Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 12
«Развитие мелкой моторики и координации движения рук учащихся с ОВЗ на занятиях по изобразительному искусству в подготовительной группе»
методическая разработка
Разработчик:
Преподаватель отделения
изобразительного искусства
МБУ ДО ДШИ № 12
Кременицкая Н.Ю.
г.Ульяновск
2015 год
Аннотация
Методическая разработка раскрывает проблемы развития мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по изобразительному искусству; предлагает пути их решений на примере конкретных заданий и рекомендаций по организации уроков. Рекомендуется для использования педагогами при организации занятий в подготовительных группах.
Содержаниие
Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников ОВЗ уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся ОВЗ наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Технология развития мелкой моторики и координации движения рук – это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний для освоения новых способов человеческой деятельности.
Новизна заключается в разработке системного подхода в творческой деятельности с применением разной техники выполнения: аппликация, пальчиковая живопись, работа с соленым тестом, живопись губкой, обводка, штриховка, раскрашивание, кляксография, внедрение своих навыков в учебную и воспитательную деятельность школьников младшего и среднего звена; проведена систематизация этапов творческой работы.
Цель работы по развитию мелкой моторики, является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Введение
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем ввиду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику малышей важно как можно раньше.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС, и ускоряют развитие речи ребенка.
Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Простые движения во время гимнастики перед занятием помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Каждое занятие по развитию изобразительной деятельности мы рекомендуем начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.
Пальчиковая гимнастика – это тот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике, повторение и закрепление на занятиях по изо – деятельности способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Используемые методы при работе по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог и родители, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога и родителей, организующих практическую и познавательную деятельность детей.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец педагога;
показ педагога.
Словесный метод включает в себя:
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении с детьми с ограниченными возможностями.
Общие рекомендации по организации занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.
Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.
По этому, так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды).
Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится ребёнок - гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.
Гуашь - это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если ваш ребёнок решит отложить рисование.
Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Ребёнку лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ему удобно будет брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены.
Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.
Для рисования можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.
Помните, свет должен падать с левой стороны - если ваш ребёнок правша (свет с правой стороны, если ваш малыш левша), чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите его за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
На первых занятиях рисованием предложите только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое? Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите и устройте небольшую «выставку» работ.
Когда ребенок только начинает учиться рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем, как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а педагог направляет руку и пальцы. Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняю.
Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаем эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагаю демонстрировать то, что изображено.
Следующей задачей обучения изо - деятельности детей с ОВЗ является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Обследование я проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и другие.
Развитие моторики и формирование захвата у учащихся с ОВЗ на уроках рисования.
Рисование способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процесса малыш учится различать цвета и оттенки, поймет что такое размер и количество. Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами. Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также во время трапезы и подготовки к ней. Необходимо четко осознавать, как развитие мелкой моторики происходит во время изобразительной деятельности, так как творчество для ребенка – врожденная способность, и его с полным основанием можно назвать движущей силой развития личности. При организации работы над развитием тонкой моторики необходимо, главным образом, учитывать стадии формирования у ребенка «захвата». Различают несколько форм захвата, при формировании которых следует использовать ряд заданий, способных развить и закрепить навыки владения тем или иным способом рисования :
Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони.
Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. рабочий конец направлен к мизинцу. большой палец направлен вверх. такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.
Пример задания: «Зернышки для курочки» (на горизонтально расположенном листе бумаги дети оставляют точечный след)
Ребенок захватывает мелок противопоставляя большой палец («Грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности.
Пример задания: «Светит солнышко», «Идет дождик» (дети учатся проводить вертикальные линии)
Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами (удобно при рисовании на вертикальной поверхности).
Пример заданий: «Зайчик гуляет по травке» (дети учатся произвольно рисовать вертикальные линии). «Зверята идут в гости» (рисование горизонтальных дорожек для зверят). «Мешаем кашку», «Цветные клубочки» (во время работы совершенствуется качество ладонно-пальцевого захвата, сопровождающегося вращением запястья). Учим рисовать округлые каракули.
(подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами).
Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания.
Пример заданий: «Следы по снегу», «Листья падают», «Травка выросла» (работы выполняются способом примакивания – кисть плашмя). «Дождик», «Салют», «Идет снег», «Ветка мимозы», «Созрела рябина» (работы выполняются способом касания – кисть вертикально).
При захвате «пинцетом» ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами.
На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала.
На второй ступени формирования пинцетного захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. Такой захват довольно редко используется в быту, но нужен в работе с бисером и мелкими бусинами, при вытаскивании тонкой нити из ткани.
