СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие одаренности детей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 О книге К. Шереметьева "Умничка"

Автор в своей книге рассматривает развитие одаренности детей через общение с ребёнком на разных возрастных этапах.

Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренности детей»

О книге К. Шереметьева «Умничка» - как воспитать одаренного ребенка


Константин Шереметьев в своей книге рассматривает развитие одаренности детей через общение с ребенком на разных возрастных этапах, о мифах воспитания, ведущих способах общения, принципах, которые позволяют минимизировать издержки воспитания и добиваться положительных результатов. Книга содержит основные разделы - занятия:

  1. Развитие ребенка

  2. Первые шаги

  3. Школьные годы

  4. Подросток

  5. Переходный возраст

  6. Взаимопонимание

  7. Поведение при людях

  8. Социальная среда

  9. Семейные ссоры

  10. Ответственность

  11. Отношения с родителями

Он обращает внимание на то, что в нашей культуре очень много мифов о воспитании, причем эти мифы требуют от ребенка совершенно невозможных для него умственных действий. Все это сводится к тому, что родители мучают ребенка без всякого смысла и без пользы, то есть это просто такой воспитательный садизм. Например, родители приучают ребенка к строгому распорядку или требуют отличных оценок по всем предметам, или требуют социальных достижений, ругают за малейшую провинность. Ребенок, конечно, пытается соответствовать всем этим диким требованиям, чтобы завоевать любовь родителей, но долго выдержать не может и в результате испытывает сильнейший стресс, и умственное, и физическое развитие замедляется. Как это ни странно, попытки выжать из ребенка такой талант или способности, или «учись лучше всех!» – они приводят к прямо противоположным результатам.

Целью курса является – научить родителей (взрослых) общаться с ребенком так, чтобы он рос естественно в гармонии с вами, чтобы его таланты раскрыть в дружелюбной атмосфере, чтобы у вас была дружная веселая семья.

1 занятие. «Общение с ребенком». Сначала рассмотрим самый страшный миф о воспитании – это миф о том, что родители с помощью воспитания могут делать из ребенка, что угодно. Это не так. Вы этого не можете. В ребенке, который у вас родился, в нем уже заложено очень многое из того, кем он будет. Вопрос в том, чтобы это дело выявить, чтобы это дело развить, а вовсе не в том, чтобы это дело как-то перевоспитать.

Поэтому получается так, что с одной стороны, у вас родился ребенок, у него уже есть какой-то генетически заданный вектор развития, который будет развиваться.

А с другой стороны, он родился в некоторой культурной среде, где его социальные достижения, его возможности уже чем-то ограничены – они ограничены какими-то факторами. Непонимание этой ситуации и приводит к тому, что есть миф, что из ребенка можно сделать, что угодно и получить, что угодно. Нет, это не так.

К. Шереметьев рассматривает «Семь заповедей родителей», которые выступают концептуаальной основой системы воспитания.

Первая заповедь, самая важная – из луковицы тюльпана нельзя вырастить розу, но можно вырастить чахлый тюльпан. Поэтому все, что вы можете сделать для ребенка – это раскрыть, к чему его тянет, а затем дать возможность этому раскрыться.


Вторая заповедь – ребенок не может своей жизнью компенсировать ваши неудачи. Он родился, для того, для чего родился он, и это совершенно никак не связано с какими-то неудачами в жизни родителей. Попытки с его помощью как-то это компенсировать кончаются всегда абсолютно одинаково – вы просто разрываете контакт с ребёнком и все.

На самом деле ваша цель – хорошо, если вы хотите действительно посвятить жизнь ребенку, хотя это уже на самом деле психологический невроз. Функция родителей, школы - подготовить его к жизни в этом мире. Не способен сам ребенок без родителей именно у людей, у вида Homo Sapiens не способен сформировать мнение о мире, ему нужна помощь родителей, это важно, здесь все правильно, здесь вы ему помощник. Но для чего? Для того чтобы он свою дорогу нашел в этом мире, а не исправил вашу.


