СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие мелкой моторики"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.  Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.Таким образом, изучив и проанализировав теоретические источники, по проблеме  развития мелкой моторики младших школьников мы пришли к выводу, что мелкая моторика учащихся характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук.Упражнения на развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие мелкой моторики"»



Развитие мелкой моторики.

Рука – Это инструмент всех инструментов

Аристотель

Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук. Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. 
Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести. 
Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но среди них можно выделить наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. 
Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали … разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – дело в том, что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки-карандаша при письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки- общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание. Я думаю, что нельзя исключить большую роль уроков изобразительного искусства в формировании мелкой моторики, а, следовательно, и речевой деятельности детей.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Уроки по изобразительной деятельности способствуют сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Комарова, Н.И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, сочитающую познавательные и эмоциональные моменты. Данные специалисты едины во мнении, что художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

Специалисты И.А. Бонк, И.Ю. Матюгин, Т.Ю. Аскоченко в своих трудах показали, что среди различных видов деятельности, таких как учебная, трудовая, игровая, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения она приближается к игре.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта.

Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Таким образом, изучив и проанализировав теоретические источники, по проблеме развития мелкой моторики младших школьников мы пришли к выводу, что мелкая моторика учащихся характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук.

Из работ специалистов мы видим, что развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности младших школьников является одним из важных психологических факторов обучения. Высокий уровень сосредоточения необходим в восприятии натуры и рисунка и в осмысливании всего процесса изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики рисующих представляет сложный процесс, и при том его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы над заданием и применяемых способов его выполнения и корректирования.

На занятиях изобразительной деятельности, в процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.

Среди основных средств обучения изобразительному искусству важное место занимает педагогическое рисование - выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями. С особой категоричностью эту мысль подчеркивает Е.Г. Шумилина, утверждающая, что рисование на доске представляет собой проблему общепедагогического значения, ибо умением рисовать, как и говорить, должен владеть каждый учитель.



Упражнения на развитие мелкой моторики рук на уроках изобразительного искусства.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Волшебные пятна (кляксы). Назвать изображения и придумать историю.

Рисование в воздухе. Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изобража­ющую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.

Рисование ножницами. Данная методика развивает у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно – моторную координацию и мелкую моторику кисти рук. Для данного занятия необходимо подобрать хорошие ножницы: небольшие и с острыми концами. Обучающимся были, показаны вазы разной формы, ребята могли рассмотреть, ощупать, что дало обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально-моторной координации.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Найти в этих линиях об­разы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и т.д.).

Игры-упражнения с изобразительным материалом — экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Могут быть полезны для детей младшего школьного возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельности и для детей более, старшего возраста в случае эмоциональных расстройств. Эффект упражнений — в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личностной бе­зопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к иссле­довательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.

Рисунок на асфальте. Ребенку дают цветные мелки и предлагают нарисовать все, что ему хочется.

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Затем стекло протирается тряпкой. Можно рисовать на оконном стекле.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, ракушки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по же­ланию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Рисование спиралеобразными линиями. Педагог делает контурный набросок предметов, а ребенок рисует по нему фломастером или ручкой спиралеобраз­ными линиями.

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накла­дывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисо­ван. не весь предмет, а только его контур.

Танцующие руки. Большой лист оберточной бумаги (или обои) раскладываются на полу. Детям предлагают в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается оживленная музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.

Волшебный салют. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».

Самоцветы. Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги — это «сундук с драгоценными камнями». Ребенку предлагают попробовать все возможные сочетания красок и наполнить «сундук» разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

Крупный масштаб. Создать изображение руками и ногами (отпечатки стоп, кистей), используя малярные кисти, губки. Необходимо иметь под рукой поло­тенце и ведро с водой, чтобы вымыть руки, ноги.

Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание).

Игра с тестом. Смешать 2 стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку растительного масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить порошкообразную краску. Создавать из этого состава все­возможные фигурки.

Работа с бумагой:

Коллаж. Вырезать из журналов фигуры людей, животных и т.д., а затем оформить их в композицию. Можно подпи­сать, что люди делают или о чем думают.

Деревья из бумажных лент. Развивает аналитическое мышление т.е. анализировать способы выполнения работы, навык самоконтроля в процессе работы. А также развитию согласованности в работе глаз и рук совершенствованию координации движений, гибкость, точность в действиях.

Папье-маше. Смешать оклеивающий состав и куски бумаги. Используя формы, смазанные вазелином, создать модели из папье-маше. Дать им затвердеть, а затем раскрасить их.