СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие обучающихся средствами иностранного языка Информационно-практический альманах

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  информационно -практический альманах является продуктом педагогической деятельности.  Я старалась обобщить  и отразить вопросы современного образования в предметной области "Немецкий язык" , которые способствуют развитию личности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие обучающихся средствами иностранного языка Информационно-практический альманах»


Отдел образования администрации Ленинского района города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

„УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС „ГАРМОНИЯ“

ГОРОДА ДОНЕЦКА“









Развитие обучающихся средствами

иностранного языка

Информационно-практический альманах

Часть первая








автор

Бабцева Нина Вадимовна

учитель немецкого языка














Донецк-2018


Развитие обучающихся средствами иностранного языка. Информационно-практический альманах/Автор Бабцева Н.В.,- Донецк, 2018.




Автор-составитель: Бабцева Н.В., учитель немецкого языка МОУ

„УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС „ГАРМОНИЯ“ ГОРОДА ДОНЕЦКА“

высшая категория, учитель- методист



Рецензент: Бочевская Н В, ведущий методист РМК администрации Ленинского района города Донецка




Информационно-практический альманах адресован молодым учителям, преподавателям немецкого языка (иностранного языка) общеобразовательных учебных учреждений согласно новым программам по данной дисциплине. Акцентируется внимание на современных технологиях и разработках преподавательской деятельности с учетом коммуникативного, метапредметного личностно- ориентированного подхода и самостоятельности субъекта к обучению. Освещаются современные подходы, связанные с инновационной деятельностью, направленной на усовершенствование организации учебно-воспитательного процесса, что способствует развитию обучающихся в целом, а также развитию их творческой, познавательной, учебной деятельности.







Адреc : МОУ „УВК “ГАРМОНИЯ” ГОРОДА ДОНЕЦКА“

83005, г.Донецк,

ул. Пухова, 23


Содержание


  1. Вступление ………………………………………………………………..4

  2. Развитие учащихся средствами иностранного языка ………………….6

    1. Актуальность проблемы …………………………………………………6

    2. Место и функции иностранного языка в системе общего среднего

образования ……...……………………………………………….………7

    1. Развитие индивидуальных особенностей школьников…………………9

      1. Иноязычные речевые механизмы ………….…………………………….9

      2. Познавательные функции психики ……………………………………..10

      3. Логика мышления, воображения, филологическое мышление ……….10

      4. Развитие индивидуальных учебных способностей …………………….13

    2. Культура умственного труда …………………………………………….16

    3. Развитие межличностного взаимодействия …………………………….17

    4. Осознание общечеловеческих ценностей …………………………. …..18

    5. Подготовка школьников к практической деятельности ……………….18

    6. Развитие важных черт характера личности …………………………….19

  1. Роль учителя и его влияние на развитие учащихся ……………………19

  2. Заключение ……………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………………………….23

Приложение : часть вторая альманаха

Приложение 1. Методические рекомендации учителю иностранного

языка по обучению учащихся с низким уровнем обучаемости.

Приложение 2. Предупреждение низкой успеваемости учащихся.

Приложение 3. Тематика/приемы практических занятий по развитию креативности учащихся средствами иностранного языка. Методические рекомендации для внеклассной работы. Приложение 4. Памятки для изучающих немецкий язык: «Узелки на

память», «Умей учиться» .

Приложение 5. Немецкий вне урока (разработка внеклассного

мероприятия)

Приложение 6. Разработка урока с использованием ИКТ.

Приложение 7. Интерактивные технологии обучения в старших классах.

Вступление


Как сказал Платон, семь мудрецов Древней Греции, собравшись в храме Апполона в Дельфах, написали на нем: “Познай самого себя”. Так, героев легенд Древнего мира интересовали вопросы: как создана Вселенная , как появились люди на земле, в чем смысл их жизни? Эти “вечные” проблеми каждое новое поколение стремится осознать и творчески решить согласно с духом своего времени.

Преобразования, которые происходят в современном образовании последние годы, его переориентация на гуманистические, индивидуально ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к ученику. Центром внимания современной парадигмы образования есть личность ребенка, субъективный опыт которого сначала раскрывается, а потом согласовывается с содержанием обучения .

Как известно, человек с момента своего рождения попадает в жизненный окружающий мир и тесно с ним взаимодействует в течение всей жизни. Здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его индивидуальный характер. Во время обучения ребенка в образовательном учреждении оптимальным условием его полноценного развития, обучения и здорового функционирования психики как системы, является обеспечение открытого взаимодействия или диалога на всех уровнях в системе психологического регулирования (саморегулирования) системы психической организации ребенка за счет активного обмена информациею с окружающей средой. Вот почему обучение, развитие и воспитание осуществляются на почве воспитывающих отношений двух личностей – учителя, который передает опыт предыдущих поколений, и ученика, который его усваивает.

Социально-экономические преобразования увеличили спрос на специалистов со знанием иностранных языков. И эту задачу призвана решить, в первую очередь, школа (или другое образовательное учреждение). Естественно, без использования новых технологий обучения иностранных языков положительного результата достигнуть невозможно. Обновляется содержание обучения иностранным языкам и цели воспитания средствами иностранного языка. Разработанные новые Программы по иностранному языку для общеобразовательных учреждений (2015-2017гг.) МОН требуют определенной переориентации учебно-воспитательного процесса, определяют новые цели, содержание и методы обучения, учитывая Рекомендации Совета Европы по языковому образованию.