Третья заповедь. Влияние ваших слов минимально. Вы влияете вашим образом жизни и действиями. Очень многие родители говорят: «Я его воспитываю». Если спросить, что это значит? «Я ему читаю нотации». Но на самом деле, когда вы читаете нотации, то ребенок чувствует, что это очень сильно оторвано от жизни и не имеет значения, он просто их не слышит, то есть формально он слышит, но он пропускает их мимо ушей.


Имеет смысл только то, как вы живете сами. И он начинает вас копировать – это заложено в его мозге, копирование вас. Таким образом, да, вы, разумеется, воспитываете ребенка, но воспитываете не в тот момент, когда вы что-то нудите, а вы воспитываете ровно в тот момент, когда вы что-то делаете.


Четвертая заповедь родителя. Границы ребенку устанавливает материальный мир, а не вы..

Пока границы ребенку устанавливает материальный мир, вообще-то, вы говорите о том, что нельзя перебегать дорогу или нельзя хвататься за горячую сковородку, то ребёнок, когда он чуть подрастет и начнет свои уже мнения о мире создавать, то в этот момент он начинает видеть, что ему запрещали, и это правильный запрет, потому что он что-то нарушил, порезался, обжегся, еще что-то такое. Доверие к родителям начинает расти.

Но если ребенку запретили прочитать какую-то книжку, он прочитал, а ничего страшного не произошло; или запретили с кем-то поиграть, поиграл, а ничего страшного не произошло – происходит обратный процесс. То есть получается, что родители это делают произвольно, и соответственно, слушать их не нужно.


Пятая заповедь. Главная ценность отношений – доверие ребенка к вам. Вот это вытекает из четвертого, то есть если ребенок вам доверяет, а у ребенка будут обязательно какие-то проблемы, и он вам доверяет, то он придет к вам, чтобы эти проблемы решить. Если ребенок к вам не приходит, если он вам не доверяет, а это достаточно быстро выясняется, потому что дети растут быстро, то он будет искать других людей, которым он будет доверять. Кто им окажется, либо это подростковая банда, либо продавец наркотиков, либо руководитель секты какой-то – вы не знаете, и никогда не узнаете. Почему? Потому что доверие ребенка к вам утрачено, и вам он уже верить не будет.


6. Шестая заповедь, очень сложная заповедь, она выглядит так. Ребенок не отвечает за ваше хорошее настроение. Что это значит? На самом деле, когда родители говорят: Ребенок здесь совершенно ни причем, и он совершенно не обязан отвечать за ваше хорошее настроение.

7. Наконец, последняя, седьмая заповедь родительская, самая, конечно, сложная, самая трудная и самая важная, в том числе. Самое лучшее, что вы можете дать ребенку – это пример собственного счастья. Всё.

На самом деле я бы пошел дальше и сказал, что это единственное, что вы можете дать ребенку.


Почему? Как показывает многочисленная практика, уже то, что называется переходный возраст, когда подростки обретают свое сознание, и в этот момент, как только они его обрели, то вот то, что родители говорили до этого, как они его воспитывали, к чему они вели, ребенок начинает уже другими глазами смотреть на их жизнь.

Если ребенок вырос в некоторой атмосфере любви и согласия, и ему все нравится, то, конечно, он хочет это повторить, и он будет спрашивать вас, как ему это сделать. Следующий момент, почему я начал с этих заповедей.


Развитие ребенка


Самая первая такая вещь, которую вы должны знать – есть важный психический феномен от общения с маленькими детьми, а именно, до 4-х лет психика ребенка – это часть психики двух человек, ребенка и мамы.

Вот у людей не так, у людей до 4-х лет мозг продолжает развиваться, он совершенно не готов к восприятию мира. Как же поступила природа? Природа сделала единую психику.

Теперь основные моменты, а как же развивается ребенок дальше, и вот сейчас мы узнаем ответ на вопрос, до скольких лет ребенок.

До 4-х лет

Так вот до 4-х лет ощущения «Я» еще нет, это фактически психика единая на двоих с мамой или со взрослым. Где-то с 4-х лет появляется… Эти цифры считайте плюс минус год, потому что зависит от развития, у всех оно разное, но это средние цифры.


