СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков критического мышления на уроках английского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приводятся конкретные примеры, как можно организовать работу по формированию навыков критического мышления учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков критического мышления на уроках английского языка в начальной школе»

Формирование навыков критического мышления на уроках английского языка в начальной школе

Человеку, не овладевшему навыками критического мышления, нелегко ориентироваться в современном мире с его неиссякаемыми потоками информации, в которых нужно находить рациональное зерно, отсеивая все ненужное или фальшивое. Именно этот тип мышления помогает оценивать ситуацию, рефлексировать, логически выстраивать свою мысль и приводить весомые аргументы, основанные на собственном опыте и исключительно проверенных данных. Поэтому технология развития критического мышления активно внедряется в школьные образовательные программы.

Среди психологов и педагогов нет единого мнения по поводу того, в каком возрасте уместнее развивать критическое мышление. Некоторые из них полагают, что идеальное время для этого средние классы школы, когда обучающиеся уже в состоянии анализировать и синтезировать новые знания. Однако, чтобы этот процесс был эффективен в подростковом возрасте, начинать вводить отдельные элементы технологии развития критического мышления необходимо уже на начальном этапе обучения.

Когда ребенок попадает в школу, ведущим видом его деятельности становится учебная, происходит переход от непроизвольного восприятия окружающего мира к целенаправленному осознанному наблюдению, которое необходимо развивать в начальной школе с помощью критического мышления.

Данная технология подразумевает особый подход к преподаванию английского языка. Учителю не рекомендуют использовать в классном обиходе такие оценочные понятия, как «правильно/неправильно». Если учащийся смог дать адекватную аргументацию своей идее, она не может считаться неправильной. Таким образом учащиеся будут стимулированы более подробно анализировать свои идеи.

Технология развития критического мышления требует создания такой образовательной среды, в которой систематично на каждом уроке используются ее приемы. При планировании работы над любой темой необходимо учитывать основные этапы данной технологии:

  1. Актуализация имеющихся знаний, вызов мотивации к получению новых знаний и целеполагание.

  2. Реализация, получение новой информации, корректировка целей, расширение и углубление знаний.

  3. Рефлексия, анализ, постановка новых целей.

Так, при работе над темой «Животные», первый этап можно организовать в форме «Мозгового штурма» (Brainstorm).

Name the animals that :

- can run fast; - have got a long tail;

- have got big ears; - can fly.

Работа в парах или малых группах придаст соревновательный характер этой деятельности, что приведет к повышению уровня мотивации.

Список знакомых учащимся слов по данной теме расширяется на следующем этапе. После введения новой лексики предлагается распределить ранее известные и новые слова по категориям. Графически это задание может быть оформлено в виде кластера:

Или в форме таблицы:

Animals

Birds

Insects







Графическая систематизация информации упрощает ее восприятие и стимулирует мыслительную деятельность. Таким образом происходит закрепление полученных знаний.

Одним из самых важных этапов урока является работа с текстом. На данном этапе критическое мышление формируется посредством чтения. Здесь будет уместно применить такой прием развития критического мышления как «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы запрашивают конкретную информацию и требуют краткого ответа. «Толстые» же вопросы являются проблемными, они предполагают осмысление, анализ информации и рассуждения с опорой на имеющийся опыт и новые знания.

Например, при работе с текстом “My Pet” возможны следующие вопросы:

I’ve got a parrot. His name is Gosha. He’s 3. He’s got a long tail and a big nose. His legs are short. He’s got small green eyes. He can fly and climb but he can’t swim. Gosha is very clever and he can talk! Oh, I love Gosha!

Thin questions

Thick questions

What pet have you got?

Can all animals be pets? Why? / Why not?

What is its name?

What can you do to make your pet happy?

How old is he?

Is it easy to keep a pet? Why? / Why not?

What does he look like? …

Сначала вопросы формулирует учитель, от учащихся требуются только ответы. В дальнейшем школьники смогут самостоятельно составлять «тонкие» и даже «толстые» вопросы.

На завершающем этапе рефлексии необходимо осуществить синтез и анализ полученной информации и создать что-то новое. В данном случае можно предложить учащимся рассказать о своем питомце (или питомце друга), дополнив свой рассказ информацией о том, кого еще хотели бы завести, обязательно аргументируя свой выбор.

Технология развития критического мышления обеспечивает личностный рост учащихся, развивает не только их умственные способности, но и их индивидуальность, что просто необходимо в младшем школьном возрасте. А педагогам эта технология помогает так организовать учебный процесс, что их ученики не пассивно воспринимают информацию, а принимают активное участие в освоении нового знания и интерпретируют его с опорой на личный опыт.