Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Сначала надо понять, что такое память, и какие её виды существуют.
Больше познакомиться с этим понятием необходимо, чтобы помочь своему ребенку.
Память - это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше пережевал и делал.
Виды памяти:
Двигательная память (моторная). Она позволяет запоминать различные движения, помогает выработать навыки.
Эмоциональная память. Сильная память, которая запоминает эмоции, чувства, переживания.
Словесно-логическая память. Запоминает материал, устанавливает смысловые связи. Благодаря этому виду запоминания мы можем рассуждать и делать умозаключения.
Образная память. Позволяет запоминать образы, возникающие в сознании.
По способу запоминания этот процесс делиться на произвольное, когда заучиваем сознательно наизусть информацию, и непроизвольное. В этом случае запоминание происходит само собой, мы не ставим перед собой такой цели.
По длительности хранения информации память делится на кратковременную и долговременную. Так же принято отдельно выделять оперативную, или рабочую память. Она необходима чтобы, например, запомнить адрес, по которому нужно добраться. Поле того, как задача выполнена, этот адрес забывается, потому что больше не нужен.
Если вы хотите с ребенком разобраться в том, как работает память, посмотрите мультик «Головоломка» -это отличная иллюстрация механизмов запоминания и хранения информации в мозге.
Механизм работы памяти этот можно описать так: Запоминание сохранение воспроизведение забывание Причём, информация проходит «сортировку». Сначала она поступает в кратковременную память, затем важная на долго отправляется в долговременную память, нужная прямо сейчас – в оперативную, а то что не нужно – забывается.
Существуют три канала восприятия:
Аудиальный, или звуковой. Аудиал - человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Они чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Их доминирующее чувство - слух, поэтому они имеют, как правило, сильные коммуникативные навыки.
Визуальный, или зрительный. Визуал лучше всего воспринимает информацию в виде образов. Он, как бы рисует в голове определённые картины того, что вы ему пытаетесь донести.
Кинетический, это ощущения. Для этих людей в первую очередь важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Они хорошо вспоминают ощущения, движения, запахи и в большей степени ориентируются на чувства.
Особенности памяти детей младшего школьного возраста
На этапе перехода от дошкольного периода к младшему школьному у ребенка отмечаются такие особенности памяти и процесса запоминания:
преобладает наглядно-образная память;
отмечается склонность к механическому заучиванию путем многократного повторения;
легче запоминается конкретная информация, чем устные объяснения или абстрактные определения;
дети долго помнят тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик;
благодаря повышенной любознательности дети запоминают интересующую информацию легко и быстро;
чем больше органов чувств задействовано в процессе заучивания, тем лучше все запомнится.
За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения:
отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;
начинается формирование словесно-логической памяти.
П
ервое время после поступления в 1 класс малыш пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще зазубрить материал, не вникая в его смысл.
В среднем в 7-летнем возрасте процесс формирования природной памяти завершается, и в дальнейшем она не развивается.
У учеников начальной школы постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.
Годы обучения в начальной школе – самый удачный возрастной период для целенаправленного развития памяти. Ведь в дальнейшем учебной информации становится намного больше. К тому же она сложно организована и трудна для запоминания. Отсюда напрашивается неутешительный вывод: если своевременно не уделить должного внимания этому вопросу, то обучение в старших классах будет проходить малоэффективно.
Пути развития памяти у младших школьников
Развитие памяти у младших школьников основывается на:
ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
выстраивании системы различных способов запоминания;
выполнении тренировочных упражнений.
Приемы и способы запоминания
Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.
Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.
Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.
Факторы эффективности запоминания
Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.
Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.
В 80% случаев плохого запоминания материала это происходит именно из-за отсутствия должного внимания и концентрации.
В

80% случаев плохого запоминания материала это происходит именно из-за отсутствия должного внимания и концентрации.

Как развивать
Работа по развитию памяти у детей младшего школьного возраста должна быть специально организована. В противном случае хаотично применяемые методы развития памяти у младших школьников окажутся непродуктивными. Учителю необходимо выстраивать целую систему по формированию у учеников способностей управлять своей памятью.
Она должна включать:
тестирование;
диагностику;
выполнение игр, заданий, упражнений;
мониторинг динамики.
Такие исследования необходимы для определения ведущего типа памяти, отслеживания уровня ее развития. В соответствии с полученными результатами педагог может выбрать подходящие упражнения.