С 4-х до 7 лет

С 4-х лет появляется некоторое такое ощущение «Я сам!» Когда ребенок часто говорит: «Я сам это сделаю!» – это важный шаг в развитии мозга, потому что в 4 года уже сформировалась основная часть мозга, так называемая кора головного мозга. И здесь ребенок начинает понимать, что вокруг него происходит, поэтому он говорит: «Я сам», – он сейчас реально понимает, что он сделает.


С 7 до 12 лет

С 7 лет до 12 начинается следующая стадия, называется «Я в группе». То есть ребенку очень сложно воспринимать мир в целом, пока еще его мозг так не работает, и ему намного проще выбрать некоторую такую группу людей, которую он начинает очень хорошо слушать, хорошо воспринимать, иногда ее называют референтная группа. В чем смысл? Если у ребенка хороший контакт с родителями, в семье, то он однозначно ассоциирует себя с семьей и, соответственно, его психика в данный период на протяжении 7 – 12 лет очень и очень устойчива. Фактически группа дает ему возможность такой защиты.

Если же с семьей контакта нет, тогда начинается то, что называется уличная команда, либо это может быть группа по интересам, какие-то байкеры или художники, или те, кто играет в какую-то игру компьютерную, и тогда с ребенком происходит следующая вещь – он в группе, но не в семье.


С 12 до 16 лет

Теперь, как поступила природа и что такое переходный возраст? С 12 и до 16 лет происходит полный отрыв ребенка от родителей в момент полового созревания. То есть, как только ребенок готов к сексу, то есть готов делать своих детей, в этот момент ребенок полностью отключается от родителей, и самое главное, полностью пропадает вот этот эффект «Я в группе», «Я в семье», в том числе, и «Я с мамой». Для родителей становится страшным ударом, когда, если это мальчик, то какая-то девушка производит на него гораздо большее влияние, чем родители, а это следствие природы.

Самоосознание личности. Когда заканчивается переходный возраст, это уже абсолютно самостоятельный человек, и никакого отношения к вам, к тому, что вы родители, он уже как бы не имеет. Потому что все-таки для ребенка важнейшее значение имеет, еще раз говорю,

качество общения.

В основе выстраивания гармоничных отношений по мнению К. Шереметьева лежит ведущий контакт. Это перекликается с ведущими видами деятельности, но все же одно и то же.

На самом деле просто, чтобы вы знали, 60% детей, например, в России воспитываются одной матерью, и поэтому фактически большинство тех людей, которых мы знаем, были воспитаны в неполной семье и, с точки зрения природы, здесь все абсолютно нормально.

То есть если у ребенка от 0 до 16 лет была мама, и с ней все хорошо, то у него есть абсолютно все шансы стать полноценным ребенком.

Вот что самое главное дает отец, когда он есть? Это возможность более быстрой социализации. Так как с отцом такого нет, с отцом устанавливается именно социальная связь, то есть именно общение уже двух людей. В данном случае, если, допустим, нет отца, то на эту роль сгодится любой взрослый человек, единственное, чтобы он был адекватный, то есть, чтобы он нормально общался. Ребенок, допустим, устанавливает отношения с дедом и тоже учится общаться с людьми.

Домашнее задание

Домашнее задание состоит из двух частей, то есть первая часть подготовительная и основная.

Подготовительное задание: найдите следующие фильмы, но пока их не смотрите, потому что смотреть их будете позже с особым заданием.

1. Первый фильм «Похороните меня за плинтусом».

2. Второй фильм «Альпийская сказка».

Наконец, собственно, задание. Напишите в отчете три приятных занятия с ребенком, то есть что вам нравиться делать вместе с вашим ребенком. Если вас детей пока нет, то вы же представляете, что вы будете делать с ребенком, вот напишите, о чем вам приятно думать, что вы будете делать вместе с ребенком.

Были такие исследования психологов, в которых изучались методы ухода за ребенком в 70-ти культурах мира, и они абсолютно четко показали, что то, что с ребенком делают до 4-х лет, причем все, как его кормят, как его пеленают, как с ним играют, полностью определяет в дальнейшем всю его жизнь. Смотрим на рисунок № 8, что было выяснено, что влияет на формирование таланта.


Какие вещи плохо для ребенка, какие хорошо? Три основных.

