СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие образного мышления ученика на примере пьес из цикла "Детская музыка" С. Прокофьева

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие образного мышления ученика на примере пьес из цикла "Детская музыка" С. Прокофьева»











Методическое сообщение:



«Развитие образного мышления ученика на примере пьес из цикла "Детская музыка" С. Прокофьева»





















Выполнила:

Шамаева Л.Ю.





2020

Содержание



Введение 3

№1 Утро 5

№2 Прогулка 7

Заключение 9

Список использованной литературы 10











































Введение

В процессе обучения игре на фортепиано учащиеся усваивают определенный набор знаний, умений и навыков. На уроках в музыкальной школе мы часто говорим о специфике посадки за инструментом, нотной грамоте, аппликатуре, штрихах, динамике и т. д. Понятно, что изучение всего вышеизложенного является первоочередной задачей педагога по специальности. Но очень часто это приводит к тому, что на уроке происходит только передача и накопление знаний, очень полезных, но недостаточных для того, чтобы вырастить творческую личность. Ученик может так и не стать музыкантом, если будет только созерцателем на уроке, пассивным слушателем того, что ему говорит педагог. Необходимо с самого начала обучения активно вовлекать ученика в процесс работы, заставлять думать, учить находить в новом материале уже известное ему, будить его музыкальное воображение. В ученике следует разбудить желание не только поддаться эмоциям музыки, но и понять ее содержание. Вовлеченный в процесс работы ученик начнет быстрее двигаться вперед, научится работать самостоятельно, что несомненно будет способствовать становлению его как музыканта.

Очень важно с первых уроков обращать внимание ученика на музыкальные термины, так как они помогают раскрывать образный мир произведения. Не стоит забывать и про средства музыкальной выразительности: лад, тембр, ритм, темп, динамические оттенки, исполнительские штрихи, которые помогают нам раскрыть характер произведения. Со временем ученик начнет чувствовать разницу в звучании мажора и минора, консонансов и диссонансов, аккордов.

Чтобы подключить к работе воображение учащегося, педагоги часто обращаются к помощи ассоциаций. Самим ученикам, которым нотный текст говорит еще не так много, пояснения и ассоциации необходимы: они помогают раскрыть смысл музыки и сделать его доступным для понимания, помогают вызвать у ребенка отклик на музыку, пробуждают творческую активность. Необходимо не забывать, что и собственные ассоциации детей очень важны, педагогу следует прислушаться к ним, развить и углубить художественный образ, возникший в представлении ученика, и опираться на него в работе.

Развитие творческого мышления, музыкальной логики, образных представлений ребенка – не менее важная задача педагога, чем изучение технических основ музыки. Важную роль в развитии образного мышления играют наиболее доступные и любимые детьми пьесы – программные. Они легко воспринимаются детьми и наиболее выразительно ими исполняются. Среди произведений программного содержания нас заинтересовали пьесы С. Прокофьева из цикла «Детская музыка».






















№1 Утро

Прежде чем начинать игру нужно спросить у ребенка, с чем у него ассоциируется утро. Утро может быть пасмурным или солнечным, манящим на улицу или заставляющим остаться дома, печальным или беззаботным. Потом, при разучивании пьесы, мы вместе с учеником выясним, какое именно утро рисует нам музыка. Но сразу, посмотрев на темп пьесы (andante tranquillo), мы поймем, что это утро неторопливое, размеренное. А светлая и чистая тональность До мажор еще больше успокоит нас.

При разборе пьесы ученик заметит, что композитор применяет чередование регистров, которое создает ощущение пространства, наполненного воздухом и светом. Здесь можно по-разному трактовать аккорды – это могут быть первые лучи солнца или остатки утреннего тумана. В среднем регистре мы найдем мелодию, состоящую из двух маленьких мотивов. Первый мотив, начинающийся с восходящего октавного движения, приводит всё в движение, призывает нас просыпаться. Ассоциации с первым мотивом могут быть разные: просыпающийся ребенок, лениво потягивающаяся кошка или то, что придумает ученик. Посмотрев на педализацию, точно указанную в нотном тексте, мы увидим, что разные пласты фактуры связаны между собой, не спорят, но наслаиваются друг на друга. Так музыка рисует нам картину утра, где множество событий происходит одновременно.

Интересную деталь, на первый взгляд незначительную, мы находим в пятом и восьмом тактах пьесы. Это мотив в басовом ключе, исполняемый правой рукой. Необходимо обратить на него внимание ученика и поразмыслить с ним, что же хотел изобразить композитор этим неожиданным вкраплением. Может быть, это ночные страхи, рассеивающиеся с первыми лучами солнца, или вчерашние тревоги, прогоняемые наступлением нового дня. Примечательно, что в конце пьесы, когда мы видим повторение мелодии из начальных тактов, этот мотив не повторяется, значит, страхи и тревоги исчезли.

Пьеса имеет трехчастную структуру. В среднем разделе изменяется фактура – четко прослеживается мелодическая линия в партии левой руки и сопровождение в партии правой. Широкие квинтовые и секстовые ходы продолжают создавать иллюзию пространства, воздуха и света, но при этом не дают музыке стать статичной, за счет постоянного движения восьмыми. Возле партии левой руки стоит термин gravemente (итал.) - значительно, торжественно, тяжело. Мелодия поднимается медленно и важно, будто солнце появляется на горизонте. После достижения тихой кульминации в шестнадцатом такте, мелодия переходит в правую руку. Она звучит не так устремленно, как прежде, скорее спокойно и умиротворенно, как будто солнце уже взошло и радует нас своим теплом.

