Субботина Елена Александровна
Учитель русского языка и литературы в
МБОУ СОШ № 43
г. Новосибирск
«Развития навыков сотрудничества младших школьников»
Проблема развития навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста в современном мире приобрела особую значимость и актуальность. Это связано, в первую очередь, с высокой потребностью достигать определенных результатов, решения многих задач одновременно, взаимодействуя с другими. Наряду с этим, возросло число детей, потерявших интерес к учебному процессу, не имеющих желания общаться, сотрудничать с другими, причинами которых являются низкое развитие навыков сотрудничества, способности вести конструктивный диалог, проявление агрессии по отношению к другим во время выполнения общего дела, неумение распределять силы и возможности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассмотрена и раскрыта значимость развития навыков сотрудничества учащихся начальной школы с взрослыми и сверстниками «в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в конфликтных ситуациях».
В федеральном образовательном стандарте выделяются важные особенных характеристик личности будущего выпускника начальной школы: уважающий мнение других, толерантный, умеющий вести конструктивный, рациональный диалог, умеющий сотрудничать для достижения общих целей.
В метапредметных результатах начального общего образования выделяют: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Исходя из этого, можно сказать о том, что важная задача образовательного процесса - это развитие у учащихся навыков сотрудничества. И эта тема актуальна как в системе образования, так и в обществе в целом. Но этого результата невозможно достичь при традиционной форме обучения в ситуации таких отношений как учитель-ученик.
Когда ребенок поступает в школу, вся его жизнь, весь тот упорядоченный уклад его жизни, меняется: его социальное положение, статус в обществе, положение в коллективе, семье. Для ребенка, поступившего в школу, открывается новый коллектив, в котором он будет «жить», учиться, развиваться и взрослеть долгие годы, при этом познавая и развивая себя как личность, а также новый окружающий его мир. Это новый виток, новый период развития каждого ребенка. Если этот период развития будет проходить легко, то ребенок будет активно общаться с окружающими его людьми, налаживать новые контакты, от этого зависит его дальнейшая учебная, а в дальнейшем и рабочая деятельность. Этот период отвечает за зарождение таких навыков, как: ответственное отношение за собственное сотрудничество с окружающими людьми; навыков правильного восприятия и построения общения. Закладываются навыки собственной организованности, понимания ценностей сотрудничества, общения, взаимодействия в той или иной деятельности.
Современная школьная жизнь построена так, что учебная деятельность учеников начальной школы как учебное сотрудничество слабо сказывается на процессе развития сотрудничества самих детей, его богатые возможности практически не используются, так как весь процесс учебной деятельности основан лишь на «выдаче материала, информации».
Но самой важной, главной и малоизученной остается проблема взаимодействия и взаимовлияния вышеуказанных сфер общения между собой.
Методика и механизмы различных уроков представляются учителями начальных классов по-разному. Но недостаточно уделяется внимание методике развития элементов сотрудничества в условиях групповых форм учебной работы.
При традиционной форме обучения учащиеся в начальной школе на уроках не общаются, учеников рассаживают за разные парты, не учитываются их индивидуальные предпочтения при выборе партнера по парте, ученики не взаимодействуют непосредственно друг с другом - учитель выступает главным связующим между учащимися.
Но присутствуют и противоречия между:
общей установкой современного начального образования на развитие младшего школьника (как субъекта учебной деятельности) и традициями обучения в учебной деятельности учащихся, ориентированными на передачу ее исполнения всех компонентов;
планируемыми личностными результатами ФГОС начального общего образования, требованиями, представленным к коммуникативным УУД и низким уровнем освоения детьми младшего школьного возраста навыками сотрудничества;
важностью и первоочередностью развития навыков сотрудничества у младших школьников и недостаточной ясностью педагогических условий для организации сотрудничества в учебное время.
