СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие основных качеств

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие основных качеств»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ















Развитие основных качеств в подростковом периоде



Доклад по дисциплине Психология общения

Направление 37.05.01 Клиническая психология

Профиль Психология









Обучающийся Д. С. Лифановский





Борисоглебск 2022

Дело в том, что сформированная воля в подростковом возрасте влияет на успех и востребованность в будущем, позволяет комфортно осваивать образовательную программу и достигать образовательные цели, решать конкретные учебные задачи. Именно воля отвечает за умение подростков прилагать усилия в конкретных ситуациях и сдерживать эмоции, принимать самостоятельно решения и планировать деятельность исходя из мотивов. Однако, несмотря на важность волевых качеств, многие подростки сталкиваются с трудностями в их развитии, что может быть связано как с внутренними факторами, так и с влиянием окружающей среды.

Э. Мейман связывал волю с мотивационной личностной сферой и высоко развитым мышлением. Признаком того, что человек обладает волевыми качествами, учёный называл способность принимать решения в трудных ситуациях, а также умение ставить перед собой цель и подходить к её достижению с умом. По мнению Э. Меймана, все волевые поступки, совершаемые индивидуумом, возможны в случае, если он обладает аналити В. И. Моросанова разработала теорию осознанной саморегуляции, которая описывает, как человек сознательно управляет своим поведением, эмоциями и когнитивными процессами. По словам В. И. Моросановой, основными элементами воли следует считать: целенаправленность, самоконтроль, умение планировать действия и подходить к ним осознанно.

По словам О.Г. Конопкина, воля обеспечивает благополучие различных видов активности человека. Она позволяет преодолевать индивидууму препятствия на пути к достижению поставленных задач.

Как и любой другой психологический процесс, волевые качества имеют свою структуру. Т.М. Богданова подчёркивает, что такие качества – это комплекс характерных черт личности. Они развиваются у каждого по-разному. В основу структуры воли Т.М. Богданова закладывает три составляющие: личностные задатки индивидуума, волевые усилия, мотивационная сфера.

Принято считать, что волевые качества развиваются в следующей последовательности:

– сначала возникает желание что-либо совершить, присутствует яркое влечение к действию;

– далее человек осознаёт, в чём цель его поступка;

– затем осуществляется принятие решения;

– после может возникнуть «борьба мотивов»;

– результатом будет являться приложение усилий .

В. А. Иванников выделяет четыре функции, которые выполняют волевые качества. В первую очередь, такие качества способствуют выбору верного варианта достижения поставленной перед собой цели несмотря на возникающие помехи. Вторая функция – «тормозная». Автор подразумевает под ней возможность личности сдерживать свои эмоции, мотивы и избегать нежелательных действий. Также, по мнению В. А. Иванникова, волевые качества выполняют регулирующую функцию, которая «выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий». Развивающая функция волевых качеств позволяет индивидуума совершенствоваться, «работать над собой», анализировать совершаемые поступки и менять своё поведение, видение.

Воля и соответствующие качества в подростковом возрасте развиваются активно ещё и потому, что у окружающих старших людей меняется к ним отношение. Чаще всего, учитель, родитель, бабушка и любой другой взрослый человек, осознавая, что индивидуум уже не ребёнок, а подросток, становятся более требовательными. С психологической точки зрения – это стимулятор формирования волевых качеств. Выполняя требования близких, подростку приходится учиться быть решительным, ставить перед собой цели, воспитывать собственное самообладание. Помимо этого, учёный отмечает, что самовоспитание происходит поэтапно. Этап 1 – ситуативный (подросток должен научиться мыслить позитивно и относиться к происходящему так же). Этап 2 – поисковый (необходимо, чтобы подросток умел оценивать свои возможности объективно). Этап 3 – «зрелое самовоспитание», которое подразумевает под собой выработку у подростков привычки постоянно совершенствовать имеющиеся волевые качества.

Исходя из точки зрения Т. М. Богдановой, можно заключить, что метод самовоспитания несмотря на приставку «само» также требует сопровождения со стороны педагога-психолога. Для того, чтобы подростки научились мыслить позитивно, анализировать и оценивать свои возможности, черты характера, а также в конечно счёте работали над собой систематически, следует мотивировать их на такую деятельность.

Т. М. Богданова приводит несколько примеров психолого-педагогических занятий, нацеленных на развитие волевых качеств методом самовоспитания: «Поиск внешнего стимула», «Дополнительный стимул к развитию воли: где его найти?», «Продолжаем фразы», «Составляем жизненный план», «Мой волевой профиль»

У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. Оказание помощи подростку в период непосредственного протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло. Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова). Новообразования личности подростка: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

Вопрос развития волевых качеств у подростков остаётся значимым в психологической науке и практике на протяжении многих лет. Подростковый период благоприятен для формирования таких качеств, так как уровень развития мышления позволяет задуматься о смысле жизни, появляется стремление следовать определённым идеалам и формулировать жизненные принципы. Однако присущие этому возрасту импульсивность, внушаемость и конформизм могут мешать достижению поставленных целей.


© 2025, 47 0