СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие метапредметных умений через приёмы развивающего обучения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны описания приёмов развивающего обучения, способствующих развитию метапредметных умений

Просмотр содержимого документа
«Развитие метапредметных умений через приёмы развивающего обучения»

Липина Х.Г.- учитель географии и биологии МБОУ «Каменская СОШ» Завьяловского района Удмуртской Республики. Развитие метапредметных умений через приемы развивающего обучения.


Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В основе любой методической системы лежат педагогические приемы- наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся. Педагогические приемы – одна из наиболее интересных для учителя и одновременно наименее разработанных тем в российской методике преподавания предметов.

Формула развивающего обучения выглядит следующим образом:

Развитие мышления + Развитие памяти+ Развитие внимания + Мотивация= интеллектуальная личность.

Основные задачи образования: Не просто вооружить выпускника набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Вот некоторые приемы развивающего обучения направленные на формирование регулятивных УУД:

  1. «Светофор»- суть приема состоит в особом способе организации устного опроса. После того как учитель задает вопрос, каждый ученик поднимает над головой карточку, подготовленную заранее. одна сторона карточки окрашена красный цвет, другая- в зеленый. Если ученик поднимает карточку, обращенную к учителю зеленой стороной, значит он готов отвечать на вопрос, если карточка обращена красной стороной- нет. От обычного учительского: «Поднимите руки, кто знает…»- этот прием отличается тем, что ученик не может быть заведомо пассивен. Он должен активно вслушаться в вопрос и определить свою позицию, что предполагает концентрацию его внимания.

  2. «Провокационный вопрос»- как известно, есть вопросы, не имеющие ответов, так как они построены на несуществующих фактах. В то же время ученики, невнимательно следящие за ходом урока, могут попытаться найти на него ответ. Вообще, данный прием хорош тем, что приучает школьника осознанно воспринимать речь учителя, следить за логикой изложения нового материала и за излагаемыми фактами. Можно например, попросить показать на карте самые высокие горы Удмуртии.. Здесь важно, чтобы учитель был спокоен и задавал вопрос в своей обычной манере, не настораживая ученика.

  3. Например умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (Познавательные УУД) можно развивать используя такой прием как «Ответ по опорным словам» как известно, не у всех учеников хорошая память. Иногда отвечающему у доски нужно помочь. Сделать это можно с помощью опорных конспектов ( как это делал В.Ф.Шаталов) или опорных слов и схем. Учителю следует заранее объявить, что при ответе ученик обязательно должен использовать определенные слова, которые написаны на доске. Обычно в качестве опорных используются ключевые слова темы, чтобы они могли служить для ученика подсказками. Этот прием позволяет слабым учащимся преодолеть робость пред устными ответами и придает их ответу определенную логичность.

  4. Анализировать, сравнивать и обобщать факты (познавательные УУД).

Прием «Что это?». Суть приема состоит в том, что учитель называет признаки какой – либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь. Признаки построены таким образом, что каждый последующий все точнее локализует ответ. Обычно для правильного ответа достаточно шести подсказок. Если учащиеся отгадывают с двух подсказок, то получают «5», если с трех или четырех-«4», а если с пяти или шести-«3». Каждый имеет право поднять руку только один раз.

  1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей (Познавательные УУД) Прием «Да-нет». Учитель загадывает какой- либо объект, а ученики должны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, на которые учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то необходимо ввести следующий принцип выставления оценок. Ученик, угадавший с помощью четырех вопросов, получает «5», пяти- шести вопросов – «4», десяти вопросов- «3».

При выполнении подобного задания ученик должен найти наиболее короткую цепочку вопросов для локализации загаданного объекта, т.е. с помощью данного приема проверяется его способность обобщать и конкретизировать.

  1. «Логическая задача». Логические задачи представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путем логических рассуждений расставляют в ней «+» и «-», обозначающие верные и неверные выводы. Логические задачи можно задавать как домашнее задание или в виде тренировочного упражнения в классе. Лучше не делать их слишком сложными. Решение не должно занимать более 10 минут урока. Работу с логическими задачами лучше начинать с 8 класса. Следует отметить, что есть учащиеся, которые без помощи учителя не справляются с логическими задачами. Следовательно, логическое мышление изначально есть не у каждого, но формировать его можно.

Задание: На каких кораблях плавали российские мореплаватели М.П. Лазарев, Г.Я.Седов, В.Беринг, В.М. Головнин, если известно, что:

  1. «Святой Фока» был построен последним из этих кораблей;

  2. Во времена плавания «Святого Гаврила»» М.П. Лазарев и В.М.Головнин еще не родились;

  3. В.Беринг совершил свое путешествие раньше остальных;

  4. Корабль «Мирный» участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

  5. Г.Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В.М.Головнина.

  1. Прием «Лестница». Этот прием целесообразно применять при работе с понятиями. Особенностью научного мышления является то, что оно осуществляется через систему понятий, под которыми подразумеваются логические конструкции, фиксирующие наши представления об окружающих предметах и явлениях и позволяющие отличать данные предметы и явления от смежных с ними. Признаки, фиксируемые в понятии, представляют собой свойства изучаемых предметов и явлений и отношения между ними. Понятия подразделяются на два весьма различных между собой класса: общие понятия и единичные. Общие понятия охватывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные- относятся к конкретному объекту. Прием «лестница» проверяет способность ученика ранжировать единичные или общие понятия. Пример: Выстройте данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: литосфера, горная страна, вершина, хребет, обрыв, рельеф. Ответ: обрыв-вершина- хребет-горная страна- рельеф – литосфера. .

  2. «Географическая почта». Суть приема сводится к следующему. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который ему надо рассортировать по конвертам. Например, на обобщающем уроке географии Удмуртии в 8 классе по теме «Почвы » ученик получает 3 конверта. На одном из них написано «Дерново- подзолистая почва», на втором - «Серая лесная почва», на третьем - «Болотная почва». Рядом лежат 13 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На десяти карточках написано: азональные, зональные (2 карточки), фульвокислоты, высокая кислотность, самые плодородные почвы Удмуртии, глеевый горизонт, торф, Алнашский район, Глазовский район. Еще на трёх карточках изображены: смешанный лес, лиственный лес, болото. Этот прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация.

  3. «Синхронное моделирование» С помощью демонабора по ходу рассказа учителя создается модель явления. Можно также нарисовать схему природного явления.

  4. «Поиск аналогов». Учитель называет какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Например: Найдите географические аналоги населенного пункта Каракулино. Ответ: Кез - оба начинаются на букву «К»; Селты- оба районные центры; Сарапул- оба лежат на берегу Камы; Камбарка- оба расположены на Камско- Бельской низменности…

  5. Приемы игровой мотивации( Коммуникативные УУД)

«Географические «крестики- нолики»- игровой прием основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно вдвоем или командами. Игра идет по правилам известным всем «крестиков и ноликов», но, чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку, нужно ответить на вопрос учителя или команды- соперника.

  1. Прием «Развивающие каноны» развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения. Имеется некий вид 6-элементной конструкции, где элементы (слова, символы, рисунки и т.д.) связаны скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Существуют различные типы связи между элементами


Педагогические приемы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации. Чем больше приемов обучения знает учитель, тем эффективнее его труд.