На уроках можно использовать различные (альтернативные) техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, быть может, ребенок вам сам подскажет чем ему приятнее рисовать.
Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием. Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Начните рисовать с ним одну картинку. Быть может ребенок не захочет этого делать, а вы можете начать и без него. Он обязательно подключится, ведь ему интересно, что это вы там делаете. А дальше уже можно будет усложнять работу.
Примеры заданий для занятий альтернативной техникой рисования:
-Рисование щтампами (изготавливаются педагогом заранее из картофеля, пробки, пластилина): «Букет тюльпанов», «Морское дно».
-Оттиск природных материалов: «Осенний букет»
-Рисование в технике «Набрызг»: «Салют»,
-Рисование ватными палочками: «Бабочка», «Снегопад»
-Рисование пальцами: «Веселые мордочки», «Снеговички»
-Рисование губкой: «Цыпленок», «Пушистое облако»
-Кляксография: «Удивительное дерево»
Неоценимую роль в развитии мелкой моторики играют различные тренировочные упражнения. Для детей с ограниченными возмоностями здоровья эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому упражнения следует строить в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы, т. е. задания даются на больших листах бумаги, более крупные и в тетради с большой клеткой и строкой.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках: ладони вверх или вниз, одновременно или попеременно; сгибание или разгибание пальцев рук, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание и разжимание в кулачок. Специальные упражнения для держания карандаша, правильное держание карандаша или ручки.
Упражнения для развития мелкой моторики:
- обведение по шаблону или трафарету предметов, знакомых детям, их раскрашивание;
- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
- обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала;
- рисование геометрических фигур и похожих на них предметов и раскрашивание;
- рисование геометрических фигур по клеткам ( по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка);
- рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным линиям и точкам);
- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
- составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разными цветами;
Формирование захвата и развитие мелкой моторики на уроках лепки
Лепка является одним из видов художественного творчества. На занятиях по лепке дети учатся лепить из пластилина, глины, теста доступные формы. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются тесто и пластилин.
Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Используйте природный материал, различные крупы, семена, каштаны, жёлуди. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть и простые полянки с цветами, зимний пейзаж, зайчики, птички. Так и более сложные поделки: разнообразные лабиринты, открывающиеся двери у нарисованных домиков, деревня из различных материалов. Главное подходить к работе творчески, и у вас все получится.
Работы, требующие использования ладонного захвата:
-Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями.
Пример заданий: «Блинчики», «Цветные тарелочки», «Печенье для куклы».
-Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки
Пример задания: «Конфетки».
-Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук
Пример задания: «Бревнышки для домика». Сам домик собирает педагог.
-Задание скатывать шарики из пластилина круговыми движениями рук на столе, затем между ладонями предполагает умение устойчиво фиксировать запястье на весу
Пример заданий: «Колобок», «Мячик», «Снеговик», «Вкусные ягодки».
-Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке
Пример заданий: «Ёжики», «Смешная прическа».
-Разрывать пластилиновый столбик
Пример задания: «Покормим уточек».
(Примечание: два последних вида работ выполняют методом ладонного захвата только при отсутствии «щепоти».)
Работы, предполагающие использование «щепотного» и «пинцетного» захвата:
-Разрывать пластилиновый столбик
Пример задания: «Зернышки для курочки»
-Соединять края пластилинового столбика
Пример заданий: «Угощения для друзей», «Колечки для пирамидки».
-Втыкать в пластилин палочку, держа ее щепотью
Пример заданий: «Яблоко», «Ёжик».
-После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик
Пример задания: «Овощи-фрукты».
-Прищипывать края изделия из пластилина
Пример заданий: «пирожок», «цветок».
-Делать стеком вмятины в пластилине
Пример задания: «Печенье для медвежонка», «Красивые пуговицы».
Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
• выполнение декоративных налепов разной формы,
• прищипывание,
• сплющивание,
• оттягивание деталей от общей формы,
• плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В
• и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Из пластилина можно лепить не только объемные фигурки, но и создавать красивейшие творения на плоскости. Эта техника имеет свое название - рисование пластилином. Это очень занимательное занятие, как для малышей, так и детей постарше. С малышами можно рисовать в простейшей технике - обратной аппликации на стекле. Дети постарше, которые имеют опыт рисования обычными красками, могут попробовать рисовать пластилином, используя его в качестве "краски". В первом случае мы получаем, защищенную стеклом, поверхность картины. Во втором случае, необходимо защитить пластилиновую поверхность картины. Рисование пластилином - увлекательное и полезное занятие, так как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. А это хорошо развивает мелкую моторику рук.