1. Стимулирующая среда. Если просто брали детей, и одни дети воспитываются, то что называется, в пустой комнате – просто кроватка, комната. Маленький ребенок, имеется в виду, до двух лет, и белые стены. А у других – комната, вся разноцветная, куча игрушек. Подчеркиваю, он еще маленький, он еще не умеет играть с этими игрушками, он просто на все это дело смотрит. И в пустой комнате идет задержка развития.

2. Физическая активность. Это просто какая-то песня, потому что в нашей культуре почему-то принято наглухо пеленать детей. Это загадка какая-то, кто и почему это придумал, это совершенно ужасно, потому что называется, хотя бы ручки бы ему оставляли, чтобы он ручками мог махать. А так на самом деле тоже опять же показано, если у ребенка есть свобода, казалось бы, глупость какая-то – у ребенка есть возможность свободно ручками, ножками просто размахивать, а у другого нет такой возможности. Опять же, те, кто машет ручками и ножками, развиваются быстрее.

3. Но все-таки эти два фактора, можно сказать, блекнут перед фактором третьим – это общение с родителями. То есть, если с ребенком родители общаются – что такое общаются – разговаривают с ним, прикасаются к нему, он их может видеть, причем видеть в разному антураже, действительно ребенку важно видеть, как родители убираются в доме, как они готовят, как они что-то делают по дому, пусть даже работают – те дети, которые имели возможность просто наблюдать родителей, развивались лучше. Наконец, это, когда с ребенком просто общаются. Теперь важнейшая тоже тема, как именно развиваются способности уже старше 4-х лет? Когда уже и генетический фундамент есть, и есть культурный фундамент, будут ли развиваться способности или нет? Запомните такую вещь – любой навык сначала появляется путем подражания (рисунок № 9).

Причем вы все прекрасно знаете такой эффект, когда в школе есть такие преподаватели, которые нравятся очень детям, и по этому предмету у хороших преподавателей практически все дети очень хорошо учатся. Почему? Через подражание, то есть он умеет с ребенком общаться.


Школьные годы

Как происходит развитие способностей? Сейчас мы узнаем такую удивительную вещь, о которой мало, кто знает, но она является одной из причин, почему родители теряют контакт с ребенком.

Есть люди, с которыми у детей устанавливаются прочные эмоциональные связи, которые фактически сохраняются на всю жизнь. Возникает вопрос, что же это за люди? А теперь поразительный ответ. Это те люди, которые с детьми играют. Потому что для развития способностей, это самый важный процесс.


Переходим к важнейшей теме, как отвечать на вопросы ребенка. Здесь нужно дать такую подсказку. Вообще, дети хотят все знать о мире. Самое важное – это формирование мировоззрения.

Мировоззрение – это общее видение мира и своего места в нем. Важный момент по поводу того, чему ребенок учится – неважно, рисовать, играть или на каком-то музыкальном инструменте играть. Есть такое понятие в психологии – зона ближайшего развития, которая заключается вот в чем.

Ребенок в данный момент может что-то сделать, что он сейчас может. Но что-то он может сделать не сам, а вместе со взрослым, вот это и есть зона ближайшего развития. Если вы подсказываете ему, что можно сделать вот так, и он это делает с вашей помощью, то он настолько радуется, он настолько вам благодарен, что потом он постарается сделать это сам. Вот так и происходит его развитие.

Когда вы делаете за него, то никакого развития не происходит, это бессмысленная трата времени. Как мы уже говорили, личность вашего ребенка – это «ребенок + вы».

Для ребенка это жизненно важно, чтобы он был абсолютно уверен, что бы он ни сделал – хоть нашалил, хоть упал, хоть разбил какую-то вазу, хоть подрался, хоть у него отобрали деньги, которые вы ему дали на завтрак в школе, вот несмотря ни на что, вы вместе, вы его любите, и он может на вас рассчитывать.

Что же происходит, когда вы его ругаете? Как только вы его ругаете, то он испытывает такой легкий страх, потому что он от вас зависит, и идет опасность, что для него смертельно опасно. В этот момент у него отключается сознание, он вас не слышит, он просто боится.

