МКОУ Малокрасноярская ООШ
ДОКЛАД
Развитие познавательного интереса к предмету – залог успешного освоения материала
Выполнила:
учитель технологии
Мальцева О.В.
В настоящее время задачей любого педагога является поиск, рассмотрение и введение в свою педагогическую деятельность наиболее эффективных путей усовершенствования учебного процесса, которые позволяют заинтересовать школьников и повысить их активность на уроках. Данное стремление к совершенствованию качества обучения мотивирует педагогов к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. В современной школе особое внимание уделяется некоторым формам проведения занятий, за счет которых происходит активное участие каждого школьника в процессе учебной деятельности. Именно это способствует повышению авторитета знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. В последнее время все большей популярностью среди педагогов пользуется технология игровых методов обучения, а в качестве ведущего вида интереса является познавательный интерес. В процессе познавательной деятельности происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями, при помощи которых обучаемый получает образование.
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания личностно ориентированного подхода, направленного на обеспечение и поддержку процессов самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Строится работа с учетом не только социального статуса ребенка, но и его внутренних психофизиологических ресурсов, позволяющих реализовать себя в познании.
Принципы личностно ориентированного урока, сформулированные И.С. Якиманской, являются:
использование субъективного опыта ребенка;
предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий;
накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества);
обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества.
В этих условиях меняется роль педагога, которая теперь заключается в создании разносторонней образовательной
Среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель при этом выступает не только в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. Организация разнообразной учебной среды на уроке способствует повышению учебной мотивации учащихся, созданию атмосферы сотрудничества, взаимного доверия между ребенком и учителем. Следствием является повышение успеваемости качества знаний. Модель личностно ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания;
такое обучение является здоровьесберегающим;
часто родители выбирают не просто дополнительные предметы, услуги, но ищут прежде всего благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
необходимость перехода к данной модели обучения осознается обществом.
В рамки личностно ориентированного образования хорошо вписывается проектно – исследовательская система обучения. Не случайно в базисную программу внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Чтобы состоялась проектная деятельность учащихся, необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Сказанное выше позволяет считать избранную тему методической работы: ”Развитие познавательного интереса к предмету – залог успешного освоения материала” актуальной.
В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Среди различных видов деятельности каждый ученик может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы, удовлетворить интересы.
Виды деятельности:
Познавательная деятельность:
Предметно-практическая деятельность
Общение:
Игра
Художественная деятельность:
Общественная деятельность:
Указанные виды деятельности не исчерпывают всего их многообразия. Комплекс педагогических исследований по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности вскрыл значительные резервы формирования познавательных интересов и совершенствования учебного процесса в современной школе с использованием взаимосвязи деятельностей, включенных в обучение и учение. Применение современных педагогических технологий и в частности метода проектов позволят включать учащихся в активный процесс учения, выдвижения и решения познавательных задач, активного оперирования способами, присущими конкретным видам деятельности, максимально использовать потенциал взаимосвязи деятельностей в учебном процессе, приближая школьников к позиции субъекта деятельности, а не простого исполнителя.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Я использую на своих уроках следующие методы обучения:
метод проблемного обучения.
метод алгоритмизированного обучения.
метод эвристического обучения.
метод исследовательского обучения.