Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Новый Оскол
Белгородской области»
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе как средство развития функциональной грамотности обучающихся.
Автор работы: Зозуля Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
2019 год
Одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка формирование орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании, умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Выделяют шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: 1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, упражнения должны быть систематическими, всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд, упражнения должны быть логические упражнения должны быть устные и письменные. Орфографическая зоркость развивается постепенно, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы развивающие орфографическую зоркость:
1. Списывание.
2. Комментированное письмо.
3. Письмо с проговаривание.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
5. Какографические упражнения.
6. Скоростное письмо.
7. Письмо по памяти.
8. Диктант
9. Орфографические минутки
Работу по освоению "словарных " слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
1. Предъявление слова
2. Работа над "слуховым " образом слова.
3. Запись слова с "окошком " .
4. Работа над "зрительным" образом слова.
Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. В третьем классе на уроке обобщения провожу выборочное списывание, различные виды диктантов: выборочный, объяснительный, свободный.
В 4-м классе параллельно с изучением новых орфографических правил провожу систематическую работу над повторением изученных правил правописания. Стараюсь не выпускать из внимания ни одну орфограмму. Работу дифференцирую по уровням. Провожу работу в парах. Для проверки привлекаю ассистентов, популярной является взаимопроверка.
Примеры заданий, способствующих развитию орфографической зоркости при изучении безударной гласной, проверяемой ударением.
1. Прочитай слова. Сгруппируй однокоренные слова. Напиши составленные группы. Вставь букву, подчеркни орфограммы, например:
Б…леть, в…рёный, в…твями, уг…щение, д…ла, зв…рята, в…твистый, пов…р, б…лезнь, г…стевой, выд…лать, зв…риный, д…ловой, уг…стить, б…льной, в…рить, озв…реть.
2. Выбери ответ, напиши слово.
С(о, а) ва, цв(е, и) ты, привл( е, и)кает, уд( и, е) вительный .
3. Прочитай строки из стихотворения, найди слова с безударной гласной в корне слова, подбери проверочное слово, составь и напиши свою зарисовку на эту же тему, используя слова с безударной гласной.
4. Послушай слова 2 раза, запомни, запиши по памяти , подчеркни орфограммы.
Чернеть, кошачий , змеиный , желтеть , пчелиный, синеть, лебяжий, белеть.
5.Открыть любой текст, найти слова с безударной гласной в корне слова.
6. Использовать памятки на уроке.
Способы проверки безударной гласной в корне слова.
Изменяю слово. Подбираю однокоренное слово.
1. Один - много. Волна-волны.
1 . Большой - маленький. Ковёр--коврик
2. Много - один. Паруса - парус.
2. Маленький - большой. Площадка - площадь.
3. Вопрос Что делал? – что делает? Писал --пишет.
3. Назови ласково. Зима - зимушка.
4. Какой? (признак ), что?( предмет). Зелёный - зелень.
5.Что делал? (действие), что?( предмет). Плясал --пляска.
Работа по теме "Безударные гласные"
Из практики работы в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3, 4 классах. Ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Безударные гласные - наиболее частая орфограмма любого текста, поэтому она и дает наибольший процент ошибок. В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок, главные из которых заключаются в том, что дети не видят эти орфограммы и не могут найти способ проверки. Значит, задача учителя - научить ребенка видеть орфограммы и научить проверять гласную в слабой позиции.
Работу над понятием "безударные гласные" следует начинать с первых страниц"Букваря" Беседуя по картинкам, развивая фонематический слух, вместе с ребятами приходим к выводу, что произношение некоторых слов (река, дома, в лесу и т.) расходится с его написанием. Учитель поясняет, что их нужно проверять. Например: дома - это много, а один - дом. Проводим звукобуквенный анализ, составляем из карточек эти слова и зажигаем "фонарики" над безударной гласной "о".
Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у ребят есть определенные навыки и умения. Здесь речь уже должна идти о развитии орфографической зоркости. Ребенок должен уметь быстро в процессе письма обнаружить орфографические трудности, осознать их и определить орфограмму. Эта способность должна специально воспитываться. Основными условиями является знание правила и приема применения. Очень важна последовательная работа с орфограммой: от простого к более сложному, а затем к обобщению и систематизации (4 класс).
Изучение словарных слов
Работу организовать по плану:
1 день: ознакомление со словами одной темы, орфографическое проговаривание, выяснение значения этих слов, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения.
2 день: запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.
3 день: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.
4 день: составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание текста.
5 день: словарный диктант.
Для запоминания словарных слов можно применить следующие упражнения: правописание в рифмах; загадки - кроссворды. По мере изучения словарные слова должны повторяться после первого изучения- через 2 недели, еще через месяц- 2 раза, затем через 2 месяца - с целью контроля. Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, хоровое произношение. Работа по правописанию безударных гласных в корне должна носить комплексный и системный характер, проводится последовательно и регулярно. Усвоив одни стороны правописания безударных гласных в корне и не усвоив других, учащиеся не научатся правильно применять правило на письме в целом. Важно, чтобы работа над правописанием безударных гласных в корне не велась обособленно от работы над другими орфограммами.
Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
четкое планирование всей работы;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
разнообразные тренировочные упражнения;
постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.
Литература:
1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах / В.П. Канакина. М., 1991.
2. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С. Рождественский. М., 2000.
3. Савельева Л.В. Учет опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения / Л.В. Савельева // Начальная школа. 1999. №12.