СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся музыкальных школ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимаясь с детьми, понимаешь, какое огромное значение имеет привитие им навыков самостоятельной работы, умение научить их рационально заниматься дома, наиболее целесообразно использовать каждую минуту, выделенную на подготовку заданного.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся музыкальных школ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

Вяземская детская школа искусств

имени А.С. Даргомыжского.



Методическое сообщение.

                                       

«Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся музыкальных школ».







Преподаватель: Черникова Н.Г.












2019 г.

Занимаясь с детьми, понимаешь, какое огромное значение имеет привитие им навыков самостоятельной работы, умение научить их рационально заниматься дома, наиболее целесообразно использовать каждую минуту, выделенную на подготовку заданного.

При этом следует особенно подчеркнуть, что навыки самостоятельной  работы надо прививать учащимся с первых шагов обучения. Практика показывает, что прививать эти навыки в последующие годы обучения музыке значительно труднее. Для успешных занятий музыкой, для развития навыков самостоятельной работы учащихся чрезвычайно важна трудоспособность ученика.

Развивая у учащихся любовь к труду, мы не должны перегружать их, ставить перед ними непосильные задачи в области исполнительства. Вполне понятно, что непосильные задачи могут привести к потере веры в свои силы и возможности, к ослаблению целеустремленности, к небрежности в работе. С одной стороны, нужна систематическая работа с учащимися над развитием трудовых навыков, а с другой, - осторожность в дозировке трудностей и объема заданий. При соблюдении этих условий труд ученика будет наиболее целенаправленным.

А.Б. Гольденвейзер справедливо указывает на важность целенаправленного труда при обучении музыке: «Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с которой необходимо вести борьбу. Работа должна проводиться тщательно, детально. Работая, необходимо всегда держать ноты открытыми, постоянно проверять текст по нотам».

Более подробного рассмотрения требует вопрос о навыках и привычках. Как известно, навык – это действие, которое путем повторения соответствующих упражнений, становится автоматизированным, т. е. может осуществляться и без особого контроля сознания. В навыке осуществляется единство  сознательного и автоматического, так как навык может быть и осознанным. Привычка – это особый вид автоматизма, при котором действие протекает без активного участия воли. Навыки делают работу более точной и аккуратной.

Как же надо воспитывать навыки трудолюбия, трудовой дисциплины у учащихся, обучающихся музыке? На первых уроках учитель, показывая тот или иной прием звукоизвлечения, объясняя нотную грамоту, работая над развитием слуха, ритма, музыкальной памяти, должен терпеливо и настойчиво разъяснять ученику, как надо работать над усвоением всех основ обучения музыки, как закреплять дома те навыки, которые прививаются на уроках. Учитель совместно с родителями, составляет ученику трудовой режим дня, исходя из его возрастных особенностей, музыкальных способностей, с учетом успеваемости в общеобразовательной школе, домашних условий и т.п. Очень важно добиваться развития у учащихся привычки играть в определенные часы, уделяя музыкальным занятиям установленное преподавателем время. Точное соблюдение этих указаний приучает детей к систематическим занятиям и закладывает хорошую основу развития трудовых навыков.

В процессе обучения музыке мы иногда встречаемся и с плохими привычками. Если преподаватель своевременно не устраняет их, они приобретают стойкий характер и не только мешают успешному продвижению учащихся, но могут привести к бесполезности дальнейшего обучения. Плохие привычки у учащихся – это несистематические занятия музыкой, небрежность в работе над нотным текстом, несобранность внимания, отсутствие слухового контроля, неправильные приемы звукоизвлечения.

Большое значение для развития трудолюбия имеет поощрение. Оно вселяет бодрость в учащихся, повышает веру в свои силы, создает радостный тонус для работы, желание трудиться, добиться еще больших результатов. Даже подчеркивание небольших удач в усвоении правильного приема звукоизвлечения, красиво сыгранной фразе, решении отдельных технических задач, безусловно, принесет пользу в будущем. Когда ученика хвалят, он часто сравнивает свои успехи с успехами других учеников, соревнуется с ними.Если ученику что-либо не удается, преподаватель должен тщательно разобраться в причине его неудачи, прежде чем делать вывод о том, что она происходит от нежелания работать.

Сравнивая занятия по общеобразовательным предметам с уроками в специальных классах, часто можно наблюдать, что учащиеся, усвоив какое- либо правило правописания, математическую формулу, правильно пишут и решают задачи, не делают ошибок. А вот в специальных классах музыкальных школ педагогам-музыкантам часто бывает очень трудно добиться абсолютно точного разбора учащимися нотного текста музыкального произведения. Нередко ученики при разборе музыкальных произведений как бы бродят в потемках, не видят смены ключей, знаков альтерации, не обращают внимания на ритм, аппликатуру, штрих и т. п. У таких учащихся урок обычно проходит в бесчисленных исправлениях нотного текста. Применение на уроках метода «попутных поправок» часто указывает на неумение учащихся самостоятельно работать, неумение использовать в практической работе навыки сознательного, не механического разбора нотного текста.