В конце пьесы снова возникает первая мелодия, будто последние лучики солнца забираются в самые темные уголки, и теперь мы точно уверены, что утро наступило. Если учеником не будет хорошо прочувствован образ восхода, тогда необходимо предоставить ему свободу в выборе образного содержания, но обязательно обратить внимание на штрихи, динамические и темповые указания автора, которые показывают нам, что образ должен быть спокойным, умиротворенным, мягким и светлым.













№2 Прогулка

Разучивая с учеником пьесу С. Прокофьева «Прогулка», мы должны рассказать о том, что она входит в цикл пьес, некоторые из которых были позднее включены в оркестровую сюиту «Летний день». Поэтому мы можем предположить, что пьеса изображает летнюю прогулку. Сперва надо попросить ученика рассказать с чем ассоциируется у него прогулка солнечным летним утром. После нужно приступить к анализу музыкального текста, постараться разгадать, что же хотел рассказать нам композитор.

В первую очередь мы замечаем темп, указанный автором. Allegretto – это умеренно быстрый темп, значит, мы пойдем на бодрую прогулку, а не побежим быстрей ветра. Далее мы видим, что пьеса начинается с небольшого вступления, будто ребенок только выходит из дома навстречу солнцу и приключениям. Все четвертные ноты в партии левой руки исполняются non legato, изображая уверенную походку. На вторую долю такта в размеренное движение четвертей вклинивается триоль, которая добавляет озорства, и перед нами возникает образ – ребенок, который стремится вперед, хочет узнать что-то новое, не может усидеть на месте и движется вприпрыжку. В четвертом такте в партии правой руки появляется мелодия. Следуя указанию композитора (dolce), мелодию нужно исполнять мягко, плавно, нежно. Весь первый раздел пьесы исполняется в динамике mezzo forte, тема звучит жизнерадостно и широко, создается впечатление, что ребенок оглядывается по сторонам, решает, чем же ему заняться, куда пойти, а, может быть, встречает своих друзей или проверяет, как поживает его любимый пес. Но, что бы ни делал наш герой, всё идет по плану, пока не наступает шестнадцатый такт с неожиданным, но непродолжительным, отклонением в бемольную тональность. Как будто ребенок придумал или увидел что-то новое, интересное, может быть, даже решил немного созорничать.

Во втором разделе пьесы изменяется фактура сопровождения и добавляется еще один мелодический голос. Поочередное вступление мелодических голосов напоминает нам разговор. Можно представить, что ребята решают, чем заняться или куда пойти, или у них уже распределены роли и они играют. А возможно, они нашли что-то новое и теперь это изучают, делятся впечатлениями. Местами они даже спорят, но к концу пьесы все точно мирятся и вспоминают, что день летний и солнечный, а ссориться ни к чему.

Можно рассмотреть второй раздел пьесы немного по-другому. Если мы вернемся к началу этого раздела и проследим за разговором в мелодических голосах, то заметим, что в тактах 35-36 движение заканчивается на вопросительной интонации, а сопровождение в этот момент останавливается. Можно представить, что наши герои так заигрались, что не заметили как заблудились. Мелодия переходит в партию левой руки и часто меняет регистр, этим композитор передает некоторое замешательство. Теперь ребятам предстоит выяснить как вернуться домой. Они оглядываются по сторонам, ищут вокруг что-то знакомое, говорят друг другу: Туда! Сюда! В итоге они возвращаются домой, мы слышим начальную мелодию, и все успокаиваются.

Мы никогда в точности не сможем угадать, о чем же хотел написать композитор. Но очень важно помочь ребенку не просто выучить нотный текст, но и добавить в него содержание. Не нужно точно диктовать ученику, как и о чем должна быть сыграна пьеса, нужно постараться раскрыть образ, придуманный ребенком. И тогда, может быть, во втором разделе пьесы в мелодии, звучащей в басовом ключе, мы увидим героя – взрослого, который, например, нашел заблудившегося ребенка и выслушал интересный рассказ о приключившемся.









Заключение

При изучении любого музыкально произведения мы ставим ученику конечную цель – исполнение произведения на хорошем уровне с передачей эмоционально-смыслового содержания, заложенного композитором. Игра должна быть технически свободной, осмысленной, выразительной и музыкальной. Чтобы ученик привнёс в исполнение свое понимание и переживание музыки, не следует забывать, что урок – это творческий процесс. Необходимо включать ребенка в активную работу на уроке, размышлять вслух, делиться мыслями и чувствами, которые пробуждаются в нас в связи с изучаемым произведением. Важную роль при изучении произведения выполняют изображение и слово, они помогают проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Верное прочтение нотного текста и точное выполнение всех ремарок композитора поможет нам понять весь набор средств музыкальной выразительности, используемых в данной пьесе, которые в свою очередь помогут нам раскрыть образ.

Ни педагог, ни ученик не должны бояться экспериментов на уроке. Только совместное творчество делает урок полным и насыщенным. Через развитие эмоционально-образного мышления на уроках фортепиано мы сможем раскрыть талант ребенка.












Список использованной литературы:


  1. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства -  Ленинград: Музыка, 1969 г.

  2. Жукова, Т.В. Система анализа в работе над музыкальным произведением / Т. В. Жукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 825-828.

  3. Надырова, Д.С. Работа над художественным образом музыкального произведения. – Учебное пособие для студентов музыкальных специальностей вузов и колледжей - Казань, 2013.

  4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: Классика-XXI, 1999.

  5. Прокофьев, С.С. Детская музыка. Двенадцать легких пьес для фортепиано / С.С. Прокофьев; Педагогическая редакция М. Михайловой – Москва: Советский композитор, 1987.