннисный мяч, по команде они сближаются и должны поразить друг друга мячами.

Выбор упражнений зависит от уровня подготовленности и возраста занимающихся. Для совершенствования всех проявлений ловкости целесообразно использовать гимнастические и акробатические упражнения на снарядах упрощенных и усложненных условиях, с разной и скоростью, в сочетании с другими двигательными действиями и т.д. Например, перекат назад в стойку на лопатках, кувырок назад в упор стоя, на одном колене, упор присев и прыжок прогнувшись с поворотом на 180%. Эту комбинацию можно усложнить, дополнить новыми элементами, используя стандартные и нестандартные условия, отдельные движения выполнить с закрытыми глазами. Такой подход к организации занятий приводит к существенному приросту показателей ловкости.


Упражнения на внимание с изменением положения тела.

Счет 1 – прыжок вперед; счет 2 прыжок назад; счет 3 прыжок вправо; счет 4 прыжок влево; Счет 5 – прыжок вверх; счет 6 прыжок с поворотом на 360 градусов;

Счет 1 – руки вверх; счет 2 руки в сторону; счет 3 руки вперед; счет 4 правая вверх левая вниз; Счет 5 – левая вверх правая вниз;


Упражнения на ловкость с элементами борьбы;

Хлопки ладонями.

Борьба, на руках стоя (правой, левой) захват кистями.

Пятнашки (наступание ногами на ноги противника).

Выбивание рук в упоре лежа.

Выталкивание из круга, без бросков с помощью рук.

Борьба, стоя на коленях.

Перетягивание палки.

Игровой бой на одной ноге.

Игровой бой в парах (один находится верхом).

Игровые бои.

Футбол поролоном с элементами борьбы.

Регби.

Броски, набивание, удары ногами по предметам.

Набивание ракетками теннисных шариков. Стоя на месте и в движении, передачи друг другу и т.д..

Набивание ногами футбольных и волейбольных мячей.

Ведение и передачи в парах ногами (теннисных мячей, резиновых мячей различного диаметра, футбольных и волейбольных мячей, медицинболов различного веса, кубиков, кусков поролона различной конфигурации, коробок из под пневматических патронов), которые при полете меняют направление.

Набивание ладонями рук мячей различного диаметра.

Броски различных предметов в парах (теннисных шариков, теннисных мячей, резиновых мячей различного диаметра, футбольных и волейбольных мячей, медицинболов различного веса, палок, кубиков, кусков поролона различной конфигурации), которые при полете меняют направление.

Ловля палок (одной, двух) различными способами, перехваты. Упражнение на вытянутой руке держится палка, вторая рука за спиной первая рука отпускает палку, вторая рука ловит.

Броски различных предметов на точность.

Рекомендуется чередовать броски правой, левой рукой, после рук удары по предметам ногами.

Игры.

Вышибалы.

Футбол.

Настольный теннис.

Различные эстафеты (переползание, ходьба гуськом, прыжки, бег с изменением направления,

Упражнения для совершенствования дифференцировки мышечных усилий.

Прыжки в длину с места, многоскоки, тройной прыжок на заданное расстояние;

Подскоки вверх на заданную высоту;

Спрыгивание на мат со шведской стенки: с 3, 4 , 5 , 6, 7, 8, 9, 10 планки.

Запрыгивание на препятствие разной высоты.

Все упражнения выполняются из различных исходных положе­ний, в различных направлениях и плоскостях, в различные конечные положения.

Упражнения для совершенствования функций равновесия

Стойка на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами с различным положением свободной ноги и рук до потери равновесия на ограниченной площади опоры и различной высоте;

Разнообразные упражнения на гимнастической скамейке, рейке гимнастической скамейки, бревне без предметов и с предметами;

Игры, эстафеты, полосы препятствий с элементами удержания равновесия на двух или одной ноге;

4) прохождение отрезков различной длины с закрытыми глазами после мно­гократных вращений вокруг себя.

Элементы полосы препятствий:

ходьба по бревнам установленным на разной высоте;

ходьба по качающемуся бревну;

прыжки по вкопанным баллонам

Кувырки, перевороты.

Кувырки вперед, назад. 10-15 раз.

Кувырки через левое, правое плечо.

Колесо через левое, правое плечо. Колесо через левое, правое плечо на одной руке.

Стойка на лопатках.

Вставание со стойки на лопатках прогибом в стойку на ногах.

Стойка на голове.

Стойка на руках.

Вставание со стойки на руках в положение стойки прогибом.

Вставание со стойки на руках в положение мостик.

Страховка при падении на левый, правый бок, назад, вперед.


Полоса препятствий.

Порядок формирования П/П в условиях спортивного зала или улицы зависит от возраста и подготовленности детей.

В условиях спортивного зала в качестве препятствий можно использовать: скамейки, шведские стенки, обручи, переноску набивных мячей, броски различных мячей, кувырки на матах, пролезание под различными препятствиями, использование специально изготовленных препятствий, тумбы, рукоходы и др..

Методические ошибки при развитии координационных способностей.

Поскольку координационные способности проявляются в тесной взаи­мосвязи с другими двигательными качествами, то практически все вы­шеуказанные недостатки в организации или в методике развития двигатель­ных качеств могут быть причинами травм и при развитии координационных способностей. Тем не менее, по данным А.Тер-Ованесяна (1978), несовер­шенная межмышечная координация является главной причиной растяже­ний и разрывов сухожилий и мышечных волокон при развитии координа­ционных качеств.

Методические рекомендации по предупреждению травм.

Перед выполнением упражнений на развитие координации необходимо тщательно проводить разминку с применением упражнений, которые по­добны тренировочным как по форме, так и по содержанию.

Скорость выполнения упражнений, их амплитуду и координационную сложность необходимо увеличивать постепенно, как в одном занятии, так и в системе смежных занятий.

При выполнении упражнений с дополнительными отягощениями нуж­но согласовывать их величину с индивидуальными возможностями учени­ков. Нельзя выполнять недостаточно усвоенные упражнения с высокой ин­тенсивностью, с применением игрового и соревновательного методов, на фоне усталости и т.п.

Не включать в занятия сложнокоординационные упражнения при не­благоприятных внешних условиях (скользко, плохое освещение, значитель­ные отвлекающие внешние раздражители и т.п.).

Таким образом, плохо организованные и спланированные занятия фи­зическими упражнениями могут нанести вред организму учеников. Чтобы этого не произошло, необходимо заранее рационально спланировать заня­тия с учетом особенностей контингента и специфики развития того или другого физического качества.


13