Обучение иностранному языку должно быть преимущественно деятельным, а не информативным, поскольку школьники успешнее изучают языки через действия и их интеграцию, через реальные попытки общения или выполнение реальных и реалистичных заданий с помощью общения. Эффективное коммуникативно-ориентированное учебное задание может мотивировать учащихся, так как оно помогает развивать воображение, всегда есть вызовом, развивает уверенность, порождает чувство достигнутого результата, расширяет интересы, создает радостную и приятную атмосферу обучения, а также обеспечивает возможности детей брать на себя ответственность за свое учение, побуждает к использованию информации по другим школьным предметам, к использованию их содержания.

Вот почему особое значение предается профессиональному мастерству, профессиональной подготовленности, профессиональным знаниям учителя иностранного языка. Изменения направляют учителя на поиск новых технологий обучения, на выбор и использование самых эффективных из них. Учитель немецкого языка МОУ „УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА “ГАРМОНИЯ” ГОРОДА ДОНЕЦКА“ Бабцева Н.В. это понимает и стремится к постоянному профессиональному самоусовершенствованию, владеет инновационными технологиями, постоянно работает над расширением своего мировоззрения, овладевает новыми инструментами педагогического дизайна. Учащиеся Бабцевой Н.В.- участники и призеры районных и республиканских ученических олимпиад по немецкому языку, различных конкурсов. Многие выпускники избрали немецкий язык своей профессией, продолжают изучать его в ВУЗах нашей Республики и в Германии.

Предложенные в этом альманахе материалы помогут молодому учителю иностранного языка в самообразовательной деятельности и на практике. Надеемся, что они станут толчком для Вашего самоусовершенствования и новых педагогических поисков.

Опыт данного учителя будет полезным прежде всего для молодых учителей, руководителей МО общеобразовательных учреждений.



Н. В. Бочевская





















БабцеваНина Вадимовна , учитель немецкого языка


2. Развитие обучающихся средствами иностранного языка



2.1. Актуальность проблемы


Образование – стратегическая основа развития личности, общества, нации и государства. Это – важная отрасль трудовой занятости (около 1/3) населения государства, важной миссией которой является наращивание интеллектуального, духовного потенциала народа, воспитание патриота и гражданина, поднятие авторитета государства на международной арене.

За последнее десятилетие открылись новые приоритеты развития образования, создана соответствующая правовая база и начато практическое реформирование отрасли на основе принятых правительством „Программы полного общего образования“ по предмету „Иностранный язык. Второй иностранный язык“ (немецкий. французский. испанский) 5-11классы „Программы среднего общего образования. Немецкий язык. 5-9 классы“, „Стандарта среднего общего образования для образовательных организаций“ а также других нормативных, законодательных документов, отражающих развитие, преобразование, инновационную деятельность образовательных организаций. Сохраняя лучшее наследие прошлого, система образования вступила сегодня на путь динамической модернизации. Все большее внимание уделяется человеку (обучающемуся) как личности: его сознанию, духовности, культуре, нравственности, образованию, а также новому мышлению, высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. “Главная цель системи образования – создать условия для развития и самореализации каждой личности ,ее образования, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни , создавать и развивать ценности гражданского общества... Формирование личности – патриота и гражданина своего государства, четко ориентированного в современных реалиях и перспективах социокультурной динамики, подготовленного к жизни и труду на благо своей страны” (см„Закон об образовании”).

Для страны, которая успешно начала интеграцию в международное пространство, особенно важным является обеспечение оптимальных условий для овладения молодым поколением иностранным языком, т.к. молодому поколению предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях многонационального и поликультурного пространства, в общении и сотрудничестве с людьми разных национальностей. Сейчас можно говорить о плюрализме и демократизации общества, о расширении доступности к информативным, физическим и человеческим ресурсам. А потому в новых программах по иностранному языку ( немецкому языку) речь идет также о необходимости подготовки учащихся к межкультурному общению в различных сферах жизнедеятельности, о развитии их как личности в контексте поликультур, о формировании высоких результатов метапредметной деятельности на основе метапредметного подхода обучения,

о развитии способностей и задатков учащихся пользоваться иностранным языком для достижения коммуникативных целей, а также уделяется серьезное внимание самосовершенствованию, самореализации, самообразованию школьников. На первый план выступает сегодня парадигма педагогической поддержки (гуманистическая), т.е. создание благоприятных условий для развития «Я – концепция» каждого учащегося. Автономия учащегося, его право на многое «Я» полностью меняет профессиональную ориентацию учителя иностранного языка. Сегодня – это партнер, эксперт, посредник, наставник, психолог, заботящийся о развитии ребенка средствами своего предмета, а также и о своем профессиональном росте. «Дерево целей» учителя иностранного языка простирает свои ветви в атмосферу любви и доверия к ребенку, оно способно защитить его и помочь ему в стремлении познать жизнь. Всегда следует помнить слова известного педагога Яноша Корчака, который, освещая вопросы воспитания и обучения, сравнивает детскую душу с цветком – розой, на которой дрожат капельки утренней росы. Он пишет: «Учитель, сорви этот цветок так, чтобы ни одна капелька не упала». Такой нежной, поэтической есть душа ребенка, а наивысшая радость учителя – открыть ее для себя в практике современного урока, внеклассного общения. Во многих современных педагогических, научных, общественных изданиях также часто прослеживается линия, которая касается этой животрепещущей темы.


2.2. Место и функции иностранного языка в системе общего среднего образования


Прежде чем определить сферы влияния иностранного языка на общее развитие ребенка, следует остановиться на цели, специфике и функциях иностранного языка в системе общего среднего образования. Как справедливо заметила И.Зимняя «специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им. В то же время по целому ряду характеристик он существенно отличается и от любого другого учебного школьного предмета. Эту специфику интуитивно чувствуют ученики, ее осознают и учителя (и не только иностранного языка)» [5, с.25].