Если вы продолжаете его ругать, то он просто становится невротиком. Но, как ни парадоксально, если вы будете постоянно хвалить ребенка, вы получите тот же самый эффект. Почему? Ребенок что-то сделал, вы его похвалили, он еще что-то сделал, опять похвала, еще похвала. А потом он уже ждет, что вы его все время будете хвалить. Если не похвалили, то для него это уже ругань.


Выход: Вы говорите: «Ой, как мне приятно, что ты это сделал. Тебе нравится рисовать? Тебе кого больше нравится рисовать – собачку или кошку?» Когда вы переводите разговор в чувства, это очень приятно для ребенка, как раз происходит улучшение контакта, но оно абсолютно безопасно, потому что чувство и чувство, замечательно порадоваться вместе с мамой. Или, например, прибегает из школы: «Я занял первое место по танцам». Сразу: «Что ты чувствовал, когда занял первое место?» Отлично, всё хорошо, вы

уходите от оценок. Но вы не должны в ваших отношениях с ребенком ориентироваться на оценки, а только на чувства.

Поэтому если вы передадите это знание, если он будет жить с удовольствием, вы сделали ребенку роскошный подарок – вы сделали его счастливым.


Домашнее задание № 2

Посмотрите фильм «Похороните меня за плинтусом». В отчете расставьте персонажей фильме по тому, насколько они думают об интересах ребенка.

Первый в списке больше всех думает, последний меньше всех. Если персонаж, по вашему мнению, вообще не думает о ребенке, то в список его не включайте.


Начиная с 4-х лет для ребенка самое главное – это знания. У ребенка, как раз формируется кора головного мозга, которая все время впитывает знания, это, так называемый возраст почемучек. Для ребенка самое важное: хочу все знать, все попробовать, все пощупать, все взять в рот, еще что-то такое. Он любит все новое, любит экспериментировать, и это нормально. Вы так и воспринимайте – это возраст знаний. Но знания – это не умения. В чем разница? Например, вы можете всё знать, вам прекрасно объяснили, как кататься на велосипеде, как правильно это делать. Но вы не умеете этого, потому что это разные вещи. Так вот знания – это некоторая информация.

На первом этапе с 4-х до 7 лет взрослый помогает делать все, что ребенок хотел бы сделать, но у него не получается. Вы смотрите, он надевает штанишки и не может застегнуть пуговицу. Не надо застегивать за него, на в коем случае, но если вы видите, что как-то не справляется, если он вас просит, то помогайте, не ругайте, все хорошо. Почему? Потому что у него есть знание, но нет навыка.

Следующий этап – 7 лет, этап навыков. Вот навыки – это некоторое действие, которое многократно повторялось, и оно фиксируется в памяти на уровне мозжечка. То есть у нас все наши действия – мы бегаем, ходим, плаваем, катаемся на велосипеде – мы их делаем автоматически. Для этого у нас есть специальная структура мозга, которая называется мозжечок, она работает автоматически, и она не требует никакого нашего сознательного участия. На этом этапе, на этапе навыков работает следующее правило:

Привычные вещи ребенок делает сам, а новые – со взрослым.

И лучше в этот процесс не лезть. Потому что если у ребенка уже есть навык, например, застегивать ту же пуговицу. Ребенок сейчас ее застегнет, все нормально, он все умеет. Но, если вы торопитесь, вы начинаете отталкивать его руки и делать сами – вы просто вносите нарушение в его подсознательную мышечную активность, и этим самым вы очень сильно ребенка сбиваете, то есть уже даже привычный навык разрушается, и он им не может пользоваться. Очень часто, когда родители говорят: «Да, что же ты такая растеряха, да что же у тебя руки не из того места, да что же у тебя все ломается?» Это значит, что перед этим родители все время влезали в этот процесс автоматических реакций, в процесс навыков.

Наконец, умения, они начинаются с 14 лет – это сложные действия, это совокупность и знаний, и навыков в большом количестве, которая приводит к создания чего-то материального, например, сделать табуретку, приготовить ужин, сшить платье. Когда ребенок уже может сам от начала до конца это сделать. Например, приготовить ужин – и 10-летняя девочка может прекрасно приготовить ужин, но она может что-то забыть, она может что-то не учесть. Здесь совершенно не стоит к этому никак к этому привлекать внимание, просто подсказать: «Ты вот это забыла», – и всё. А вот уже с 14-ти лет это рассматривается как некоторая ошибка, на которую нужно обратить внимание, чтобы сам ребенок понял, «да я сделал здесь ошибку».