Понятие «сотрудничество» повсеместно используется во многих научных областях - педагогике, психологии, социологии. При изучении сущности сотрудничества ученые выделяют формы, способы, этапы, механизмы и условия развития сотрудничества.
«Сотрудничество» по Г.Н. Климановой - это «процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром».
Навыки сотрудничества – это такие автоматизированные способы поведения детей в различных ситуациях, при которых на первый план выступает самое актуальное применение своему личному потенциалу в коллективном деле.
Проблема развития навыков сотрудничества в процессе любой деятельности участников взаимодействия является первоочередной задачей для множества отраслей психолого-педагогического направления. Эта проблема становится особенно важной сегодня, требования изложены в новых федеральных образовательных стандартах. В новых стандартах начального общего образования при изложении требований к результатам обучения выделяются:
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умение искать выход из конфликтной ситуации;
умение решать разнообразные коммуникативные задачи;
обсуждение своих действий, учитывание мнения других;
владение монологической и диалогической формами речи, умение конкретизировать свои запросы».
Навыки сотрудничества зарождаются в ребенке с момента рождения, развиваются во время нахождения в семье, далее при поступлении в дошкольное учреждение, потом в период обучения в школе, затем при обучении в СУЗах, ВУЗах, далее - на протяжении всей жизни. От того, какой уровень навыков сотрудничества развит у ребенка, зависит успешность его социально-психологической адаптации в обществе, а также воплощения в жизнь собственных задумок, реализации своих возможностей, способностей, талантов, раскрытии своего потенциала.
Сотрудничество — это совместная развивающая деятельность детей и взрослых, где проводится коллективный анализ всей совместной деятельности. В основе сотрудничества лежат идеи продвижения и направления взрослым (педагогом) учебно-познавательных интересов учащихся. В психологии «сотрудничество» описывается как «успех одного из партнеров способствует достижения целей остальных».
В современной педагогике слово «сотрудничество» имеет следующее определение: «сотрудничество» - это взаимодействие всех участников деятельности. Важность сотрудничества заключается в том, что «все участники общей деятельности активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности, помогают друг другу».
Сотрудничеством также можно назвать и некий итог культурного развития человека. Навыки сотрудничества помогают создать человеческие, добрые, душевные отношения человека как к самому к себе, так и к другим. Сотрудничество отображает процесс организации любого обучения, при этом главная роль в ней - роль взрослого. Для детей младшего школьного возраста это определение является фактором взаимодействия к разрешению детьми поставленной учебной задачи, которая предполагает обязательное объединение всех усилий, всех участников для достижения общих целей, составления планов, упорядочивания действий в достижении совместного результата, их обязательное взаимодействие, общение.
Общение - это, в первую очередь, особенная деятельность, основанная на коммуникации, и которая направлена на обучение, развитие взаимоотношений. Исследования знаменитых психологов в области общения говорят нам о влиянии личности на различные характеристики общения этой личности с людьми, на все ее познавательные процессы, на ее переживания и эмоциональное состояние, на ее поведение, когда объектом этих процессов, состояний и поведения оказываются люди.
Навыки сотрудничества демонстрируют умения и навыки эффективного использования в коммуникации личностных особенностей в общении, и владение методами общения и взаимодействия. Эти умения включают в себя общий комплекс личностных качеств (и определенных умений), которые обеспечивают успешное общение детей. Например: Самошкина Е.Ю. описывала, что «способности управления собственным поведением в процессе общения, сравнимо с навыками изменять личность другого; также данные способности устанавливать и в дальнейшем поддерживать межличностный контакт, входить и потом выходить из контакта, могут передавать инициативу в процессе общения».
Можно выделить следующие способности к развитию навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте:
способность идти на контакт, по итогу взаимодействия с другими
сформировать продуктивные отношения;
способность проявлять ярко выраженную эмпатию, социальную и психологическую наблюдательность, способность осуществлять социально-психологическую рефлексию, самооценочные свойства;
способность на восприятие и видение других, способность осуществлять рефлексивные действия, которые отчетливо проявляются в понимании и отражении социально-психологических характеристик партнера по взаимодействию и общению, учитывая индивидуальные особенности;
способность к конструктивному диалогу, пониманию позиции партнера по взаимодействию.