Как всякая языковая система иностранный язык является общественно-историческим продуктом, в котором находят отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и др. Если сопоставить родной и иностранный языки, следует отметить то, что овладение иностранным языком в условиях школы отличается от овладения родным по следующим пунктам:

  1. направлением пути овладения «сверху-вниз» по Л.С.Выготскому;

  2. плотностью общения;

  3. включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность человека;

  4. совокупностью реализуемых им функций;

  5. соотносительностью с сенситивным периодом речевого развития ребенка.

Следует отметить следующие основные функции иностранного языка: общеобразовательная, познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная, этикетная и др.

Иностранный язык исторически считается важнейшим предметом общеобразовательного обучения, но в отличие от других учебных дисциплин он является одновременно и целью, и средством обучения.

Необходимо также понимать и такие особенности языка вообще и иностранного языка в частности, как «беспредметность», «беспредельность», «неоднородность» [5, ст.33]. Иностранный язык в сопоставлении с другими учебными предметами характеризуется специфическим соотношением знаний и умений. По этому признаку иностранный язык занимает промежуточное место между дисциплинами гуманитарного, общественно-политического цикла, естественнонаучными дисциплинами и дисциплинами эстетической, трудовой, спортивной подготовки.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка до сих пор полностью не изучены. Однако практическая деятельность иностранным языком доказала то, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания о структуре родного языка, помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, формирует универсальные учебные действия, способствует воспитанию чувств патриотизма, нравственных качеств личности. И это, разумеется, не исчерпывает воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного предмета, в частности немецкого языка.

Иностранный язык требует работы ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, и иметь четкую конкретную цель изучения иностранного языка.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях системно-деятельноcтного подхода, при котором:

а) ученик становится субъектом учебной деятельности, ее активным деятелем и контролером;

б) по мере взросления учащиеся все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели;

в) школьники выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл;

г) на уроках осуществляется партнерство, используются современные технологии и методики обучения;

д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности;

е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

Thema: „Ostern“ 5 Klasse



Thema: „Freizeit und Hobbys“ 6 Klasse.


Урок - экскурсия по теме „Unsere Schulbibliothek“в 10 классе


Ученик - субъект учебной деятельности, ее активный деятель, партнер.

2.3. Развитие индивидуальных особенностей школьников


Главной целью развивающего обучения средствами иностранного языка, как я уже отмечала ранее, является формирование личностной активности учащихся, которая обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, т.к. в центре внимания мотивы, цели, неповторимый психологический склад ученика как личности.

В контексте такого подхода определяется учебная цель урока, организуется, направляется и корректируется весь УВП. Соответственно цель урока формулируется при личностно-ориентированном, личностно-дифференцируемом подходе с позиции каждого конкретного школьника, класса или «языковой группы». Например, цель урока может быть определена так: «Сегодня каждый из вас научится задавать интересующие вас вопросы собеседнику, например: кто он, откуда, чем занимается и т.д.». Такая направленность отличается от традиционной общей формулировки цели урока «сегодня мы будем работать над вопросительной формой предложения» и т.д. В конце урока, построенного на личностно- ориентированном подходе, учащийся должен быть в состоянии ответить себе на вопрос: чему он сегодня научился, чего он не мог еще делать вчера. Это могут быть новые ЗУН, отношения, состояния. Адресованные школьнику вопросы, задания, замечания в условиях ЛО подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную, познавательно-речевую активность, поддерживают его речевую деятельность, не фиксируя излишнее внимание на промахи и ошибки, неудачные речевые действия. Тем самым осуществляется не только учет индивидуальных психологических особенностей школьников, но и формируются, развиваются индивидуальные особенности учащихся, описывааемые ниже.

2.3.1. Иноязычные речевые механизмы


На уроках иностранного языка (конкретно: на своих уроках немецкого языка) формируются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудировании развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения, а также механизмы опережающего отражения высказывания, оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия речи, смыслового структурирования высказывания. Развитие этих механизмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухового и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция.


2.3.2. Познавательные функции психики


Изучение иностранного языка способствует развитию познавательных функций психики учащихся. В процессе учебной деятельности тренируется мнемотехника, т.е. разные приемы запоминания – произвольное и непроизвольное, механические и логические, непосредственные и опосредственные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза. На материале языковых явлений школьники овладевают приемами аналитического расчленения целой грамматической структуры /конструкции/ на части, синтетической интеграции частей в целое.

В ходе такой работы формируются языковые обобщения. Выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем, правил, т.е. совершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащается, если развивается абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысления речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая ее лингвистическую ориентированную основу. Формируемая при этом системность мышления является еще одной стороной совершенствования познавательных функций психики школьников, изучающих иностранный язык.


2.3.3 Логика мышления, воображения, филологическое мышление


Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции школьников заключается также в том, что работа над иноязычным высказыванием способствует развитию памяти и формированию логики мышления. Логика мышления совершается в слове, и поэтому последовательность изложения, информативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, переход от данного к новому, построение логически связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик полилога формируются в иноязычном высказывании. Нам, учителям иностранного языка, следует понимать определенные проблемы взаимоотношения памяти и мышления, которые возникают, потому что «всякое рамочное поведение, предполагающее решение проблемной ситуации, опирается на прошлый опыт». В обучении говорению есть много упражнений, нацеленных на произвольное запоминание и последующее его воспроизведения: «Merkt euch diese Wortverbindungen!», «Lest und erzählt den Inhalt nach!» и т.д.

