СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается комплекс упражнений по коррекции двигательных нарушений у детей  с ограниченными возможностями здоровья, методы и приемы их использования.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.»

УДК 376.3

Л.В. Баландина

Учитель надомного обучения ОКОУ "Курская школа", г. Курск, РФ

Е-шаі1: [email protected]

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье даётся комплекс упражнений по коррекции двигательных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, методы и приёмы их использования.

Ключевые слова: дисфункция двигательной сферы, мышечный тонус, зрительно-двигательная координация, моторные нарушения, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика кистей и пальцев рук. Известно, что y многих детей с ограниченными возможностями здоровья при обследовании выявляются различные формы двигательных нарушений. Любое, даже негрубое нарушение двигательной сферы без коррекционных мер может привести к вторичному недоразвитию движений и действий, что отрицательно повлияет на выработку навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребёнка. Изменение мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная иннервация мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, несогласованными. Поэтому ребёнок не может долго удерживать карандаш или ручку. По мере возрастания нагрузки его движения становятся крупноразмашистыми, либо мелкими. Эти нарушения могут сочетаться с расстройствами зрительно-двигательной координации. В этих случаях письмо ребёнка будет отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв. Незрелость этих функций препятствует

овладению навыков чтения и письма.

Намечая план работы по коррекции двигательных нарушений учитываю, что личностная незрелость ребёнка с 1 ограниченными возможностями здоровья проявляется в отсутствии учебной мотивации, слабой воле, незрелости эмоционально-волевой сферы. Часто, испытывая неудачи, ребёнок отказывается от занятий. Поэтому, задания предлагаю детям в игровой форме.

На каждом уроке провожу упражнения по развитию мелкой моторики рук.

Все упражнения делю на три составляющие: 1) пальчиковая разминка; 22 2) работа в тетрадях; 3) различные упражнения для кистей и пальцев рук с различными предметами. Пальчиковую разминку делаем в течение 4-5 минут вначале урока или B середине. Начинаю с разминки пальцев рук — сжимая в кулак и разжимая пальцы. Движения произвожу одновременно двумя руками под счёт «Раз — два! Раз —два!» Повторяется оно 5 раз.

Далее идут упражнения на расслабление кистей и пальцев рук. Например: «Погладим котёнка» - плавные движения одной и другой рукой. «Курочка пьёт воду», «Качаем лодочку» и т. д.

Далее даю задания на удержание позы кисти руки: «Зайчик», «Гусь», «Коза-дереза».

Упражнения 1 делаю с учащимися медленно контролирую правильность позы кисти руки и точность переключений с одного движения на другое. 20 Стараюсь давать ясные, чёткие инструкции, чтобы в них были элементы похвалы.

Постепенно задания усложняю. Выполняем с детьми упражнения двумя руками одновременно.

Провожу упражнения разных уровней сложности: по речевой инструкции, по подражанию. Инструкцию сопровождаю показом, т.е. дети работают по подражанию. Далее степень их самостоятельности увеличивается — остаётся только словесная инструкция. Например: такие задания: «Пальчики поздоровались» - можно выполнять одной рукой, или двумя руками. «Зайчик-кольцо», «Ладонь-кулак», «Я хлопну один раз – ты поднимешь одну руку; я хлопну два раза – ты поднимаешь две руки» и т.д.

Нравится детям разнообразная предметная деятельность. Например: застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка на рамках, шнурование ботинок, нанизывание колец на тесьму, перебор крупы, сортировка монет и т. д.

В 3 процессе упражнений ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у 9 детей с ограниченными возможностями здоровья совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. 8

Здесь было бы уместно вспомнить выражение Н. А. Бернштейна, который писал в 1947 г.: «Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и

лишь с трудом проникло в сознание педагогов» [2] 18 Совместная работа с педагогом и одноклассниками 3 создаёт

благоприятные условия для формирования учебной мотивации, готовит 3 ребёнка к дальнейшему овладению навыкам учебной деятельности и социальной адаптации к жизни.

Список использованной литературы:

1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. — М.,1999.

2. Бернштейн Н. А. О построении Движений. М.: Медгиз, 1947. З. Забрамная С. Д. От Диагностики К развитию. — М., 1998.

4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребёнка в ваших руках. - М., 2000.

© Л.В. 26 Баландина, 2018