Теперь важный момент, сейчас мы это переведем на реальные жизненные ситуации, например, рисунок 14 «Деньги и ребенок». Здесь родители очень часто допускают ошибки. В этом примере, в отношениях ребенка с деньгами, как раз применяем эту формулу «4 - 7 - 14».

Знания



Как только вы начинаете с ребёнком что-то делать, неважно, учить танцевать или плавать, или ездить на велосипеде, то вы должны пройти четыре важных стадии:

1) вы должны показать что-то

2) стадия повторения, когда ребенок начинает повторять

3) вы должны довести до стадии удовольствия, потому что как только

начинает получаться, ребенок начинает получать удовольствие. Если вы, допустим, учите его плавать, старайтесь довести до того момент, когда у него что-то начало получаться, и тогда уходите на хорошей ноте, на удовольствии.

4) когда ребенок будет повторять этот навык, он буде плавать, он будет ездить на велосипеде, в какой-то момент это перейдет в автоматизм, все, навык усвоен.

Запоминайте, что умение, в данном случае на картинке что-то из пластилина, умение всегда проявляется в материальных результатах. Поэтому, начиная с возраста уже ближе к 14 помогайте ребенку довести дело до конца. Ни в коем случае не делайте за него, но помогайте довести дело до конца. Почему? Потому что умение, как раз состоит в том, чтобы довести до конца. Чаще получается, как у детей с родителями? Это просто бич такой. Дети начинают что-то делать, у них что-то не получается, такая незаконченная работа, родители не обращают просто на это внимания. А ребенку чего-то не хватило, он что-то не понял. Эта незаконченная работа его раздражает, и он не идет дальше. Очень часто родители говорят: «Он занимался-занимался, а потом бросил». Они думают, это что-то не так с ребенком. На самом деле это, как раз проблема с умением. Если ребёнок в 4 года не получил знание о чем-либо, например, о том, что родители заставляют что-то выяснить, а у него нет знаний про это. Дальше в 7 лет он не получил навыков звонить по телефону. То уже в 10 лет заставлять его звонить – это уже садизм, это то, о чем я говорил в самом начале, что родители предъявляют к ребенку требования, но его мозг физически не может никак соответствовать этим требованиям, он просто не понимает, чего от него хотят. Что, например, мама сейчас занята, она стирает, ей нужно, чтобы он срочно позвонил, потому что время заканчивается, чтобы он что-то узнал. Прямо идите, что называется, как с маленьким: прямо берите бумажку и на этой бумажке пишите: «Позвони по этому телефону, задай вот этот вопрос и запиши ответ». Неважно, что это глупо, это совершенно неважно. Самое важное, что сделав один раз, сделав второй раз, ребенок начинает уже понимать на другом как бы уровне она начнет знания набирать, набирать навык и умение. Сразу скажу, что те, которые говорят, что есть дети тупые и прочее – как вам сказать, они не тупые, просто у них не хватает знаний, им не на что опереться. А особенность мозга требует сначала знания, сверху навыки, сверху умения. Не может он ничего сделать, пока нет фундамента. Потому что взрослый ему подсказал что-то. Но вот этот способ, то есть закрывание – это просто конфликт на пустом месте, который вредит ребенку. Еще один момент по формуле «4 - 7 - 14», просто мегаважный – это все, что касается наркотиков, алкоголизма и так далее. Это тоже особенность мозга, о которой вы должны знать. Сейчас не буду вдаваться в сложные эксперименты, просто конкретный практический вывод. Основная причина, почему люди начинают принимать наркотики, в том числе, алкоголь и курение – потому что у них не хватает ума справиться с жизненными трудностями. Есть Поэтому лучшая защита от того, что ваш ребенок не станет наркоманом – это, когда у него есть некоторое удовольствие от жизни, которое он получает.

