Просмотр содержимого документа
«Развитие моторики у детей старшего дошкольного возраста»
“ Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста"
Приходя в школу, ребенок должен быть способным к письму и чтению. С физиологической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко к речевой зоне. Исходя из сказанного, от того, насколько у ребенка развиты мелкомоторные движения рук зависит его способность к чтению и письму, а значит и способность к школьному обучению. Поэтому на протяжении многих лет проблема подготовки руки к письму дошкольников является одной из важных.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения языком, развития первоначальных навыков письма и т.д. Развитие мелкой моторики рук у детей непосредственно влияет на развитие речи, а также на его общее развитие и на развитие интеллектуальных способностей. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем соответствующие центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук и речь.
Какие же методы помогут дошкольникам усовершенствовать свои навыки по развитию мелкой моторики? Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаика, паззлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, всевозможные плетения, лепка, штриховки и графические упражнения. Творческая продуктивная деятельность (аппликация - различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Средства развития мелкой моторики
Пластилин Природный Бумага
материал
Крупа, бусы, f у , куклы
пуговицы
Нитки тесьма, веревки, шнурки, ткани
Песок
Вода
i
Карандаши, счетные палочки
Рассмотрим некоторые из них:
Работа с бумагой. Оригами. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-постановок, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.
Чтобы мелкие движения были более точными и экономными и не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо овладевать постепенно разными движениями запястья. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, «знакомят детей со способами преобразования геометрических фигур; развивают конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать конструкции по образцу; формируют умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщают детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие». Оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Важно!!!
Для достижения успеха в развитии мелкой моторики необходимо использовать комплексный подход и вовлекать в этот процесс всех сотрудников ДОУ и родителей. Процесс развития мелкой моторики не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.