СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников»

Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников.


Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так назы­ваемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому, для овладения ею, ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом со­ставе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последний — фонематический анализ слов. Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. В частности, ре­бенок должен уметь определить следующее:

— какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

— сколько всего звуков в слове;

— какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);

— каково место каждого звука в слове по отношению к другим зву­кам этого слова (например, какой звук в слове «лампа» слышится перед М и какой после М).

Под фонематическим синтезом понимается умение соединять от­дельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Ребенок, владеющий синтезом звуков в слово, должен уметь ответить на вопрос типа: «Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а?» (звуки произносятся по – одному, с паузами между ними).

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем ни­каких букв, не вставляя лишних букв и не меняя их местами. Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно — появятся пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности фонема­тического анализа и синтеза слов.


Основная задача учителя – логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание учитель – логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6 – 7 летнего возраста) с фонетико – фонематическим и общим недоразвитием речи.

Главной задачей начального этапа коррекционно – развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:

  • полноценные фонематические процессы;

  • представление о звуко – буквенном составе слова;

  • навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза – это одно из необходимых условий овладения письмом, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики.

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем (речевом), но и во внутреннем плане (по представлению). Центральное место, как на логопедических занятиях, так и на уроках, должна занимать работа по развитию и совершенствованию фонематических представлений, проводимая на основе анализа звучащей речи, в процессе которой дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном.

Оптимизация коррекционного обучения требует одновременной работы над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия по развитию навыков языкового анализа, методов устного опережения целесообразно включать элементы связной речи. Руководствуясь вышеизложенными принципами можно рассмотреть систему комплексного подхода к развитию навыков языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста в целях профилактики нарушений письменной речи.

Единственный путь преодоления нарушений письма на почве несформированности ана­лиза и синтеза речевого потока – это обучение ребенка приемам звуко­вого анализа и синтеза слов и анализа речевого пото­ка в целом. Только тогда, когда он будет совершенно отчетливо представлять себе звуковой состав каждо­го записываемого слова, можно будет не сомневаться в том, что он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспро­извести правильную их последовательность.

Прежде всего, нужно научить ребенка делить каж­дое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внима­ние должно быть обращено на предлоги и союзы, ко­торые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схе­мы предложений, отражающие количество состав­ляющих их слов. Например:

I_______ _______. Девочка читает.

I_______ _______ _______. Девочка читает книгу.

I_______ _______ _______ _______. Книга лежит на столе.

Ребенку могут быть предложены такие задания:

• придумать предложение по заданной графической схеме;

• составить графическую схему данного предложе­ния (например: ДЕТИ ПОШЛИ В ЛЕС);

• определить место данного слова в предложении (какое по счету?) и пр.

Поработав с графическими схемами предложе­ний; ребенок уже не забудет начать запись предло­жения с большой буквы, которая в схеме отображена вертикальной палочкой и в конце его поставить точку. Он будет также понимать, что между всеми словами на письме должны быть оставлены интервалы и что предлоги и союзы обязательно должны писаться от­дельно от тех слов, к которым они относятся.

Подобным же образом нужно научить ребенка деле­нию слов на слоги и звуки. Для деления слов на слоги он должен прежде всего уметь разграничивать глас­ные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой цели можно предлагать задания на на­зывание в слове одних только гласных звуков (У и А в слове УТКА), на придумывание слов с определенным гласным звуком и т. п. И только после того, как ребе­нок научится без затруднений находить гласные зву­ки, ему можно будет сообщить хорошо известное пра­вило: «сколько в слове гласных, столько и слогов».

Далее используются слоговые схемы слов, напри­мер:

___ дом, кот, слон, тигр;

___ ___ лу-на, вес-на, кар-ман;

___ ___ ___ ма-ли-на, кар-ти-на, по-ми-дор.

Ребенку предлагаются следующие задания по слоговому анализу слов:

• подобрать несколько слов к заданной графической схеме;

• составить графическую схему к каждому из дан­ных слов (ДВОР, ТУЧА, ТРАКТОР, КАРТОФЕЛЬ и т. п.);

• составить слова из слогов, данных вразбивку (ни-са, га-кни, ши-ма-на, та-ра-ке и пр.);

• придумать несколько слов с первым (последним, средним) слогом РА (РАМА, РАДУГА, РАДОСТЬ, РАКИ) или любым другим слогом.