Возникает тогда вопрос, что же происходит уже во взрослом возрасте с таким человеком, у которого что-то нарушено? Фактически я скажу так, этот человек, у которого нарушены эти три ощущения, этот душевный фундамент, он уже в норме счастливым человеком стать не сможет, Потому что мозг ребенка может какое-то время все-таки восстанавливаться даже после нарушения душевных травм. Именно поэтому, когда мы говорили, что в обществе распространён душевный садизм в отношении детей, они все-таки вырастают более-менее нормальными людьми, не психами, потому что у них работает эта пластичность, они немножко восстанавливаются.


Итак, главная цель образования – это дать практические умения детям достигать свих целей наиболее эффективным образом. Здесь все важно, все три составляющие важны.

1. Практические умения. Что такое практические умения? Это значит, что выйдя из школы, ребенок, например смог смастерить табуретку. Конкретное практическое умение:

-или написать программу.

-или научиться водить машину.

-или научиться знакомиться.

-или сделать доклад где-то.

-или выступить на какой-нибудь конференции.

2. Практические умения достигать своих целей. Это значит, если человек взрослый, то есть он закончил вуз и пришел работать инженером, то он должен построить мост, или он должен сделать танк, самолет, нарисовать картину, написать симфонию, написать книгу – то есть именно достигнута цель. А совершенно не то, что он должен прийти в класс и 45 минут сидеть смирно, никуда не дергаясь. Это тоже какая-то бессмыслица.

3. Наиболее эффективным образом. Что это значит? Это значит, если уже человек получил образование и куда-то пришел, начертил чертеж, то для своих целей он должен воспользоваться компьютером, а не ручкой и бумагой. Если ему нужно просверлить дырку, то он должен воспользоваться именно электродрелью, а не ручным коловоротом. И так далее. Он должен уметь пользоваться современными инструментами. Например, если мы берем про сегодняшнюю реальность, абсолютно вся работа умственная сейчас делается с помощью компьютера, поэтому, выйдя из школы, человек должен знать компьютер.

Современная российская школа задачу образования не выполняет, то есть она не дает никаких практических умений, которые сейчас важны в реальной жизни, например, практическое умение зарабатывать деньги. Вот она его не дает. Или, например, практическое умение пользоваться законами, знать свои права, отстаивать свои права в суде и так далее – она этого не дает. И много, много чего она не дает.

По сути, сейчас те знания, которые даются в школе – это некоторые абстрактные знания, которые никакого отношения к реальной жизни не имеют. По сути, современная школа – это такая своеобразная камера хранения для детей – утром отвел, вечером забрал. Самый главный, самый ужасный недостаток современной российской школы – вместо естественного стремления ребенка к знаниям, который хочет что-то узнать, допустим, если человек хочет рисовать, то он хочет, чтобы ему подсказали, как лучше нарисовать, вместо этого процесс получения знаний и навыков подменяется какой-то странной дисциплиной.

В отчетах были какие-то страшные вещи. Девочка любила рисовать птичек, ее отдали в художественную школу, а там заставили рисовать какие-то кувшины. И ставили ей двойки за то, что на кувшинах она пририсовывала птичек. Это ужас какой-то – ребенок рисует, а ему ставят двойки. Вместо знаний стремление идет к этим оценкам, которые совершенно бессмысленны, потому что, с точки зрения взрослой жизни, допустим, вас везет таксист, какая разница, какая у него была оценка, допустим, по рисованию. Вам совершенно без разницы, вам важно, чтобы таксист вас привез туда, куда вы сказали, то есть в обществе важны практические умения, практические навыки, а не оценки.

Общение. В школе абсолютно нарушен принцип нормального человеческого общения, потому что нормальное человеческое общение – это разновозрастное общение. А здесь принцип тюремной камеры – собрали всех в один класс, они просто сидят вместе, они общаться не могут, потому что нельзя, потому что нужно другого ученика слушать, и на переменах там есть кто-то посильнее, и он начинает устанавливать свои порядки. Потому что в разновозрастном коллективе ты сильнее кого-то, но слабее кого-то, и поэтому ты вынужден договариваться, а в классах – нет.

Если заставляют учить по всем предметам, то это отбивает охоту к тому, что человек выбирает для себя сам, то, что ему нравится просто потому, что он устает от количества различных предметов.

