СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие половых клеток. Особенности строения сперматозоидов и яйцеклеток.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся получат четкое представление  о стадиях гаметогенеза;  научатся объяснять,  почему половые клетки имеют гаплоидный, а не диплоидный набор хромосом.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие половых клеток. Особенности строения сперматозоидов и яйцеклеток.»

22.01.2021 Учитель биологии МБОУ «ЯСШ №8» Плюснина М.В.


Урок биологии в 10 классе № 54

Тема урока: Развитие половых клеток. Особенности строения сперматозоидов и яйцеклеток.

Цель: Получить четкое представление о стадиях гаметогенеза; научится объяснять, почему половые клетки имеют гаплоидный, а не диплоидный набор хромосом.


Результаты обучения:

Предметные: Сформировать знания об особенностях строения половых клеток и объяснить биологическое значение взаимосвязи строения и выполняемых функций половых клеток. Уметь объяснять, почему процессы сперматогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.

Личностные: Продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу ранее усвоенных заданий и умений в новую ситуацию, развивать умение работать со схемами гаметогенеза, рисунками и текстом учебника.

Метапредметные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Тип урока: Изучения нового материала.

Оборудование: Мультимедийная доска, презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Охарактеризуйте понятия:

половое размножение, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, конъюгация.

В чем заключается биологическое значение мейоза?

Какие способы размножения организмов вы знаете? (бесполое и половое)

Какие клетки можно выделить в живом организме? (соматические и половые – гаметы)

  1. Изучение нового материала.

Гаметогенез — это процесс развития половых клеток — гамет. Предшественники гамет (гаметоциты) диплоидны. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а образование яйцеклеток — овогенезом (оогенезом). В половых железах различают три разных участка или зоны:

зона размножения,

зона роста,

зона созревания.

Сперматогенез и овогенез включают 3 одинаковые фазы: фаза размножения, фаза роста, фаза созревания (деления). В сперматогенезе имеется еще одна фаза — фаза формирования.

Сперматогенез

Просмотр видеосюжета https://youtu.be/CO_fwmK0rgk (с 3.40 по 5.20)

Организация сперматозоидов. Длина сперматозоида человека 50—60 мкм. Функции сперматозоида определяют и его строение. Головка. Самая крупная часть сперматозоида, образованная ядром, которое окружено тонким слоем цитоплазмы. На переднем конце головки расположена акросома — часть цитоплазмы с видоизмененным аппаратом Гольджи. Она вырабатывает фермент, который способствует растворению оболочек яйцеклетки. В месте перехода головки в среднюю часть образуется перехват — шейка сперматозоида, в которой расположены две центриоли. За шейкой располагается средняя часть сперматозоида, содержащая митохондрии, и хвост, который имеет типичное для всех жгутиков эукариот строение и является органоидом движения сперматозоида. Энергию для движения поставляет гидролиз АТФ, происходящий в митохондриях средней части сперматозоида.

Овогенез

Просмотр видеосюжета https://youtu.be/CO_fwmK0rgk (с 5.20 по 8.20)

Организация яйцеклеток животных. Размер яйцеклеток колеблется в широких пределах — от нескольких десятков микрометров до нескольких сантиметров (яйцеклетка человека — около 100 мкм, яйцо страуса, имеющее длину со скорлупой порядка 155 мм — тоже яйцеклетка). Яйцеклетка имеет ряд оболочек, располагающихся поверх плазматической мембраны, и запасные питательные вещества. У млекопитающих яйцеклетки имеют блестящую оболочку, поверх которой располагается лучистый венец — слой фолликулярных клеток.

Количество питательных веществ, накапливаемых в яйцеклетке, зависит от условий, в которых происходит развитие зародыша. Так, если развитие яйцеклетки происходит вне организма матери и приводит к формированию крупных животных, то желток может составлять более 95% объема яйцеклетки. Яйцеклетки млекопитающих — менее 5% желтка. В связи с накоплением питательных веществ у яйцеклеток появляется полярность, Противоположные полюсы называются вегетативным и анимальным. Поляризация проявляется в том, что происходит изменение местоположения ядра в клетке (око смещается в сторону анимального полюса), а также в особенностях распределения цитоплазматических включений (во многих яйцах количества желтка возрастает от анимального к вегетативному полюсу).


