СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие малыша в доречевой период" - консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить и развивать ребенка нужно с самого рождения. На первом году жизни начинают формироваться предпосылкки для обучения ребенка.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие малыша в доречевой период" - консультация для родителей»

Развитие малыша в доречевой период

В семье появился ребенок. Родители, наблюдая, как растет и развивается малыш, радуются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным словам.

И, конечно, у них возникает много вопросов. Один из них: «Надо ли обучать чему – то малыша и как это делать?»

Учить и развивать ребенка необходимо с самого рождения. На первом году жизни его мозг обладает наиболее высоким темпом развития, начинают формироваться предпосылки для обучения ребенка, так как совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощущения, создается база интеллектуального и речевого развития.

Несомненно МАМА– главный человек, осуществляющий связь младенца с окружающим миром и именно поэтому она его ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ.

Ниже приведены среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития.


Возраст, мес.


Характеристики доречевого периода


2 мес.

Первые звуки. Интонирует крики ( удовольствия и неудовольствия)

до 3 – 3, 5 мес.

Ответные звуки. Активно реагирует на зрительные и слуховые

раздражители, стабилизируется улыбка, появляется смех. Начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого – комплекс оживления.


3 – 4 мес.

Гуление(кряхтение, визг, произношение отдельных гласных звуков, слогов,ребенок как будто играет с ними). Появляется избирательное внимание к речи окружающих. Начинает узнавать голос матери или близкого человека.


5 – 6 мес.

Период молчания (может отсутствовать). Сочетает гласные с согласными, образует цепочки слов типа ба – ба – ба,да – да – да,га – га – га – появляется лепет.

6 – 8 мес.

Разнообразные звуки, лепет. Лепет не является собственно речью, он не зависит от «научения», это показатель созревания малыша. Он овладевает элементарным пониманием речи, основанным на различении только ее ритмико -интонационного состава. Понимает многие слова, узнает названия отдельных предметов.

8 – 12 мес.

Лепет становится богаче и разнообразнее: отраженный лепет –

повторение за взрослым и самолепет – собственная речевая

активность. После появления первых настоящих слов лепет постепенно затухает. Первые слова(из двух – трех открытых слогов: ляля, тата , др.), много звукоподражаний(би – би, гав – гав…). Начинает выполнять простые словесные инструкции, дополненные жестами.


10 – 11мес.

Понимает речь, основанную на восприятии звукового состава слов, стремится контактировать со взрослыми.

12 мес.

Начинает овладевать элементами социально – бытовых навыков – проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку… В эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами: на, дай, там, мама, папа, бах, ав – ав, би – би…

Активный словарь от 2 – 3 слов до 15 – 20.


Сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка.

Важно знать, если указанные формы не появляются в определенный период или имеются единичные проявления, это должно насторожить родителей. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, необращенность лепета ко взрослому являются симптомами речевых нарушений, как правило, связаны с ослаблением центральной нервной системы.

Родители, заметив это, должны сразу обратиться к неврологу.

Что же нужно для обучения и развития малыша?

Тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка – основа формирования всей психической деятельности малыша. Сразу после рождения как можно чаще общайтесь с ребенком «глаза в глаза».

Развитие слуховых функций.

Ухаживая за малышом, разговаривайте с ним ласково и выразительно.

Читайте стихи, потешки, пойте короткие песенки, изменяя тональность и высоту голоса. В возрасте от 6 до 9 мес. играйте в «Ладушки», «Ку – ку!», «Сорока – ворона». Периодически, в течение дня давайте ребенку послушать какую – либо звучащую игрушку(погремушку, звоночек…)Включайте(но не надолго!) музыку различного характера. К 3мес.ребенок должен уметь определять местонахождение источника звука в пространстве(в ответ на звуковой стимул ребенок поворачивает голову к источнику звука).Меняйте местоположение источника звучания. Учите ребенка реагировать на собственное имя. Прежде чем подойти к кроватке малыша, ласково позовите его по имени. Называйте членов семьи по именам. К 9 мес. ребенок в состоянии различать по имени членов семьи. Не забывайте о звуках, которые окружают нас в быту: шум воды, звонок телефона. Как только малыш научится сидя манипулировать одной рукой, сделайте для него баночки – бренчалочки( с крупой, пуговицами, разноцветными камешками, шариками…). Играя с ребенком, обязательно комментируйте свои действия. Например,катая машинку, говорите «би – би» и т. д. В 10 – 12 мес. обращайте внимание на отдельные звуки, звучащие предметы в соседней комнате, на прогулке... Не забывайте озвучивать услышанное.

К концу первого года жизни ребенок с нормальным психическим развитием и сохранным слухом адекватно реагирует на речевое общение и интонацию, отвечает действием на некоторые словесные просьбы.

Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослым и на окружающие предметы, он долго не дифференцирует «своих» и «чужих.

