Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции
и развития интеллектуальных способностей обучающихся с ОВЗ
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. В своих школах вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную им работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют «нелепыми». В большинстве случает это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
Я не буду касаться научных аспектов темы межполушарного взаимодействия. Об этом вы можете прочитать в целом ряде книг, в частности в книге «Неуспевающие дети», написанной Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой. Но для того, чтобы была понятна логика подбора игр и упражнения программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее.
Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
Т.о. при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – частая причина трудностей в обучении, в том числе связанных с дисграфией, дислексией и др.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.
Специалисты нашей социально-психологической службы в своей работе используют игровые сеансы, направленные на синхронизацию работы полушарий, что повышает его функциональные возможности, а также психографику. Т.е. ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Общие рекомендации к работе:
Занятия выполняются последовательно, от простого к сложному.
Желательно закрепление пройденного материала, т.е. задания можно периодически предлагать повторить еще раз.
Предложить детям начинать выполнять задания с «удобной» руки – ведущей (правой или левой).
При выполнении «неудобной» рукой допустимы отклонения от линий.
Пример игрового сеанса:
«Паутинка»
Вспомогательные материалы: потребуются фломастеры.
Объяснение взрослого: Два паучка, Фаня и Филя, были известными мастерами по плетению паутинок. Вот и сегодня они приступили к своим делам с вдохновением. Помоги паучкам сплести паутинки. Возьми в правую руку синий, а в левую – красные фломастер и одновременно двумя руками нарисуй «паутинку»-спираль. Начинай рисовать от точки в центре, вели линии в медленном темпе, не отрывая фломастеры от бумаги.
Затем закрой глаза и представь, что у тебя на носу выросла длинная кисточка. Нарисуй ею «паутинку»-спираль. Постарайся нарисовать «паутинку» как можно большего размера.
А теперь поиграй с паучками в игру «Муха, оса, комар, стрекоза, паутинка». Правила игры: и.п. сидя на стуле. По команде взрослого «муха», «оса», «комар», «стрекоза», «паутинка» поднять вверх: «муха» - правую руку, «оса» - левую руку, «комар» - левую ногу, «стрекоза» - правую ногу, «паутинка» - одновременно руки и ноги. Игра проводится в быстром темпе несколько раз. Взрослый в произвольном порядке называет «муха», «оса» и т.д.
Также в своей работы мы используем межполушарные доски. Принцип работы на доске тот же, что и в тетрадях. Сначала лабиринт проходят одной рукой, затем другой, затем одновременно обеими руками.
Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Для развития межполушарного взаимодействия в практике учителей нашей школы отводится большое место использованию специального кинезиологического комплекса. Доказано, что систематическое применение кинезиологического комплекса людьми, как отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям). Используемые педагогами упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть индивидуальными или групповыми. С каждым днем занятия могут усложняться, объем заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.
Если кинезиологические упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
КОМПЛЕКС № 1
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнений должны участвовать все пальцы обеих рук.
КОМПЛЕКС № 2
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
6. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
7. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 – зелёный. Упражнения выполняются только стоя: