СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие педагогического мастерства преподавателя физики в условиях внедрения нового образовательного стандарта

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение нового Государственного образовательного стандарта основного общего образования предъявляет новые требования к личности преподавателя и уровню его мастерства. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень, мастерство, т.к. от его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение студентов, но и успешность в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Развитие педагогического мастерства преподавателя физики в условиях внедрения нового образовательного стандарта»

Развитие педагогического мастерства ПРЕПОДАВАтеля ФИЗИки в условиях внедрения нового образовательного стандарта

Быстрота происходящих в обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании. Введение нового Государственного образовательного стандарта основного общего образования предъявляет новые требования к личности преподавателя и уровню его мастерства. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень, мастерство, т.к. от его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение студентов, но и успешность в жизни.

Народная мудрость гласит: «Учитель учит других до тех пор, пока учится сам». И действительно, профессиональная подготовка преподавателя продолжается на протяжении всего периода его педагогической деятельности. Соответственно, уровень мастерства растет прямо пропорционально повышению активности личности, заинтересованности в результате, осознанному стремлению к самосовершенствованию.

Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов, без исследования которых невозможно говорить о таких важнейших категориях педагогики как педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность. В разное время понятие педагогическое мастерство рассматривали в своих работах Ю. П. Азаров, Р. А. Валеева, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Я. Корчак, Л. И. Маленкова, А. С. Макаренко, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др. Исследуя понятие «педагогическое мастерство», каждый из учёных акцентирует внимание на той или иной грани этого сложного феномена. С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле». [3]

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности…(А.С. Макаренко)

Исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства преподавателя. Важно сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую индивидуальность.

Профессиональный рост преподавателя невозможен без самообразовательной потребности, а этому способствуют курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, массовых открытых онлайн-курсах и т.д. Для современного преподавателя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд педагога – это великолепный источник для безграничного творчества.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки и воспитательные мероприятия, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях цикловых комиссий, педагогических советов и методического объединения, творческие вечера, участия в экспертных комиссиях, и апробации учебников рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участия в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. На мой взгляд, все перечисленное выше представляется как праздник общения, плодотворная почва для профессионального и личностного роста, формирования творческого потенциала.

Общение с коллегами – бесценно. Мне интересно мнение педагогического сообщества о проблеме, над которой я работаю, поэтому активно участвую и делюсь опытом работы на конференциях и семинарах, а также Интернет сообществах.

Кроме того в палитру педагогического мастерства входят несколько компонентов по формированию предметных компетенций у обучающихся. Изучение предмета «Физика» должно обеспечить развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование универсальных учебных действий. Педагогическое мастерство – это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Педагог – мастер в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова.

Мала вероятность того, что все мои студенты, увлеченные предметом, свяжут свою жизнь с физикой, что кому – то придется в жизни решать задачи по формулам учебника. Я не могу каждого студента научить жить. Но я могу развернуть на занятиях и вне их палитру жизни, показать множество путей, судеб, влияние на ход событий. По-моему, это и есть образование, которое способствует формированию человека, способного мыслить творчески и видеть за фактами – явления, за событиями – закономерность. Нужно только время… А со временем результаты такого обучения оказывают влияние как на студента, так и на педагога.

Почему мы помним имена людей, удаленных от нас неумолимым временем, живших сотни лет до нас? Они сделали что-то такое, чему не было аналогов. Я не претендую на великие дела. Я педагог, а значит, могу сделать очень многое для того, чтобы в этом мире осознала себя хотя бы еще одна творческая личность.

Повышение профессионального мастерства преподавателя – это целенаправленная, совместно организованная деятельность администрации, методистов и прежде всего педагога. Только заинтересованный в профессиональном самосовершенствовании педагог может достичь желаемого уровня мастерства. Именно мобильные, готовые к восприятию инноваций преподаватели, умеющие действовать по-новому, необходимы современному образованию.

Список литературы:

1. Гвалдин А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского// Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 29-33.

2. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Емельянова Л. Н. Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования// Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 171-173.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1973. – 928 с.

4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001. – С.218.

5. Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии// Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 136-138.