Дата проведения урока 07.12.2021г.
Ейск, 2021г.
Тема: «Развитие поэтического слуха. Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки …»»
Цель: познакомить учащихся со стихотворение Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…»
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте! Присаживайтесь. Меня зовут Инна Олеговна, и урок литературного чтения у вас проведу я. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! - Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему, начнём наш урок. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Улыбаются соседу. | Л1 П2 К1 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | - Чтобы наша речь была четкой и выразительной, нам нужно провести речевую разминку. - Посмотрите на слайд (1) и прочитайте высказывание. Как называются такие высказывания? Детство — время золотое. - Как вы понимаете эту фрузу? – Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове. Прочитайте: 1. с удивлением; 2. с вопросительной интонацией; 3. с веселой интонацией. Сегодня на уроке мы будем придерживаться этой пословицей. — Прочитайте стихотворение «Хитрые санки». Мои санки едут сами, Без мотора, без коня, То и дело мои санки Убегают от меня. Не успею сесть верхом, Санки — с места и бегом... Мои санки едут сами, Без мотора, без коня. А под горкой мои санки За сугробом ждут меня. Непослушным, скучно им Подниматься вверх одним. — Прочитайте стихотворение «Хитрые санки». Мои санки едут сами, Без мотора, без коня, То и дело мои санки Убегают от меня. Не успею сесть верхом, Санки — с места и бегом... Мои санки едут сами, Без мотора, без коня. А под горкой мои санки За сугробом ждут меня. Непослушным, скучно им Подниматься вверх одним. — Прочитайте стихотворение «Хитрые санки». Мои санки едут сами, Без мотора, без коня, То и дело мои санки Убегают от меня. Не успею сесть верхом, Санки — с места и бегом... Мои санки едут сами, — Прочитайте стихотворение «Хитрые санки». Мои санки едут сами, Без мотора, без коня, То и дело мои санки Убегают от меня. Не успею сесть верхом, Санки — с места и бегом... Мои санки едут сами, Прочитайте стихотворение «Хитрые санки». Мои санки едут сами, Без мотора, без коня, То и дело мои санки Убегают от меня. Не успею сесть верхом, Санки — с места и бегом... Мои санки едут сами, Без мотора, без коня. А под горкой мои санки За сугробом ждут меня. Непослушным, скучно им Подниматься вверх одним. И. Бурсов Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Какие зимние забавы вам нравятся? Расскажите о них. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Н.А. Некрасова на с. 149 учебника. Подумайте, кто буде героем, как могут развиваться события. | Выполняют упражнения - Да, стихотворение о санях. - Мне нравится кататься на санях, потому что они быстрые. - Главным героям будет девочка, которая любит катается на санках. | П2 К1 К2 Л1 |
Построение проекта выхода из затруднения | - Как вы думаете, какая тема нашего урока? | - Тема нашего урока: «В зимние сумерки…» Н.А. Некрасов | П1 К1 |
Этап реализации построенного проекта выхода из затруднения | - Ребята, скажите мне, что такое детство? А каким оно должно быть? - Что у вас ассоциируется со словом детство? Что вы знаете о поэте Николае Некрасове? Давайте повторим его биографию. - Сейчас ваши одноклассники прочитают биографию поэта. После я задам вам вопросы. - Где прошли детские и юношеские годы поэта? -Что узнали о родителях поэта? -Где учился Некрасов? - Ребята, давайте прочитаем стихотворение « В зимние сумерки ». Я начну, а вы следите, потому я могу попросить любого из вас продолжить читать. - Назовите героя произведения. Физминутка Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.) Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.) Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.) То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.) То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.) То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.) Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».) Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.) | Ответы детей - Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии. Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня. - Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей, и сама занималась их воспитанием. - В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии. - Девочка Саша. Повторяют | П2 К1 К2 Л1 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Ребята, давайте потренируем выразительное чтение произведения. Мы будем читать четверостишья по очереди. - Каким настроением проникнуто это произведение? - Какие слова вам были не понятны ? Салазки – маленькие деревянные ручные санки. Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. - Найдите в тексте слова, которые передают нам настроение произведения. - Что вы можете сказать о характере Саши? - Какие слова помогли нам определить характер нашей героини? Найдите и прочитайте их в тексте. - Что вы можете сказать о няне? Как она относится к Саше? - А какие слова нам помогли это понять? Найдите и прочитайте их в тексте. - Какие средства художественной выразительности текста применил автор? Приведите примеры выразительных средств произведении - Что такое эпитет ? - Найдите эпитеты в тексте. - Что такое сравнение? - Найдите сравнение в стихотворении. - Кто хочет прочитать выразительно стихотворение? | - Стихотворение проникнуто радостью, светом, весельем, добром. - Салазки, сумерки - Полная счастья. Весело мчится, смеётся, любит. - Она весёлая, озорная девочка. - Весело мчится. На полном бегу Набок салазки — и Саша в снегу! Выбьются косы, растреплется шубка – Снег отряхает, смеётся, голубка! - Няня добрая и заботливая. Она любит девочку, заботится о ней. - В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Няня кричит: «Не убейся, родная!» Не до ворчанья и няне седой: Любит она её смех молодой… - В этом произведении есть сравнение, эпитеты и метафора. - Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность - Эпитеты: «весело мчится», «смех молодой», «голубка», «на полном бегу», «няня седая», - Сравнение- сопоставление двух предметов - Сравнение: «Саша садилась, летела стрелой». | К1 К2 Л1 |
Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону | -Ребята, сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему «Детство», давайте вспомним, что такое синквейн? -Ваш синквейн должен быть составлен по следующей теме: 1. Название темы - одно существительное (Детство). 2. Два прилагательных по теме «Детство». 3. Три глагола по теме «Детство». 4. Небольшое предложение по теме «Детство», в котором вы можете описать своё детство. 5. Одно слово – главное на ваш взгляд по теме «Детство». | Составляют синквейн | К3 Р2 |
Включение в систему знаний и повторения | - С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? - Какое произведение мы прочитали? - Какая главная мысль произведения «В зимние сумерки нянины сказки…»? - Чему учит произведение «В зимние сумерки нянины сказки…»? Выставление отметок. Запишите домашнее задание, я хочу задать вам творческое домашнее задание. Я хочу, чтобы вы нарисовали любой момент из этого стихотворения так, как вы его видите. | - С творчеством Николая Некрасова - «В зимние сумерки нянины сказки…» - Нет ничего прекрасней счастливого детского смеха. - Стихотворение учит любить слушать сказки и любить играть. Учит искренне веселиться, смеяться даже над своими неудачами. Учит быть счастливыми. | К1 К2 |
Рефлексия | «Лестница успеха» -Я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Под первой ступенькой лесенки скажите свое самое запомнившееся знание по новой теме, на второй ступеньке, что поняли, а на третьей, чему научились. Вы можете дать ответ не на всех ступеньках. | | Р2 |