Наконец, последнее, это уже совсем моя тема по интеллекту, нагрузка в российской школе безумно высока, она совершенно никак не соотносится с возможностями детского мозга, вообще, никак, то есть перегруз страшнейший. Фактически можно сделать так, чтобы ребёнок был отличником по всем предметам и все успевал, но это фактически он должен учиться 24 часа в сутки, и ни о чем, кроме учебы он думать не может. Это полный ужас – эта перегрузка, причем абсолютно без всяких мыслимых рамок.

Образование необходимо ребенку, иначе он не сможет выжить в обществе. Цель образования – дать практические умения достигать своих целей наиболее эффективным образом. Государственное образование в данный момент с этой задачей не справляется, поэтому необходимы дополнительные источники образования. Какие есть варианты?

1. Кружки, секции, клубы и так далее. Предлагайте ребенку, ходите с ним. Заинтересовывайте. Не захотел в один, в другой, в третий, в четвертый. Если он найдет клуб по интересам, секцию по интересам, то здесь он начнет получать нормальное практическое образование.

2. Семейное образование. Конечно, если у вас есть проблемы, у вас нет времени, нет денег, это не для вас, но вы должны знать, что в соответствии со статьей 53 закона Российской Федерации «Об образовании» родители имеют право дать ребенку полное среднее образование. При этом он должен сделать три аттестации – по 4-му, 9-му и 11-му классу. Это все расписано в законе. Это, конечно, очень сильно отличается от советских времен, потому что, напомню, в советские времена, если ребенок не ходил в школу, то родителей лишали родительских прав. Сейчас такого зверства, конечно, нет. Соответственно, если у вас есть такие возможности, то семейное образование.

Репетиторство. Репетиторство – это поразительное явление. Все делают вид, что его не существует. На самом деле я знаю ситуацию с поступлением в вузы, фактически это явление по своим финансовым, временным затратам и прочее – это гораздо больше занимает у родителей, чем школа. Потому что в школу все-таки отдал и забыл. С репетиторством это просто целая такая индустрия. Есть даже такой сайт репетиторов, на котором порядка 100 тысяч репетиторов – это колоссальный такой пласт. Вопрос, правильный или неправильный, но он существует, и вы должны о нем знать.

4. Западные программы. Западные программы очень мало, кто знает, поэтому я вам расскажу, подскажу. Все время, непрерывно, потому что западное образование – там совершенно другой уровень, совершенно другие стандарты, непрерывно идут различные гранты по образованию по обучению российских детей. В школе их не так много, в вузе они идут вообще непрерывно. Поэтому если у вас ребенок учится в вузе, то обязательно скажите ему, чтобы он шел на кафедру и просил поучаствовать в программе западного образования. Как это выглядит? Это выглядит таким образом – за иностранный счет, это оплачивает какой-нибудь европейский грант, студент едет в какую-то страну Англию, Францию, Испанию и полгода, один семестр учится в каком-то западном вузе. Если он себя показывает, то его там оставляют. У меня очень много есть примеров, когда студенты моего вуза ехали по этой программе, там оставались и получали хорошее качественное западное образование.

Дистанционное образование. Опять же мало, кто знает, но сейчас крупнейшие мировые вузы Кембридж, Оксфорд и много-много других имеют на своих сайтах бесплатные, подчеркиваю, бесплатные курсы по самым важным таким направлениям современной науки. Поэтому ваш ребенок может, никуда не выходя, прямо из дома получить образование

мирового уровня. Все это можно, все это реально. Фактически это самый надежный, серьезный путь к тому, чтобы ваш ребенок очень хорошо устроился в жизни.

Ответственность

Теперь перейдем к нашей теме. У нас тема сегодня, важнейшая уже для взрослых детей, то есть начиная с 14-ти и до того момента, когда они покидают отчий дом. Здесь у нас будет ключевое слово, которое называется ответственность. Что такое ответственность? Как ее воспитывать? Как понять, что у ребёнка есть ответственность? Напомню, общая задача родителей, главная задача воспитания – это научить ребенка выживать во внешнем мире. Вот он вырастет, и научится выживать. Для этого в какой момент ребенок готов к выживанию? В какой момент вы можете совершенно спокойно отпускать его во взрослую жизнь? В тот момент, когда человек начинает нести ответственность за себя, за свои поступки, за свою жизнь.







7