Развитие зрительной функции

Ваше лицо – самый интересный объект для рассматривания, по крайней мере, в течение первых двух месяцев жизни ребенка. Почаще смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним, пойте ему. И не забудьте – оптимальное расстояние для рассматривания в этом возрасте – 20 – 30 см.

Ребенок обладает врожденными способностями к подражанию, поэтому «стройте» ему рожицы, улыбайтесь, хмурьте брови, выпячивайте нижнюю губу, высовывайте язык, пропевая звуки, утрируйте их артикуляцию.

Перемещайте ребенка по комнате, обращайте внимание на игрушки, заранее расставленные предметы (их не должно быть много). При этом обязательно разговаривайте с ребенком. Подобные передвижения способствуют равномерному развитию полей зрения обоих глаз.

Раскрасьте картонные кубики разной величины черно – белыми полосками или решетками. Яркие и контрастные игрушки – прекрасный инструмент для стимуляции зрительной функции (все должно быть в меру).

Не забывайте вместе смотреться в зеркало, стоя на расстоянии 20 –30 см от него, ласково беседовать с ребенком. Вместе с ребенком можно рассматривать увеличенные фотографии близких малышу людей.

Стимулируйте прослеживающие движения глаз малыша, научив его следовать за предметом, медленно двигайте в разных направлениях – вправо, влево, вверх, вниз, по кругу.

Надевайте себе на шею яркие бусы различных размеров из натуральных камней, дерева, платки или шарфы из различной ткани. Наклоняясь над ребенком, разрешайте ему трогать эти вещи, чтобы у него формировалось представление о качествах и свойствах предметов.

Как только у малыша разовьется способность действовать двумя руками, подвесьте ему в кроватку разнообразные предметы быта(деревянные ложки…). Когда малыш сможет сидеть в кроватке, учите его бросать игрушки на пол, в тазик. Это не пустое развлечение, а серьезная интеллектуальная работа.

Начиная с 3 мес. у ребенка формируются представления о цветовом различии окружающих предметов. Прикрепив на спинку кровати круги желтого, синего, красного и зеленых цветов, называйте круг цвета, которым он заинтересовался. Для развития остроты зрения, начиная с 6 мес., учите ребенка смотреть на мелкие предметы. Для рассматривания можно пришить к ткани пуговицы различной величины и различных цветов.

Научите включать и выключать настольную лампу. Используя игры с водой, учите следить за тем, как вы ее переливаете, как движется легкий предмет по воде, предложите подуть на предмет.

После 5 мес. меняется характер зрительного прослеживания. Следя за предметом, ребенок как бы ощупывает его взглядом, осматривает.

Если при этом внимание ребенка переключить на другой предмет или лицо взрослого, то через короткое время он может вернуться к прерванному занятию. Появление этой функции – важный показатель нормального нервно – психического развития.





Развитие тактильных функций

Первая тактильная стимуляция малыша – его тесный физический контакт с матерью, поэтому она должна быть чрезвычайно тактичной, нежной, бережной. Прикасаясь, поглаживая ребенка, приговаривайте что – нибудь, улыбайтесь, доставляя своему малышу удовольствие. Попробуйте погладить его ручки, ножки варежкой (кусочком ткани), сшитой из разных тканей (шелк, хлопок, бархат). Понаблюдайте, какое прикосновение нравится вашему малышу.

Обязательно кладите ребенка на различные по тактильным ощущениям поверхности – мягкие, пушистые, гладкие, жесткие. Сшейте из ткани различной фактуры разные геометрические фигурки, мешочки, наполнив их шариками, орешками, ватой и др.Для ощупывания можно использовать прочные кусочки тканей или предметы, разнообразные по тактильным ощущениям.

Используя различные предметы, помните о том, «что пробы на зуб» в этом возрасте – один из основных способов получения информации об окружающем мире. В тазики, мисочки, наполненные различными крупами, горохом, фасолью, орехами, камешками(пальчиковый бассейн), разрешайте запустить малышу руку и найти предмет, который вы спрятали у него на глазах. Для тактильной стимуляции можно использовать массажные коврики, щетки. На дощечках, смазанных детским кремом, глиной, пальчиковыми красками, пальчиком ребенка можно нарисовать домики, дорожки, рожицы.

Не забывайте – все «эксперименты» ребенка обязательно должны проходить под наблюдением взрослых, обеспечивающих полную безопасность маленькому исследователю.

Вечером, укладывая ребенка спать, сделайте мягкий массаж ручек, особенно пальчиков, напевая колыбельную или рассказывая коротенькую сказку, потешку.

Занимаясь с ребенком, не старайтесь воздействовать сразу на все органы чувств, подобная «перестимуляция» может привести к тому, что малыш «выключится» из общения, и периоды сосредоточения внимания станут короче.

Важно помнить, что первый год жизни отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития. Только систематические игры – занятия могут дать положительный результат, а иногда даже предупредить отставание в развитии.

Успехов и терпения вам в ваших педагогических шагах. Помните, от того как вы отнесетесь к раннему периоду развития своего малыша, во многом зависит его дальнейшее психофизическое развитие.