Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии( презентация)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска»
Карабутова Людмила Тимофеевна,
учитель биологии
высшая квалификационная категория
Чтение – вот лучшее учение… Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная! А.С. Пушкин
Тема:
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии.
Читательская компетентность учащихся - это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста.
Ученые- теоретики
В. Безрукова
С. Суматохин
Г. Асмолов
Работа с учебными текстами на уроках биологии
- Прочитайте текст,выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
- Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту)
- Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения-(заглавие, выделенные слова и т.п.)
- Выделите в тексте места остановок во время чтения-(вопросы к автору, комментарии, словарная работа)
- Сформулируйте главный смысловой вопрос-после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
1.Клетка - самостоятельная живая система: она обладает всеми признаками, характерными для живых организмов. 2.В клетке происходят все процессы, характерные для живых организмов. 3. Одним из таких, наблюдаемых под микроскопом, процессов жизнедеятельности клетки можно считать движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. 4.Если в течение некоторого времени наблюдать за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки.
Способы организации познавательной деятельности учащихся на основе смыслового чтения.
- «Таблица ЗХУ »
- Метод ИНСЕРТ
- Метод Синквейн
- Прием «Составь задание»
- Прием «толстых» и «тонких» вопросов
- Приём «Лови ошибку»
- Приём «Восстанови текст»
Правила составления синквейна.
- 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
- 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Приём «толстых» и «тонких» вопросов.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Что? Дайте объяснения, почему...?
Кто? Почему, вы думаете ...?
Когда? В чём различие ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Предположите, что будет, если ...?
Приём «Лови ошибку» Найдите, поясните и исправите ошибки Буратино.
Папа Карло, сегодня я узнал, что ты состоишь не из тех тканей, из которых состою я. Оказывается, у тебя есть соединительная, механическая, нервная, эпителиальная, мышечная и основная ткани. Ты покрыт эпителиальной тканью, твои мышцы — это мышечная ткань, кости у тебя состоят из механической ткани, а думаешь ты самой главной — основной тканью. Вот, почитай мой учебник!
Эх, Буратино, деревянная твоя голова! Опять ты все перепутал !
Кроссенс - пересечение смыслов
Алгоритм составления кроссенса: 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
1
2
4
5
7
3
8
6
9
Как работает кроссенс учителя
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
- - формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
- - раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
- - обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
- - организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
- - творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);
- - построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).
Как работает кроссенс ученика
- В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения.
1
2
4
5
3
7
6
8
9
Рекомендации по здоровьесбережению при чтении
- Создавайте интерес к чтению ,
- Активно используйте при запоминании все органы чувств и виды памяти,
- Опирайтесь на свой главный тип памяти,
- Используйте мнемотехнику,
- Не забывайте, что алгоритм чтения - это тоже мнемоприем,
- Используйте разнообразные смысловые опоры,
- Будьте эмоциональны при чтении !