В этом случае репродуктивные процессы (память) преобладают над процессами продуктивными (мышление) «Однако вне деятельности память не имеет «собственной» сферы своего функционирования, равно как вне процесса памяти немыслима никакая деятельность». В ходе учебного процесса осуществляются несколько процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, и все эти процессы следует включать в деятельность. Прочность же, оперативность, подвижность памяти определяется тем, «какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей». Работы памяти в изолированном, обособленном от деятельности виде быть вообще не должно. [7, с.10].

Психологи давно отмечали, что непроизвольное запоминание может быть весьма эффективным, что оно не низшая категория памяти, а столь же важное средство фиксации опыта, как и произвольное запоминание.

Поэтому на уроках иностранного языка мы ставим речевые задачи с опорой на механизм непроизвольного запоминания.

Следует определенные упражнения (по мере возможности) выполнять так, чтобы учащийся не получал прямых указаний на запоминание (слов, образцов, текста, диалога и т.д.), а запоминание явилось бы в данном случае побочным продуктом речевой деятельности. Это будет постоянно оживлять прошлый речевой опыт, обогащать опыт теперешний. Иными словами, соотношение старого и нового в говорении приобретает необходимый вид: постоянная новизна, требующая речемышления, стимулирует как запоминание и сохранение, так и воспроизведение материала. Приведу пример. Дано небольшое высказывание, где говорится о том, как школьники Германии используют свое свободное время, чем занимаются, какие у них хобби. В тексте есть несколько новых, подлежащих усвоению слов: Boot fahren, Computer spielen, Pflanzen pflegen и т.д. Задания к высказыванию, (по тексту + «я»)

1 серия вопросов по содержанию текста

- Wofür interessieren sich die deutschen Schüler?

  • Welche Hobbys haben sie?

  • Wie verbringen sie ihre Freizeit ?

  • Gefällt euch (Peters Hobby), warum? И т.д.

2 серия вопросов направлена на личный опыт

  • Was möchtest du in deiner Freizeit gern machen?

  • Was meinst du, ist es nützlich, Freizeit sinnvoll zu verbringen?

  • Bist du einverstanden, dass jeder Mensch seine Freizeit sinnvoll verbringen muss?

  • Wie versteht ihr Berbnard S. Aussage „Glücklich ist der Mann, der von seinem Hobby leben kann“?

  • Welche Freizeitaktivitäten findest du besonders interessant? И т.д.

Разумеется, заданиями, способствующими направленному усвоению, развитию логики мышления, могут быть не только подобные вопросы. Но отсюда следует одно из правил обучения: «речевой материал в любом его виде должен запоминаться и воспроизводиться на уроке только в процессе выполнения речемыслительных заданий, т.е. непроизвольно». [7, с.11].

Таким образом, в единстве «мышление-память» ведущая роль принадлежит мышлению, а всякое мышление, как известно, является продуктивным. Это означает, что развивая личность средствами иностранного языка, нужно как можно шире использовать продуктивное говорение, продуктивное владение. Постоянная новизна речевых ситуаций, их вариативность создает возможность для развития многих качеств и механизмов умения, в том числе способность трансформировать, перефразировать и комбинировать, что приводит к росту инициативности высказывания, информативности, ускорению речи, к более быстрой автоматизации материала, к адекватной реакции говорящего в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Очень важно для развития данных качеств выполнение упражнений с использованием логико-синтаксических схем (ЛСС). С их помощью можно управлять высказыванием учеников. Для этого ЛСС можно давать на карточках, на доске, через PC. Прекрасное обоснование ЛСС мы можем найти у Пассова Е.И. [7, с.193]. Приведу в качестве образца данную логико-синтаксическую схему, которую использую на уроках:


... stellt sich das Ziel,

den 1. Platz zu belegen

Weltmeister zu werden

hohe Leistungen zu erreichen u.s.w.



bekannt

berühmt

ehemalig

allseitig

talentiert

u.s.w.





... wird ... anerkannt

... wird ... beliebt und geachtet

von allen Fans

von anderen Sportlern u.s.w.

Ein

richtiger

Sportler



... muss

bescheiden

ehrlich

ermst

treu

gesund

in guter Form

... sein

u.s.w.




... ist ein Vorbild für...

... ist mutig im Wett kamf

... ist immer diszipliniert

... hat viele Fans ...

... u.s.w.



... sieht sportlich aus.

... trainiert aktiv und regelmäßig.

... verteidigt die Ehre seiner Heimat

... u.s.w.







Современный урок иностранного языка включает разнообразное ролевое общение школьников, широкое применение дискуссионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, фото-, кино - и Интернет материалов. Это способствует также развитию воображения учащихся, воспроизводящего и творческого.

Иностранный язык как предмет школьной программы содержит большие резервы для формирования филологического мышления учащихся. Язык является важнейшим социальным явлением в окружающем школьника мире, средством национального и межнационального общения, внутренней и внешней деятельности, предметом изучения и исследования. Интерес к филологии сопутствует подлинной образованности, интеллигентности и культуре. На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории языка, к его связи с другими языками мира и родным языком, к парадоксальным и занимательным языковым явлениям, к афоризмам и их авторам, фразеологизмам и к «секретам» интерпретации художественных текстов, к языковым играм и другой познавательной деятельности. Например, при рассмотрении вопроса о словообразовании в родном и немецком языках одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Так, der Tisch обозначает: 1) стол (Möbelstück), 2) еда, питание, обед (Mahlzeit). В русско-немецком словаре можно найти еще четыре значения слова «стол»: 1) стол – das Amt; 2) личный стол - Personalabteilung; справочный стол – Auskunftsbüro (-amt); 4) адресный стол - Adressestelle. Различия существуют и в сочетаниях со словом der Tisch. Изучая подобные факты, анализируя их, учащиеся вникают в интересные языковые явления, обогащая этим самым филологическое мышление.