Удивительней всего то, что ученик, зачастую прекрасно зная ноты, знаки альтерации, ключи, разбираясь в динамике, основных принципах аппликатуры, умея просчитать ритм, все же постоянно ошибается.    Прежде всего целесообразно остановиться на умении ученика слушать себя, без чего нельзя говорить о развитии навыков самостоятельной работы. Практика показывает, что многие учащиеся плохо слышат свое исполнение. Из их слухового контроля выпадают не только отдельные детали музыкального произведения, но даже общие контуры, вследствие чего музыкальные образы остаются непонятными. Большей частью это происходит оттого, что учащиеся слишком заняты игровыми движениями, находятся в плену двигательных функций , у каждого инструмента своя специфика ,и поэтому музыки не слышат.

Надо быть очень осторожным в работе с начинающим музыкантом, не выхолащивать музыку так называемой постановкой рук. Конечно, очень важно, чтобы исполнительские движения учащихся были свободны, не требовали концентрации внимания. Ученик, усвоивший правильные приемы, играющий свободно и непринужденно, всегда имеет возможность лучше и ярче слышать свое исполнение, так как не нуждается в чрезмерной фиксации внимания на сугубо двигательной сфере, на изолированном решении технических задач.

Учитель, играя с учеником даже самые простые мелодии, песенки и пьесы, должен добиваться выразительности исполнения. Ученик никогда не должен играть безразлично. Играя вместе  с  педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет,  что  иногда  учащиеся  исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика темпоощущение.

Очень важна для правильного развития учащихся методика изучения музыкальной грамоты. Преподаватель не должен отвлеченно объяснять ученику музыкальную «азбуку». Все, что объясняется, должно увязываться с конкретным музыкальным звучанием, подкрепляться показом музыкальных примеров.

Очень важно, чтобы учащийся, знакомясь с новой пьесой, этюдом, сам умел правильно разобраться в ритме. Здесь, как и в других элементах музыкальной речи, важно добиться сознательного усвоения учеником ритма. Учащийся должен усвоить и твердо знать, что ритм – это не просто счет вслух, а то, что дает звукам жизнь.

В занятиях иногда приходиться наблюдать безразличное отношение учащихся к динамике. В процессе обучения музыке динамические оттенки следует увязывать с музыкальными образами.

Часто ученики невнимательны к паузам. Если паузы длинные, то учащиеся часто их сокращают, более короткие – не замечаются вовсе. Паузы имеют огромное выразительное значение. Если ученик поймет, что пауза является элементом содержания музыкального произведения, то таких ошибок не будет.

Изучение штрихов также сопровождается определенными труднос-тями. Знакомя учащихся со штрихами, следует предварительно обратить внимание на значение штриха legato для связной, певучей игры, на то, как благодаря этому, красиво звучит мелодия, как напевно один звук переходит в другой.

Беседуя с учащимися об аппликатуре, педагоги должны отметить, что в выборе аппликатуры прежде всего имеют значение художественные задачи. Необходимо добиваться от учащихся точного выполнения расставленной в нотах аппликатуры. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа, следовательно дальнейшей продуктивной работе над произведением. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную аппликатуру, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок.

Для развития навыков самостоятельной работы учащихся огромное значение имеет умение свободно читать нотный текст. Поэтому на протяже-нии всего времени в детской музыкальной школе должно уделяться серьезное внимание работе чтению с листа.  Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно воспитывать осмысленное отношение к тексту, приучать не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в повседневной работе.

Основная задача — обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора.  Работа в классе должна проводиться по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора текста и навыков беглого чтения с листа.

Развитие навыка чтения нот с листа должно начинаться с первого года обучения, и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Учащимся детских музыкальных школ, которые, кроме того, загружены в средней школе, очень важно научиться экономить каждую минуту, добиваться того, чтобы все время домашних занятий было рационально использовано.

Первое условие правильного отношения к работе и ее результатам – уметь себя слушать. «Во время своей игры, говорила великая русская пианистка  и педагог А.Н. Есипова – все время к ней прислушивайтесь, как будто вы слушаете чужую игру и должны критиковать ее»

Правильная и систематическая работа над развитием навыков самостоятельной работы учащихся способствует качественным занятиям дома. Воспитав у учащихся волю и любовь к труду, научив их планомерно работать над музыкальными произведениями, мы безусловно достигнем положительных результатов.

Список литературы

  1. "Воспитание пианиста в детской музыкальной школе" Г.Д. Бучинский;

  2. "Обучение игре на фортепиано" Г.М. Цыпин;

  3. "Искусство пианиста" А. Стоянов;

  4. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано [Ноты]: (Р.Н.П. Коровушка, Ф.Киселёв Железный дровосек, П.Н.П. Висла)/ Т.Ю.Камаева, А. Ф.Камаев. – Игровой курс. – М.: Классика-ХХI, 2006 – 95с.

Попова Н.И. Процесс работы над музыкальным произведением. [Текст] / Н.И.Попова – Методическое пособие. - Киев.: Феникс, 2004. – 45с.

8