СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие позавательного интереса на занятиях адаптивной физичнской культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье обращается внимание на многофакторность эффективности  занятий по адаптивной физической культуре, описаны возможности использования интегрированных занятий для развития познавательного интереса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптивная физическая культура, познавательный интерес

Просмотр содержимого документа
«Развитие позавательного интереса на занятиях адаптивной физичнской культуры»

УДК 615.825

Ю.А.Фомина

РАЗВИТИЕ ПОЗАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: в статье обращается внимание на многофакторность эффективности занятий по адаптивной физической культуре, описаны возможности использования интегрированных занятий для развития познавательного интереса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптивная физическая культура, познавательный интерес

UDC 615.825

Yu.A.Fomina

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE CLASSES

Abstract: the article draws attention to the multifactorial effectiveness of adaptive physical education classes, describes the possibilities of using integrated classes for the development of cognitive interest.

Keywords: inclusive education, adaptive physical culture, cognitive interest

Согласно статистике, с каждым годом увеличивается число детей, поступающих в дошкольные образовательные организации, с ограниченными возможностями здоровья по различным показателям. Изменилась инфраструктура учебных заведений, создана доступная среда, ведется работа с педагогическими кадрами, разработаны специальные программы, позволяющие адаптировать образовательный процесс под особенности ребенка, учитывая его физическое и психологическое развитие. Связующей нитью процессов образования, воспитания и развития воспитанников с ОВЗ является адаптивная физическая культура.

В адаптивном физическом воспитании реализуются образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи. Занятия адаптивной физкультурой дают возможность избежать сложные моменты, которые могут возникнуть при обучении и в процессе общения.

Основной целью адаптивной физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность [3]. Физическое развитие – это лишь один из аспектов АФК. Коррекционная работа ведется и в направлении психофизического развития, адаптации к социальной среде, преодоления психологических барьеров, а так же развитии познавательной активности. Мозг человека устроен так, что активность одного вида деятельности стимулирует другие виды деятельности. Так, например, развитие крупной моторики активизирует и развитие мелкой, а мелкая моторика пальцев благотворно влияет на речевые функции ребенка. Именно поэтому АФК – эффективный метод, при котором выполнение физических упражнений хорошо сказывается на общем состоянии ребенка [2].

Упражнения могут быть направлены на расслабление мускулатуры, согласованность работы ручек и ножек, приобретение навыков равновесия и меткости, работу всех групп мышц, а также включать в себя дыхательную и релаксационную гимнастики.

Игровые упражнения усиливают познавательные навыки, улучшат процесс самообслуживания, разовьют координацию и опороспособность. Подвижные игры можно использовать во всех нозологических группах:

– со слабовидящими и незрячими детьми (только у тотально слепых ограничение физической нагрузки при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени);

– с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;

– со слабослышащими и глухими;

– с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата [2].

Тренировки для формирования корректной осанки восстанавливают мышечный тонус и разовьет двигательные навыки у ребенка – ползание, сидение, ходьба.

Упражнения на удержание равновесия и прыжки на батуте разовьют статокинетические рефлексы, что поспособствует овладению трудовыми, учебными навыками и навыками самообслуживания.

Метод подавления реакций и регулирования положений частей тела восстанавливают мышечный тонус.

Обучающиеся, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки. У них улучшается речь, память, повышается концентрация внимания, легче дается освоение окружающего пространства, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.

Большую эффективность имеют интегрированные занятия АФК. В их содержание можно вводить дидактические игры с движением ("Вызов номеров", "Дни недели" - математика; "Раз, два, три, - к дереву беги!", "Вершки и корешки" - экология; "Собери букет" - рисование, экология и т.п.), игровые задания ("Измерь, кто дальше прыгнул", "Собери из лучиков такую же картинку" и др.), имитационные действия ("Ходим, как мишка, петушок, лисичка", "Подул ветер, деревья качаются", "Ползем, как улитка" и т.д.), загадки (дети мимикой и жестами показывают отгадки) [4].

Важно чередовать умственные и практические задания, чтобы избежать переутомления. Огромное значение при этом имеет создание ситуации успеха. Необходимо не забывать хвалить ученика и фиксировать все его личные успехи.

Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает условия для социализации.


Литература

  1. Евсеев С. П.Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник М.: «Спорт», 2020
  2. Дмитриев А.А. ФК в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. -176 с.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аптивная_физическая_культура
  4. https://users.antiplagiat.ru/report/go?to=CfDJ8Eq6HUlSAsNCqAWswafbDc2G3fmQEEBvWC24S3qyYgqDC3Ujz823GT2fWnVyXrOYaA4oaVwvFO1Z-zoYFcNGr3BVCbsBg9JwpjSh6EaL0PbJwWPVq0XoEr4Su_C_04ncjlwT1vZjdE7DruPSn_QfWU20AWlqvs8J1bvM2YtthzoW&next=do


Literature 1. Evseev S. P. Theory and organization of adaptive physical culture. Textbook M.: "Sport", 2020 2. Dmitriev A.A. FC in special education: A textbook for students of higher pedagogical educational institutions. - M.: Academy, 2002. -176 p. 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аптивная_физическая_культура 4.https://users.antiplagiat.ru/report/go?to=CfDJ8Eq6HUlSAsNCqAWswafbDc2G3fmQEEBvWC24S3qyYgqDC3Ujz823GT2fWnVyXrOYaA4oaVwvFO1Z-zoYFcNGr3BVCbsBg9JwpjSh6EaL0PbJwWPVq0XoEr4Su_C_04ncjlwT1vZjdE7DruPSn_QfWU20AWlqvs8J1bvM2YtthzoW&next=do