2.3.4. Развитие индивидуальных учебных способностей


Рассматривая далее проблему развития школьников средствами иностранного языка, хотелось бы отметить, что на уроках иностранного языка есть условия для развития индивидуальных учебных способностей.

Языковые способности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овладения учебным материалом, но и в предпочитаемых и успешно осуществляемых формах учебной деятельности. Практикой было отмечено, что учащиеся с низким уровнем обучаемости предпочитают учебные задания репродуктивного характера. Например, пересказ заранее выученного текста, выполнение учебных действий по образцу и т.д.; средний уровень обучаемости позволяет ребятам сочетать заученное с элементами самостоятельного высказывания; достаточная обучаемость проявляется в том, что учащиеся охотно выполняют задания, требующие самостоятельности, имеют достаточно высокую степень комбинированных языковых средств (лексических, грамматических), больший объем (плотность) высказывания, прослеживается связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность речевого действия, однако не исключается использование опор, ЛСС, ФСТ и т.д. Учащиеся могут выразить личное отношение по обсуждающей проблеме. В случаях повышенного (высокого) уровня обучаемости учащиеся предпочитают формы работы творческой самостоятельной направленности, сопротивляются репродуктивным формам учебных действий, на хорошем уровне прослеживается рефлексия Данные моменты нельзя не учитывать. Благодаря использованию творческих приемов учебной работы, правильно организованному УВП мы позволяем детям идти впереди имеющегося уровня развития способностей и целенаправленно формировать навыки творческой речемыслительной деятельности, развивать задатки и способности к языку.

Исследуя природу творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, - креативностью. Однако креативность является не единственной способностью, обеспечивающей высокий уровень образовательной деятельности. Так как в результате творчества у школьников непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная деятельность. Однако обе вышеупомянутые деятельности нельзя оторвать от организационной деятельности, которая, как принято, осуществляется на базе таких способностей как целепологание, целеустремленность, планируемость, самоопределение, рефлексия и др. При осуществлении на уроке иностранного языка этих трех видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности: когнитивные, креативные, методологические (оргдеятельностные). Нельзя не назвать некоторые из них, так как четкое знание данных качеств ученика позволяет целенаправленно конструировать УВП, индивидуальные программы развития, выбрать оптимальные педагогические технологии, отобрать тот материал, который поможет детям в их творческой деятельности, «организовать создание детьми творческой образовательной продукции» [11, с.23].

Креативные качества, которые развиваются на уроках иностранного языка особенно ярко:

  • образность;

  • эмоциональный подъем в творческих ситуациях;

  • фантазия;

  • чувство новизны;

  • инициативность;

  • умение видеть знакомое в не знакомом;

  • наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участие в конкурсах, олимпиадах;

  • неординарность и др.

Когнитивные качества:

  • физиологические качества: умение видеть, слышать, чувствовать, развитая работоспособность;

  • интеллектуальные качества: любознательность, вдумчивость, сообразительность,осмысленность,увлеченность, аргументированность, умение задавать вопросы;

  • умение понять и оценить иную точку зрения, вступить в спор, диалог и др.

Оргдеятельностные качества:

  • знание учеником своих индивидуальных особенностей, черт характера, оптимальных темпов и форм занятий иностранным языком,


  • способность взаимодействия с другими субъектами образования, умение отстаивать свою точку зрения, устремленность, коммуникативность, толерантность;

  • навыки самоорганизации и планирования деятельности, коррекция этапов и способов деятельности;

  • владение методами рефлексивного мышления, умение выстроить свои дальнейшие планы обучения, самоанализ, самооценка и др.

Знание трех интегративных способностей школьника: креативной, когнитивной и оргдеятельностной, - помогает учителю иностранного языка составить индивидуальную программу образовательной деятельности для учащихся с творческой самореализацией, творческими возможностями и способностями, т.е. детей с определенной одаренностью. «Чем более ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным… в этом направлении его следует считать» [11, с.28]. Пример подобной программы прилагается мною (см. приложение).

Выделив выше названные качества учащихся, хотелось бы привести некоторые примеры соответствующих заданий по иностранному языку, обеспечивающих их развитие.

Задания когнитивного типа
  1. Вычленение общего и отличного в разных иностранных языках.

  2. Решить реальную проблему, которая существует в немецком языке: версия происхождения отдельных слов, культурных традиций народов, говорящих на немецком языке.

  3. Исследование объекта (слово, текст, правило, ряд и т.д.): установить его смысл, строение, признаки, функции и т.д.

  4. «Проживание» исторических событий и явлений: рождение грамматических правил, алфавита и т.д.

Задания креативного типа
  1. Создать словесный продукт в различных жанрах: составление словарей, сочинение современных видов текста (интервью, реклама, деловой диалог, творческую работу по проблеме).

  2. Сочинить сказку, рифму, стихотворение, роль и т.д.

  3. Составить кроссворд, игру, викторину, родословную, свое задание для другого ученика, программу концерта и т.д.

  4. Перевести элемент с языка одного предмета на другой: нарисовать картину природы, описать картину, фото и т.д.