В процессе работы над анализом слов ребенку пред­лагаются однотипные упражнения, но касающиеся уже не слогового, а звукового анализа, например;

• определить количество звуков в слове (сколько зву­ков в словах ШАР, СВЕТ, КРАН, КАРТА, СТРАУС и т. п.);

• определить последовательность звуков в слове (ка­кой звук первый в слове КОВШИК? А второй, тре­тий, четвертый...?);

• определить место звука в слове (какой звук нахо­дится перед Р в слове ВЕРБА? А какой после Р)?

• придумать слово, состоящее из четырех (трех, пяти и т. д.) звуков;

• составить слово из звуков, данных в беспорядке (М, Л, О— ЛОМ);

• составить из данного слова новое путем добавле­ния к нему одного звука (РОТ — КРОТ; ОСЫ — РОСЫ; ОЛЯ — КОЛЯ и т, д.);

• составить из данного слова новые слова путем из­менения в нем первого звука (ДОМ — РОМ — КОМ — ЛОМ — СОМ — ТОМ; КОТ — БОТ — ВОТ — ДОТ — МОТ — ПОТ — РОТ — ТОТ);

• составить как можно больше слов из звуков данно­го слова (ТРАКТОР — РОТ — КОТ — ТОРТ — РАК — РОК — ТАК — РОТА—КТО—ТОК

и т.д.).

Все приведенные здесь виды работы по анализу речевого потока в конечном итоге научат ребенка четко и быстро ориентироваться в нем и правильно отображать его на письме, благодаря чему для суще­ствования данного вида нарушения письма больше уже не останется места.















ГБОУ Бирская коррекционная школа – интернат

для обучающихся с ТНР





Выступление

на школьном методическом объединении

учителей-логопедов

на тему:

«Развитие навыков языкового анализа и синтеза как профилактика нарушений письма у первоклассников»






Подготовила:

учитель – логопед

Шамшеева А.И.





Бирск – 2016

Виды работ при устранении дисграфии.

1. Зрительно-предупредительный диктант. Здесь обязательна коррекция произношения и анализ трудных для письма слов — в целях привлечения внимания к звуко-букве (л здесь мягкий или твердый? В каких словах он слышится?). Запись ведется по фра­зам, применяется в начальных стадиях работы. Хорошо иметь готовые таблицы текстов или отбрасывать на экран зеркальный текст эпидиоскопом.

2. Слухо-предупредительный диктант усложняется коррекцией трудных звуков при повторении детьми продиктованного и ана­лизом трудных для произношения слов. (Почему второй буквой напишешь г? — Она звонкая.)

3. Творческое списывание.

1) Расположить слова текста по ко­лонкам. Текст: Саша мой сердечный товарищ. У него доброе сердце и т. д.

с ш ч щ ц

Саша Саша Сердечный Товарищ Сердце

2) Дописывание тематических слов: маляр красит кры...; тру­бочист вымел са....

3) Вставка оппозиционных букв в паронимы (ел — ...уп, заболел — ...уб).

Творческое списывание широко используется для домашних заданий.

4) В подобных случаях вслед за устным производится письмен­ный анализ звукового состава слова с использование разрезной азбуки, после чего слово записывается под диктовку. Для облег­чения анализа используются наглядные схемы в виде цветных полосок или линий.

___ ___ ___ предложение: Петя читает книгу.

__ __ __ слова этого предложения.

_ _ _ _ _ _ _ слоги этого предложения.

............... звуки (буквы) этого предложения.

Разобранное по схеме, складывается из букв разрезной азбуки и затем записывается под диктовку или по памяти. Полагаем, что цвет всех полосок, во избежание отвлечения внимания и путаницы, дол­жен быть одинаковым.

Подробный анализ иногда производится под хлопки в ладо­ши, со сгибанием пальцев с последующим обозначением черточ­ками на классной доске.

5. Логопед произносит звук, а ученик находит соответствующую букву в кассе разрезной азбуки и сам произносит, иногда предварительно повторяяза логопедом этот звук и т.п.


9