«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
в условиях реализации ФГОС»
Варман Л.С.
ГБОУ СОШ №249
Санкт- Петербург
Методическая тема на 2021-2022 учебный год
Известно, что в начальных классах формирование орфографической зоркости и грамотности у учащихся вызывает много проблем и трудностей. Причиной тому могут быть, логопедические проблемы учащихся, поведение, проблемы с чтением. В связи с этим я выбрала тему своей работы «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги изучения родного языка всегда самые трудные. А от того, как будет сформирована орфографическая грамотность на начальном этапе обучения, во многом зависит и дальнейшее успешное обучение в любой школьной дисциплине. Достичь орфографической зоркости можно лишь ежедневным трудом и усердием.
Обратимся к определению – «орфографическая зоркость» - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных заданий и занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, при работе над словом, предложением, текстом.
Как же помочь учащимся писать грамотно? Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо искать эффективные способы тренировки орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
Цель моей работы:
Повышать грамотность и развивать орфографическую зоркость у учащихся на уроках русского языка через использование системы заданий и разных методов работы по формированию грамотного письма.
Задачи:
- изучить различные приёмы, применять их на уроках для формирования орфографической зоркости
- подобрать систему заданий для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма
- систематизировать подобранный материал для использования на уроках
Профессор М. Р Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В своей работе по формированию орфографической зоркости я использую:
-Обучение постановке ударения. Задания предлагаю разные: где написание не расходится с произношением. (красный, бумага) и, где написание расходится с произношением. (трава, лесной)
- Отработку навыка правописания безударной гласной. Записываем слова с пропуском гласных (д…ревья, тр…па)
-Отрабатку умения проверять безударную гласную. Знакомлю детей с орфограммой, когда наблюдается явно неоднозначное произношение и написание. г(о а)ра, д(о,а)ма
-Учимся воспринимать орфограммы на слух. Использую объяснительные и выборочные диктанты.
Задания, которые использую на своих уроках для формирования орфографической зоркости.
1. Словарная работа.
Словарная работа – это систематическая, хорошо организованная работа, проводимая на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке уделяю время для работы со словарными словами. Можно выделить основные этапы при работе со словом из словаря.
Введение слова (ребус, загадка, шарада, лишнее слово).
Лексическое значение слова (его грамматический смысл и анализ)
-загадка, толковый словарь, знание детей
-работа со схемами слов, фонетический разбор
3. Запись слова
-комментированное письмо, орфоэпическое произношение
-выделение орфограммы (установление расхождения в произношении и написании)
4. Употребление слова в других видах заданий
-составление и запись предложений (использование картин)
-деление слов на группы
-подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов.
Так же возможно проведение словарной работы по блокам. Количество блоков определяется в зависимости от тематики создания блоков, в каждом блоке 4-5 слов.
1) блоки по темам лексического значения слов (учебные вещи, Россия, класс, птицы….)
2) блоки по орфограммам (парная согласная, непроизносимая согласная, двойная согласная, безударная гласная, наречия и др.)
Слова каждого блока выносятся на всю неделю на информационную доску, в конце недели ( можно в начале следующей) проводится словарная работа, слова с доски убираются.
Понедельник
-Знакомство со словами,
-Орфографическое проговаривание (до 3 раз)
-Запись слов в словарик или в тетрадь с выделением орфограммы, постановка ударения
- Определение лексического значения слов
Вторник
- Запись слов по слогам
-Запись слов для переноса (орфографическое проговаривание)
пример( Ро-ди-на, Ро-дина, Роди-на)
Среда
-Составление словосочетаний,
-Подбор однокоренных слов
- Составление предложений
( можно эту работу проделать устно, можно частично письменно)
Четверг
- Составление письменного (устного) рассказа с данными словами (учитель может предложить свой деформированный текст)
Пятница
-словарный диктант(5, 10, 15слов)
2. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу, как правило, на этапе закрепления по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
3. Списывание.
Внимательно прочитай предложение. Повтори его, не заглядывая в текст. Подчеркни в предложении все орфограммы.
Прочитай предложение орфографически. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
В домашних условиях можно в течение 5-10 минут выполнять следующее устное задание: ребёнок орфографически читает вслух небольшой текст, затем взрослый называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
4. Выборочное списывание.
1. Выпиши разные виды предложений, предложение, соответствующее схеме.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Спиши слова определённой части речи.
5. Выпиши словосочетания.
5. Комментированное письмо.
Ученик, который комментирует должен объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим и они избежали ошибок.
6. Письмо с карандашом.
Ученикам разрешается написать букву простым карандашом, если не знаешь, какую написать. Таким образом, ученик не боится сделать ошибку, думает над орфограммой, учится ее проверять.
7. Диктанты
Предупредительный диктант
Объяснительный диктант
Выборочный диктант
Свободный диктант
Зрительно-слуховые диктанты
8. Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика обратить внимание, задуматься и проверить.
9. Работа над ошибками по памятке.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.