  5. Изготовить журнал, газету и т.д.

  6. Провести урок в роли учителя, разработать свои памятки и т.д.

Задания оргдеятельного типа
  1. Разработать план домашней творческой работы. Составить рецензию, свою индивидуальную программу по языку, цель своих занятий.

  2. Составить и провести викторину, кроссворд или урок для младших школьников.

  3. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение и т.д.), сделать выводы и т.д.

Следует всегда помнить учителю иностранного языка (и не только ему): не так важна сложность задания, как предполагаемая степень творчества ребенка при его выполнении. Для этого на занятиях ученикам обеспечивается право выбора темы творческой работы, формы ее выполнения и защиты, поощряется собственный взгляд ученика на проблему, аргументированность выводов и самооценки. В то же время оказывается помощь в осмыслении выбора цели, инструментария деятельности, т.е. используются принципы личностного целепологания ученика, принцип выбора индивидуальной «образовательной траектории» (11, с. 39). Уровень развития личностных качеств, универсальных учебных действий (УУД) и ЗУН по предмету можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года.


2.4. Культура умственного труда


Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной информации и это развивает культуру умственного труда (КУТ). Учащиеся пользуются в учебной деятельности учебными пособиями, словарями, справочниками, ИНТЕРНЕТ ресурсами, звукозаписывающей аппаратурой, работают в компьютерных классах. Это позволяет им овладеть широким набором средств получения информации. В процессе изучения иностранного языка возникает необходимость постепенно накапливать учебную информацию, расширяя и углубляя свои фоновые знания. Они ведут свои собственные словари, собирают материал по обсуждаемым проблемам и темам, составляют опорные конспекты, делают записи в виде фактов и сведений, собирают иллюстративный материал по изучаемым проблемам. КУТ повышается с постепенной компьютеризацией самостоятельного учения. Важным показателем КУТ является подготовка к решению учебной задачи на уроке. Планирование своего высказывания, составление ОК, подбор иллюстративного материала и повышает готовность школьников к интеллектуальной деятельности. В УВП находят применение специальные памятки, которые учат рациональным приемам (см. приложение). Цель использования памятки как вербальной модели приема работы состоит в следующем: она должна и мотивировать ученика, и ориентировать его, настраивать соответствующим образом, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. В кабинете иностранного языка желательно оформить «книжку-раскладушку», сменный или постоянный стенд «Умей изучать иностранный язык». Хорошо посоветовать учащимся вести специальную тетрадь для памяток или просто иметь отдельные памятки у себя на рабочем столе дома. Сверяя свой «шаг» с памяткой, учащиеся овладевают алгоритмом работы до тех пор, пока памятка не становится лишней. Важен в памятке и доверительный тон, что помогает снять и без того значительную напряженность в отношении учащихся к иностранному языку. Следует всегда помнить слова К.Д.Ушинского «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанника к разумному труду и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета». Примеры памяток для учащихся приводятся мною в приложении.


    1. Развитие межличностного взаимодействия


На уроках иностранного языка есть условия для развития межличностного взаимодействия школьников в общении. Умение правильно организовать свое общение является признаком индивидуальной культуры. Честно говоря, данное умение недостаточно развито у детей, особенно это прослеживается в УВП на начальном и среднем этапах обучения. Их непосредственная реакция нередко является помехой общения, затрудняет общение, а иногда вредит, и вместо общения учащиeся часто «докладывают» диалог. Чтобы избежать данного явления следует строить свои уроки как процесс непрерывного полилогического сотрудничества. В организованном речевом общении развивается умение слушать как главное условие совершенствования межличностного взаимодействия. Развивается также умение полезной в некоторых случаях молчаливой реакции. Усваиваются речевые функции сообщения, выяснения, толкования, комментирования, добавления, указания, выражение отношения типа:

Was meinen Sie (meinst du)? Bist du damit einverstanden? Meiner Meinung nach, ... Offen gesagt, ... Ich möchte gern sagen, dass... Was du nicht sagst? Ich möchte dazu vollenden... Was mich betrifft, ... Das ist aber doof! (super, Klasse).

В специально организованных упражнениях тренируются скорость речи, интонация, тембр голоса, мимика, поза и жесты, расположение участников общения в межличностном пространстве.

Например: в диалоге типа «Встреча»

  • Hallo, Peter!

  • Hallo, Taras! Wie geht es dir?

  • Danke. Es geht mir gut. Und dir?

  • Leider nicht besonders. Weisst du, meine Mutti ist krank und ich habe jetzt viel zu tun.

  • Tut mir leid. Begrüße deine Mutter herzlich. Hoffentlich, ist sie bald gesund.

  • Danke. Wohin gehst du? Ich sehe du trägst einige Bücher in der Hand.

  • Stimmt. Ich möchte unsere Stadtbibliothek besuchen, dort gibt es viele interessante Bücher. Wahrscheinlich, kommst du mit?

  • Nein, ich muss mich beeilen. Tschüs!

  • Bis bald. Rufe mich an!

фокусируются ранее отработанные в условно-речевых упражнениях фразы, сопровождающиеся определенной мимикой, жестом, интонацией и т.д. В процессе выполнения подобных коммуникативных задач воспитывается внимание друг к другу, стремление к совместным действиям, усвоение правила этикета и др.