Формирование захвата и развитие мелкой моторики на уроках аппликации
Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону. Для аппликации с малышами очень удобна техника коллажей.
Начинать это вид деятельности малыш может только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш.
Виды работ:
-Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем
Пример заданий: «Снегопад», «Осенние листочки».
-Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем
Пример заданий: «Игрушки на елку», «Колеса к машине», «Глазки зверятам».
Сниженный мышечный тонус в разной степени представленный практически у всех детей с ограниченными возможностями здоровья, что сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении.
Пальчиковая гимнастика на уроках по изобразительному искусству
Специальное исследование детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
В специальной литературе описываются отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики, в которой рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. “мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга”.
При коррекционной работе с детьми с ОВЗ мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой.
Физкультминутки включаются в занятия по изобразительной деятельности. В зависимости от возраста и от темы их может быть 1–2 по 2–3 минуты. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением. Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами психогимнастики и на релаксацию.
Для детей логопедических групп актуально проводить физкультминутки с речевым сопровождением, т.к. это имеет ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий.
Такие упражнения несут в себе целый комплекс коррекционных задач:
– снятие напряжения после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
– развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы;
– содействие развитию дыхания;
– закрепление произношения отдельных звуков речи;
– развитие просодической стороны речи.
Учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и уровень сложности нарушения речи, при осуществлении дифференцированного подхода, упражнения можно разделить на три группы:
1-я группа – упражнения для кистей рук:
– развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
– учат напрягать и расслаблять мышцы;
– развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
– учат переключаться с одного движения на другое.
2-я группа – упражнения для пальцев условно статические:
– совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3-я группа – упражнения для пальцев – динамические:
– развивают точную координацию движений;
– учат сгибать и разгибать пальцы рук;
– учат противопоставлять большой палец остальным.
В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию. Вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в которые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с учетом возможностей детей с ОВЗ при системном недоразвитии речи.
Таким образом, выбранные упражнения в соответствии с возможностями ребенка, повышают интерес к занятиям, уверенность в своих силах, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятиях разучить движения с речевым сопровождением.
Очень важно, чтобы учитель, знал текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполнял движения. Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть лицо логопеда (учителя, воспитателя, психолога) чтобы повторять эмоции и артикуляцию. В свою очередь, и педагоги должны хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Было отмечено, что систематическое включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев на занятиях и уроках играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ОВЗ. Такой подход позволяет:
Регулярно опосредованно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
Развивать и совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
Формировать навык письма.
А также, проведение физкультминуток предупреждает переутомление школьников, служит средством эмоциональной разгрузки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
Наши наблюдения позволяют сделать вывод, что дети с ОВЗ, имеющие нарушение звукопроизношения и системное недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Рекомендуемые упражнения для развития мелкой моторики рук.
1-я группа – упражнения для кистей рук.
1. “Заготавливаем капусту”.
Руками имитируем соответствующие действия.
– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!
2. “Моем руки!”
(Ритмично потираем ладони, имитируя мытье рук.)
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить, как бы стряхивая водичку.)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
2-я группа – упражнения для пальцев условно статические:
1. “Собака”.
Вариант 1.
Исходное положение: ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.
– Ав, ав, ав – я не пугаю,
– Я с ребятами играю!
Вариант 2.
Исходное положение: указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в “щепоть”, имитируя собачью пасть.
– Шла собака через мост,
– Четыре лапы, пятый хвост.
– Если мост обвалится,
– То собака свалится!
2. “Лошадь”.
Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. Потом можно поменять руки.
– Конь ретивый
– С длинной гривой
– Скачет, скачет по полям
– Тут и там! Тут и там!
3-я группа – упражнения для пальцев – динамические:
1. “Семья”.
Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.
– Этот пальчик – дедушка,
– Этот пальчик – бабушка,
– Этот пальчик – папочка,
– Этот пальчик – мамочка.
– Этот пальчик – это я.
– Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
2. “Домик”.
Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.)
– Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
– Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
– В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
Заключение
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Б.Т. Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников ОВЗ уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся ОВЗ наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Список литературы.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- С.189.]
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - С.78.
Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 10.
Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам [Текст] / Ю.А. Полуянов - М.-Рига: Эксперимент, 2000. - С.23
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа (средний, старший, подготовительный возраст), - М: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2009. – 144с.,переиздание.
Лыкова И.А. хужодественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптура из природного материала. – М: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.-160с.,8л.вкл.