СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию

Просмотр содержимого документа
««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения»»










Доклад по самообразованию



Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения»









Большакова Карина Юрьевна,

Педагог дополнительного образования

СП «ЦДО»












2022г.


Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский


Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например, бисероплетение. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН, М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова – Фомина, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.


Развитие мелкой моторики рук у детей


 Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Вся история развития человечества доказывает,  что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это.  Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока–ворона» и т.д.

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос.  Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными.  В коре  головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью.

В.А. Сухомлинский писал, что « чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.  По многим наблюдениям у детей,  которые выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук, улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Сейчас почти в каждом классе в начальной школе есть уголки с играми, материалами, направленными на развитие мелкой моторики. Но часто педагоги используют в своей работе такие виды деятельности, в которых задействованы только первые три пальца – большой указательный и средний. Это – плетение, нанизывание бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги, рисование штриховка, обведение по контуру. Первые три пальца, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им поле обозначаются как социальная зона руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя эти пальцы в упражнениях, мы на треть снижаем эффективность всей работы по развитию мелкой моторики.

    Очень полезно на коррекционных занятиях и во внеурочное время проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами (шишками, каштанами, камешками, ракушками, желудями), с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т.п.

Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе педагога или родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени (в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.    


Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста на занятиях бисероплетения


Одним из немаловажных аспектов развития школьников младших классов является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Согласно данным психологов и физиологов у детей младшего школьного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенны координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Кроме того, многие дети с трудом ориентируются в таких необходимых пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе – дальше, под–над, около–внутри. По моим наблюдениям у большинства обучающихся первого года обучения пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью, с трудом правильно берут иголку, проволоку, леску, не могут сразу нанизывать бусинки на проволоку, затянуть узелок, закрепить бисерный ряд. Возникают случаи незаинтересованности детей на занятиях при выполнении мелких, трудоёмких игрушек, воспитанники предпочитают простые бисерные украшения: бусы, браслеты, колечки.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, сейчас очень много: это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятия рукоделием. Шитьё, вышивка, бисероплетение привлекает детей тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребѐнка, когда из россыпи разноцветных бусинок появляется забавная поделка. Сделанное собственными руками вдохновляет ребѐнка, он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать ещё лучше и красивее. Для первых шагов в рукоделии лучше всего подходит бисероплетение.

Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни. Бисероплетение – занятие увлекательное и полезное, доступно детям младшего школьного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.

Значение этого увлекательного процесса очень велико, занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.

Составляя план работы с  младшими школьниками, необходимо, учитывать уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого - к сложному», разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивацию изготовления поделок.

Работу необходимо начинать с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Осваивание техники плетения необходимо начинать из мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. 

Для начала необходимо использовать прием простого низания бисера на одну нить – плетение бус, браслетов, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. После чего, как дети освоят простое низание, идет усложнение и знакомство с другими техниками плетения из бисера. Кроме освоения техники плетения  дети учатся работать со схемой, проговаривать свои действия, упражняться в счете.

Процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности,  способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного, плетение бисером оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно учась контролировать свои действия.

Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, произвольно направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

Таким образом, занятия с бисером:

  • способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

  • знакомят с особенностями художественного языка;

  • развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

  • развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,

  • способствуют обогащению словаря.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт тактильных движений. При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: нанизывать бисер на проволоку справа налево, уметь выполнять правильное чередование бисера по цвету и размеру, нанизывать ровно плотно без пробелов. В 7–8 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды низания: «В одну нить», «В две нити», параллельное плетение и уметь доводить начатое дело до конца. Так же педагогу следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 15 до 20–25 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с воспитанниками пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с детьми обеспечат правильное и красивое письмо. Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка.

Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях. Осваивая приемы пальчиковой гимнастики педагогу необходимо соблюдать некоторые правила:

  • перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

  • выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

  • при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

  • выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

Новизной методики кружковой деятельности считаю синтез бисероплетения и основы самостоятельного изготовления изделий, как по заданному образцу, так и по собственному замыслу.

В кабинете кружковой деятельности по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбрать наглядные пособия, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с педагогом, но и проявить своё творчество, реализовать свои замыслы. Реализация методики дала детям определенные результаты. У воспитанников возросла познавательная активность, желание узнавать новое, самостоятельно работать на занятии и дома. Повысился уровень учебной мотивации, что в свою очередь положительно сказывалось на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.

Бисероплетение  достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Занятия по бисероплетению играют положительную роль в развитии мелкой моторики рук у младших школьников, помогают справиться с плохим настроением, развить творческие способности. И не будем забывать  –  развитые в детстве качества, способности сопровождают нас в дальнейшем по жизни. Мы проявляем их при решении любых возникающих в нашей жизни задач, вне зависимости от их конкретного содержания.













Пальчиковая гимнастика:

 

 


Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного

и младшего школьного возраста

Пальчиковая гимнастика  под стихотворное сопровождение:


  • Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки)


  • Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)


  • Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)


  • Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)


  • Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

  • Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можно

Крепко-накрепко сожмём.

(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

  • Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)