    1. Осознание общечеловеческих ценностей


Изучение иностранного языка способствует осознанию общечеловеческих ценностей. Предметом изучения становятся материально-технические, социально-политические, нравственно-этические и культурно-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются представления об актуальных проблемах жизнедеятельности личности, анализируются нравственно-этические традиции, вопросы морали, накапливается информация о памятниках культуры, истории, о произведениях искусства, которые представляют собой общечеловеческую ценность. При изучении тем “Deutschland. Land und Leute“, „Berühmte Deutschen“, “Wissenschaft, Technik und Progress“, „Durch die Städte Deutschlands“, „Berühmte Schriftsteller und Dichter der Heimatstadt“ и др. формируется активное и заинтересованное отношение к духовной жизни людей разных стран, возникает уважение к традициям других народов.

Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. При сравнении получаемой информации о странах изучаемого языка с жизнью своей страны мы учим учащихся видить успехи своей страны и существующие проблемы, ценить достижения своего народа, любить и уважать традиции и обычаи своей страны, отстаивать национальное достоинство. Личностные, коммуникативно направленные задачи типа „Berichten Sie unseren Gästen aus der Schweiz über Sitten und Bräuche Ihres Landes“, “Du bist Teilnehmer an der Öko-Konferenz. Was möchtest du über die Ökologie in der Stadt Donezk erzählen?“ „Schreiben Sie Ihren Brieffreunden über Ihre Sänger/ über berühmte Komponisten“ и др. укрепляют чувство национальной самобытности. Данное чувство воспитывается также с повышением внимания к родному языку при изучении иностранного.


Защита коллективного творческого продукта по проблеме „Мы и природа“ в 7 классе


    1. Подготовка школьников к практической деятельности


Изучение иностранного языка является важным средством подготовки школьников к практической деятельности.

Практическая направленность преподавания есть основное условие появления смысла учебной деятельности, понимаемое и принимаемое школьниками. Диапазон учебно-практических целей достаточно широк и необязательно связан с узкопрофессиональной подготовкой. Главное – научить школьников ориентироваться в типичных ситуациях общения: в печатной и музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей страны, в реалиях страны изучаемого языка, в специальной литературе по профессиональным интересам, в типичных профессиональных ситуациях и т.д. Эта деятельность включает восприятие ситуации, осознание проблемы общения, выбор коммуникативной цели и результата. Результат общения является основным показателем готовности учащихся к практической деятельности средствами иностранного языка.

Нельзя недооценивать роль дополнительных, факультативных, внеклассных занятий по иностранному языку в решении данной проблемы. Дело в том, что в старших классах, когда более четко прослеживается профориентация личности, сетка часов по иностранному языку сокращается, отсюда определенная нагрузка перепланируется на внеклассную работу. Учитывая интересы учащихся, следует дифференцировать, личностно ориентировать учебные задачи, готовить учащихся к ведущей деятельности взрослого человека – профессиональному труду. Практические ситуации могут быть весьма разнообразными и по степени их трудности: от чтения и слушания с пониманием объявлений, реклам, заголовков, изложения несложных просьб и формулировки кратких ответов до перевода описания технического устройства, небольшого реферата по специальной статье, самостоятельных высказываний и т.д.



    1. Развитие важных черт характера личности


Знание иностранного языка есть результат большого личного труда учащихся. Процесс изучения иностранного языка способствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настойчивость. Развиваются усидчивость, аккуратность, самостоятельность. При чтении информативных текстах о выдающихся деятелях, людях своей страны и стран изучаемого языка учащиеся стремятся к самовоспитанию лучших черт их характера. Достаточно велик объем текстов, способствующих формированию доброты, честности, порядочности, коммуникабельности и др. Не следует допускать (как это случается в практике школы) при изучении иностранного языка и «перекоса» в сторону обучения (информативности) в ущерб развитию и воспитанию. УВП должен способствовать созданию условий для сбалансированного функционирования процессов накопления информации, саморазвития и самовоспитания.

Выполнение индивидуальных, групповых заданий на уроке в 5 классе развивает ответственность, самостоятельность, усидчивость.


  1. Роль учителя и его влияние на развитие учащихся


Маленький индус, который узнал Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если ты увидишь его без Учителя?» Мальчик усмехнулся: «Солнце останется солнцем, но с Учителем мне светят двенадцать солнц». (Из Криптограмм Востока).

Развитие учащихся в процессе изучения иностранного языка зависит от ряда условий. Однако главное в педагогическом процессе – это Учитель, который является школою для воспитанника. Современная эпоха в значительной мере изменила и осложнила роль педагога в школе. От педагогического призвания, позиции и направленности личности учителя зависят его творчество, организация деятельности, система субъектных отношений и в конечном итоге результат развивающего, личностно ориентированного обучения. Успешное достижение обозначенной цели обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении непосредственно связано с уровнем профессионального педагогического мастерства учителя. Не останавливаясь на «расшифровке» данного понятия, это довольно объемный аспект, отмечу отдельные наиболее важные требования к профессиональным знаниям учителя иностранного языка. Современный учитель иностранного языка обязан овладеть знаниями:

  • основных положений государственной политики в области школьного образования, в том числе по иностранному языку;

  • системы языка и основных лингвистических и лингводидактических категорий, а также истории, культуры, современных проблем страны, язык которой изучается, всем тем, что сейчас входит в понятие языковая (лингвистическая) и социокультурная компетенция;

  • основных закономерностей процесса обучения, в том числе обучения иностранному языку, а также содержания и особенностей всех компонентов этого процесса: целей, методов, способов и т.д.;

  • психологии личности школьника, сферы его интересов и наклонностей, закономерностей овладения иностранным языком в условиях школы, в том числе и разных условиях, которые существуют сегодня;

  • содержания программы по обучению иностранному языку;

  • основных положений дидактико-методической концепции, на основе которой сконструировано содержание учебника, которые пользуется в практике собственной педагогической деятельности;

  • основных требований, которые предъявляются обществом к личности современного учителя, в том числе уровню его профессионального мастерства.