  1. Первичное закрепление знаний

Работа с классом по презентации к уроку.

(Слайд 1)

Фаза размножения: диплоидные клетки многократно делятся митозом. Количество клеток в гонадах растет, их называют овогонии и сперматогонии. Набор хромосом 2n.

(Слайд 2)

В фазе роста происходит их рост, образовавшиеся клетки называются овоциты 1-го порядка и сперматоциты 1-го порядка.

(Слайд 3)

В фазе созревания происходит мейоз, в результате первого мейотического деления образуются гаметоциты 2-го порядка (набор хромосом n2с), которые вступают во второе мейотическое деление, и образуются клетки с гаплоидным набором хромосом (nс).

(Слайд 4)

Овогенез на этом этапе практически заканчивается, а сперматогенез включает еще фазу формирования, во время которой формируются сперматозоиды.

Записали и зарисовали в тетрадь стадии сперматогенеза и овогенеза.


(Слайд 5)

В отличие от образования сперматозоидов, которое происходит только после достижения половой зрелости (в частности, у позвоночных животных), процесс образования яйцеклеток начинается еще у зародыша. Период размножения полностью осуществляется на зародышевой стадии развития и заканчивается к моменту рождения (у млекопитающих и человека). В период роста овоциты увеличиваются в размерах за счет накопления питательных веществ (белков, жиров, углеводов) и пигментов — образуется желток.

(Слайд 6)

Затем овоциты 1-го порядка вступают в период созревания. В результате первого мейотического деления возникают две дочерние клетки. Одна из них, относительно мелкая, называемая первым полярным тельцем, не является функциональной, а другая, более крупная (овоцит 2-го порядка), подвергается дальнейшим преобразованиям.

(Слайд 7)

Второе деление мейоза осуществляется до стадии метафазы 2 и продолжится только после того, как овоцит 2-го порядка вступит во взаимодействие со сперматозоидом и произойдет оплодотворение. Таким образом, из яичника выходит, строго говоря, не яйцеклетка, а овоцит 2-го порядка. Лишь после оплодотворения он делится, в результате чего возникает яйцеклетка (или яйцо) и второе полярное тельце. Однако традиционно для удобства яйцеклеткой называют овоцит 2-го порядка, готовый к взаимодействию со сперматозоидом. Таким образом, в результате овогенеза образуется одна нормальная яйцеклетка и три полярных тельца.


  1. Закрепление изученного материала

Выполнение тестовых заданий.

(Слайд 8)

1. Процесс образования женских половых клеток называется:

А) сперматогенез

Б) овогенез

В) митоз

Г) метаморфоз

(Слайд 9)

2. В результате сперматогенеза образуется:

А) 4 одинаковых клетки с диплоидным набором хромосом

Б) 4 одинаковых клетки с гаплоидным набором хромосом

В) 1 большая и 3 маленькие клетки с диплоидным набором

Г) 1 большая и 3 маленькие клетки с гаплоидным набором

(Слайд 10)

3. В результате овогенеза образуется:

А) 4 одинаковых клетки с диплоидным набором хромосом

Б) 4 одинаковых клетки с гаплоидным набором хромосом

В) 1 большая и 3 маленькие клетки с диплоидным набором

Г) 1 большая и 3 маленькие клетки с гаплоидным набором

(Слайд 11)

4. Яйцеклетки в отличие сперматозоидов имеют:

А) большой запас питательных веществ

Б) имеют головку и хвостик

В) диплоидный набор хромосом

Г) все одинаковые по размерам

(Слайд 12)

5. Сперматозоиды в отличие от яйцеклеток имеют:

А) большой запас питательных веществ

Б) имеют головку и хвостик

В) диплоидный набор хромосом

Г) все разные по размерам


6. Рефлексия

Обсуждение процесса и итогов работы, личностных достижений:

- что нового, полезного узнали на уроке?

- с каким настроением работали, довольны ли собой?

- в чём были затруднения? как смогли их преодолеть?

- как оцениваете свою работу?


7 .Домашнее задание

§31, прочитать, стр.224, №1,№2 –письменно, выучить конспект в тетради