УДК 615.825
Ю.А.Фомина
РАЗВИТИЕ ПОЗАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация: в статье обращается внимание на многофакторность эффективности занятий по адаптивной физической культуре, описаны возможности использования интегрированных занятий для развития познавательного интереса.
Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптивная физическая культура, познавательный интерес
UDC 615.825
Yu.A.Fomina
DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE CLASSES
Abstract: the article draws attention to the multifactorial effectiveness of adaptive physical education classes, describes the possibilities of using integrated classes for the development of cognitive interest.
Keywords: inclusive education, adaptive physical culture, cognitive interest
Согласно статистике, с каждым годом увеличивается число детей, поступающих в дошкольные образовательные организации, с ограниченными возможностями здоровья по различным показателям. Изменилась инфраструктура учебных заведений, создана доступная среда, ведется работа с педагогическими кадрами, разработаны специальные программы, позволяющие адаптировать образовательный процесс под особенности ребенка, учитывая его физическое и психологическое развитие. Связующей нитью процессов образования, воспитания и развития воспитанников с ОВЗ является адаптивная физическая культура.
В адаптивном физическом воспитании реализуются образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи. Занятия адаптивной физкультурой дают возможность избежать сложные моменты, которые могут возникнуть при обучении и в процессе общения.
Основной целью адаптивной физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность [3]. Физическое развитие – это лишь один из аспектов АФК. Коррекционная работа ведется и в направлении психофизического развития, адаптации к социальной среде, преодоления психологических барьеров, а так же развитии познавательной активности. Мозг человека устроен так, что активность одного вида деятельности стимулирует другие виды деятельности. Так, например, развитие крупной моторики активизирует и развитие мелкой, а мелкая моторика пальцев благотворно влияет на речевые функции ребенка. Именно поэтому АФК – эффективный метод, при котором выполнение физических упражнений хорошо сказывается на общем состоянии ребенка [2].
Упражнения могут быть направлены на расслабление мускулатуры, согласованность работы ручек и ножек, приобретение навыков равновесия и меткости, работу всех групп мышц, а также включать в себя дыхательную и релаксационную гимнастики.
Игровые упражнения усиливают познавательные навыки, улучшат процесс самообслуживания, разовьют координацию и опороспособность. Подвижные игры можно использовать во всех нозологических группах:
– со слабовидящими и незрячими детьми (только у тотально слепых ограничение физической нагрузки при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени);
– с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;
– со слабослышащими и глухими;
– с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата [2].
Тренировки для формирования корректной осанки восстанавливают мышечный тонус и разовьет двигательные навыки у ребенка – ползание, сидение, ходьба.
Упражнения на удержание равновесия и прыжки на батуте разовьют статокинетические рефлексы, что поспособствует овладению трудовыми, учебными навыками и навыками самообслуживания.
Метод подавления реакций и регулирования положений частей тела восстанавливают мышечный тонус.
Обучающиеся, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки. У них улучшается речь, память, повышается концентрация внимания, легче дается освоение окружающего пространства, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.
Большую эффективность имеют интегрированные занятия АФК. В их содержание можно вводить дидактические игры с движением ("Вызов номеров", "Дни недели" - математика; "Раз, два, три, - к дереву беги!", "Вершки и корешки" - экология; "Собери букет" - рисование, экология и т.п.), игровые задания ("Измерь, кто дальше прыгнул", "Собери из лучиков такую же картинку" и др.), имитационные действия ("Ходим, как мишка, петушок, лисичка", "Подул ветер, деревья качаются", "Ползем, как улитка" и т.д.), загадки (дети мимикой и жестами показывают отгадки) [4].
Важно чередовать умственные и практические задания, чтобы избежать переутомления. Огромное значение при этом имеет создание ситуации успеха. Необходимо не забывать хвалить ученика и фиксировать все его личные успехи.
Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает условия для социализации.
Литература
Евсеев С. П.Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник М.: «Спорт», 2020 Дмитриев А.А. ФК в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. -176 с. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аптивная_физическая_культура https://users.antiplagiat.ru/report/go?to=CfDJ8Eq6HUlSAsNCqAWswafbDc2G3fmQEEBvWC24S3qyYgqDC3Ujz823GT2fWnVyXrOYaA4oaVwvFO1Z-zoYFcNGr3BVCbsBg9JwpjSh6EaL0PbJwWPVq0XoEr4Su_C_04ncjlwT1vZjdE7DruPSn_QfWU20AWlqvs8J1bvM2YtthzoW&next=do
Literature 1. Evseev S. P. Theory and organization of adaptive physical culture. Textbook M.: "Sport", 2020 2. Dmitriev A.A. FC in special education: A textbook for students of higher pedagogical educational institutions. - M.: Academy, 2002. -176 p. 3.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аптивная_физическая_культура 4.
https://users.antiplagiat.ru/report/go?to=CfDJ8Eq6HUlSAsNCqAWswafbDc2G3fmQEEBvWC24S3qyYgqDC3Ujz823GT2fWnVyXrOYaA4oaVwvFO1Z-zoYFcNGr3BVCbsBg9JwpjSh6EaL0PbJwWPVq0XoEr4Su_C_04ncjlwT1vZjdE7DruPSn_QfWU20AWlqvs8J1bvM2YtthzoW&next=do