Таким образом, профессионально важным для учителя иностранного языка являются умения педагогически, психологически и методически целесообразно организовать свою профессиональную деятельность, направленную на формирование у обучающихся навыков межкультурного общения иностранным языком, а также на раскрытие учащимися своих индивидуальных возможностей и на развитие вышеупомянутых качеств, свойств, способностей, черт характера личности.

Еще А. Дистервег считал, что не может быть педагогического мастерства без знания дела (объекта), любви к делу и учащемуся (субъекту), педагогических способностей (субъективно-объективный метод)» (А. Дистервег. Избр. Пед. Сочинения. – М.: Учпедгид, 1956 – с. 326).

Выдающийся педагог современности Шалва Амонашвили убежден в том, что ребенка не только нужно по-настоящему любить и уважать его личность – с ним нужно прожить его жизнь. Это, конечно, не просто. Это в какой-то мере самопожертвование. Много ли нас, кто способен забыть о себе, о своих обстоятельствах? Жизнь подсказывает нам: если мы не увидим в ребенке равного с нами человека, как мы говорим «субъекта», не ликвидируем свое ошибочное представление о себе как «управленце» детской жизни, вся наша так называемая «педагогика» обернется против человечества. Патриотов своей страны, гуманистов с высоким чувством обязательности, тех, на кого можно положиться в любое время, можно воспитать только личным примером и самоотдачей. Возможно, кому-то в наше время прагматизма это покажется утопичным. Однако, по- моему мнению, такой подход к своим питомцам – единственный путь настоящего эволюционного развития.

Кроме этого, совершенствование мастерства учителя иностранного языка, как и других педагогов, осуществляется в процессе непрерывного самообразования и самовоспитания.

Суммируем сказанное с помощью таблицы, которая, по-моему мнению, отражает направления творческого развития учителя иностранного языка. (см. таблица 1).


  1. Заключение


Все вышеизложенное является продуктом личной практической деятельности, воплощением идей составленной мною научно-практической программы по проблеме «Развитие школьников средствами иностранного языка».

Разумеется, определенные тезисы нуждаются в дальнейшем исследовании в плане изучения других возможных факторов УВП, влияющих на развитие учащихся и в тоже время опыт работы убеждает в том, что иностранный язык как предмет школьной программы может быть действенным фактором всестороннего развития личности учащегося . Идея превращения образования в механизм развития личности является безусловно актуальной и весьма своевременной.

Новизна педагогических наблюдений по данной проблеме заключается в системности исследовании, эффективности, результативности практической деятельности, в разработке личной программы учителя, программы развития и саморазвития учащихся по иностранному языку.

Результаты мониторинга убедительно доказывают целесообразность применяемых методов, приемов и средств по развитию школьников средствами иностранного языка.


Таблица 1. Направления развития творчества учителя иностранного языка


- преобразовывает цели, применительно к своим условиям работы;

  • учитывает уровень обученности и развития учащихся на каждом этапе обучения;

  • оригинально формулирует задачи на каждом этапе обучения





Конкретизирует цели и задачи обучения





Преобразует содержание обучения

Модифицирует методы и приемы обучения

Отбирает и изготавливает средства обучения

Организует процесс обучения на разных уровнях:

  • функциональном (взаимоотношения учителя и ученика, педагогика сотрудничества);

  • организационном (урок - домашняя работа – внеклассная работа);

  • материального обучения (использование учебника, учебных пособий, кабинета и т.д.)

Творчески

работающий

учитель


  • актуализирует содержание учебника, дополняет его материал;

  • перекомпоновывает материал, по-новому организует его



  • выбирает методы и приемы, позволяющие достигнуть результативность обучения, по-разному сочетает их

  • самостоятельно подбирает средства обучения для оснащения урока; при необходимости изготавливает их сам;

  • комплексно использует имеющиеся средства обучения, в том числе ИКТ



- использует различные формы работы (индивидуальные, парные, групповые);

  • разрабатывает нетрадиционные формы уроков (уроки-конференции, уроки-экскурсии и т.д.);

  • подбирает домашние задания, в том числе по выбору;

  • осуществляет связь урочной и внеурочной работы;

  • организует проведение коллективных творческих дел с выходом в различные виды деятельности


Самообразование и самовоспитание


Литература


  1. Закон „Oб образовании“ 2015

2. Государсвенный образовательный Стандарт среднего общего образования

3.Программа для общеобразовательных учреждений по предмету. «Иностранный язык как второй иностранный язык“ для 5 – 11 кл. Д.: 2015

4.Государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17. 07.2015. N327

5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991

6. Коваленко О.Я. Впровадження нових технологій та наукових розробок у викладанні іноземних мов у ЗНЗ: Сбірник статей. – Запорожжя: Прем’єр, 2002

7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.; Просвещение, 1991

8. Подмазін С.И. Особистісно зорієнтоване навчання// Завуч. – 2001. - № 21-22

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998

10. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Высшая школа, 1982

11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. – М.: Владос, 2000

12. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997

13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996

14. Методические рекомендации РИДППО г. Донецка по организации учебно-воспитательного процесса в Образовательной отрасли „Иностранный язык“ 2015- 2018 г.


.







Автор информационно- практического альманаха

Бабцева Нина Вадимовна, учитель немецкого языка

УВК „ГАРМОНИЯ“ Г. ДОНЕЦКА.

2018

25