В сотрудничестве всегда важна гармоничность, слаженность всех действий с партнером по общению. Это определяется достижением определенных целей каждого участника общения, но также и совместных целей совместной деятельности всего коллектива. При взаимодействии в любом общем деле можно выделить составляющие основы взаимодействия между участниками: объединение (в эмоциональном плане), обмен мнениями, применение общих усилий для достижения поставленной цели.
Во время сотрудничества у школьников начальной школы развивается навык проводить анализ личностных и эмоциональных особенностей партнера по взаимодействию: настрой на решение общего дела (каков он, положителен или отрицателен), мнение, желания, интересы, особенности, а также специфичность его деятельности или его материальные ценности (любимые игрушки, предметы, например). Для младших школьников становится более значимым ощущать как другие дети к ним относятся – позитивно или нет, учитывают ли другие их мнение, интересы, особенности, желания. Это внутренне спроектированное отношение является основной базой для развития навыков общения, которое основано на внутренней связи и разных формах эмпатического взаимодействия (печаль, скорбь, сопереживание, умиление, радость совместно со сверстником). Важно то, что сотрудничество как явление основано на совместной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели, определенной всеми участниками совместной деятельности.
Очень важными при развитии навыков сотрудничества являются игры. Среди многих игр выделяют коллективные, которые позволяют развивать навыки взаимодействия в ходе сотрудничества у младших школьников, потому что игры имею основные компоненты сотрудничества: наличие общей цели и мотива деятельности, совместные организующие действия, общий результат.
Современный мир не стоит на месте, ежедневно появляются новые образовательные технологии. Но не всегда «новое» может повлиять на развитие навыков сотрудничества школьников в образовательном процессе. Важным остается применение традиционного обучения с применением метода проектной деятельности. Многие учёные отечественной и зарубежной педагогики описывали и выделяли метод проектной деятельности как самый эффективный способ для повышения уровня развития навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста.
Какие методы могут развить навыки сотрудничества у младших школьников?
Групповая проектная деятельность – это «метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной групповой практической деятельности по достижению намеченных целей». Этот метод основан на групповой деятельности, темы проектов обязательно связаны с интересами детей.
Групповая форма деятельности по развитию навыков сотрудничества у учащихся происходит через групповую и парную работу, потому что в процессе взаимодействия между учениками происходит распределение ролей (каждому отведена роль с учетом его индивидуальных особенностей, интересов, талантов) при решении поставленной учебной задачи. Данная совместная деятельность активизирует развитие творческой личности, также помогает справиться сразу с несколькими задачами: «понимание каждым младшим школьником того, что он не сможет достичь успеха один, а только совместно с ребятами; развитие коммуникативных навыков, умения помогать друг другу в реализации задач как учебных, так и жизненных; воспитание ответственности за собственный вклад в коллективный результат; развитие навыков самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного (рефлексия)».
Проектная деятельность – это совместная работа учеников, которая раскрывает потенциал каждого ребенка, это творческая деятельность обучающихся, у которой поставлена цель, определены задачи, утверждены основные методы и способы, направленные на достижение наивысшего положительного результата.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что данный метод повышает информационную активность школьников, расширяет кругозор обучающихся, также дети получают более устойчивые, глубокие знания в той или иной области, развивается устная и письменная речь, развивается умение к творчеству.
Особенно важна и необходима поддержка педагога в проектной деятельности для развития навыков сотрудничества, именно педагог может направить коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста в необходимом направлении. В этом может помочь метод проектов.
Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста: субъекта этой деятельности; основ теоретического мышления; произвольности учебно-познавательных действий, учебно-познавательной мотивации.