СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие операции обобщения мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие операции обобщения мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках окружающего мира»

Рассмотрим комплекс дидактических игр, направленный на развитие операции обобщения мышления у младших школьников с задержкой психического развития на уроках окружающего мира.

1. Дидактическая игра «Узнай, о чем я говорю»

Цель: научить детей угадывать предмет по описанию. Развивать словарное творчество. 

Материал: Предметные картинки с изображением деревьев. 

Инструкция: Учитель размещает картинки с изображением деревьев, описывает растение и предлагает детям догадаться, о каком из них говорит. Затем дети сами добавляют свои описания. 

Предметные картинки с изображением деревьев даны в приложении (Приложение В)

Например:
1. Стройная, кудрявая, белоствольная (береза) 
2. Грустная, печальная, плакучая (ива) 
3. Стройная, зеленая, колючая (ель) 
4. Крепкий, могучий, развесистый… (дуб) .

2. Дидактическая игра «Животные леса и тундры»

Цель: уметь различать животных леса и тундры.

Инструкция: Дан ряд изображений различных животных.

Задача – переместить картинки в две колонки: животные леса и животные тундры.

Изображения животных даны в приложении (Приложение Г)

3. Дидактическая игра «Птицы наших лесов»

Цель: систематизировать и углубить знания по теме «Птицы наших лесов».

Инструкция: На доске буквы. Переставляя буквы местами, надо добиться того, чтобы получилось слово - название птицы. Если игроку трудно узнать по буквам слово, он может попросить подсказку - ключ. На доске появится подсказка-загадка и изображение этой птицы.

Например: на доске буквы – б, р, з, е, а

Ключ – «Полосатая лошадка» 

4. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

Цель: закрепить знания по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

Инструкция: После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.

Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого увидел Саша, и найдите картинку с его изображением.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинки,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту выходит.

По какому признаку вы узнали это животное?

Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние).

Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними.

Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных.

Этот зверь тебе знаком – ест мышей,

Пьет молоко,

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных… (Еж)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Ты его узнаешь сразу:

Летом на зиму запасы

Не копит он день за днем,

Весь запас всегда при нем.

Сладко спит зимой

Без храпа.

А во рту, как соска, - лапа.

Лишь начнет капель звенеть,

Просыпается… (Медведь)

Делается вывод, каких животных называют дикими.

Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в сентябре.

5. Дидактическая игра «Летает - не летает»

Цель: изучить ле­тающих представителей животного мира.

Инструкция: учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто - нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети - отвечать, летает это животное или нет. Называет учитель сначала хо­рошо знакомых диких и домашних животных.

6. Дидактическая игра «Бегает, прыгает, летает»

Цель: изучить ос­новной способ передвижения животного.

Инструкция: учитель называет животное, а ребенок, поймавший мяч, называет способ передвижения. Сначала учитель просит ука­зать наиболее характерный и знакомый спо­соб передвижения, а потом и разнообразные движения одного и того же животного. Например, воробей - «летает», а в даль­нейших заданиях - «прыгает по земле», кошка - «ходит», «бегает», «лазает». Чтобы побудить детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз.

7. Дидактическая игра «Узнай ягоды»

Цель: закрепление умения распознавать ягодные культуры наших лесов и садов.

Инструкция: на экране мелькают картинки с изображением ягод. Необходимо кликнуть мышкой по картинке, они перестанут мелькать. Внизу появятся три слова-название ягод. Необходимо выбрать слово, соответствующее изображению. Если название ягоды выбрано, верно, то на слове появляется зелёная метка в виде галочки, если нет - красный крестик.

8. Дидактическая игра «Кто, чем питается»

Цель: закрепить знания по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

Инструкция: на доске в два столбика выставлены картинки. В одном столбике – изображения животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается. Например:

корова овес

лошадь молоко

кошка сено

После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о домашних животных.