РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются средства, которые используют педагоги, чтобы стимулировать познавательную активность школьников и стремление к самостоятельной учебной деятельности.
Ключевые слова. Познавательная активность, творческое мышление, образовательные технологии, нетрадиционные приемы и методы обучения.
Как превратить обучение в интересное занятие? Этот вопрос задает себе каждый учитель. На мой взгляд существуют две причины: во-первых – потеря интереса учащихся к урокам вообще, во-вторых – потеря обществом ценности знаний и образования, понимание того, что это является основой дальнейшей удачной жизни и благосостояния. Ученики теряют интерес к знаниям. Этому способствует еще и то, что в обществе прочно укоренилась мысль: «Знания, умения, образование – ноль, деньги – все!". Хотя было бы неправильным отрицать, что понимание приоритетности образования возвращается в наше общество, потому что всем организациям хочется иметь дело не просто с дипломированными специалистами, а в первую очередь с компетентными работниками.
Главной движущей силой процесса обучения, развития мышления учащихся является активизация познавательных интересов, проявление которой невозможно без интереса к учению. Нет интереса, нет успеха. А, по выражению В.А.Сухомлинского, ребенок должен знать вкус успеха.
Решение данной проблемы требует не только выявления и исследования общих закономерностей познавательной деятельности учащихся, но и разработки новых технологий целенаправленного и как можно более раннего развития познавательных способностей школьников. При переходе на новую модель образования, основной идеей которого является создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также положены принципы личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, главной целью учителя становится воспитание будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями, умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной жизни. Мы учим своих учеников, готовя основу их будущего, которое достаточно сложно спрогнозировать. Трудно представить, чем будут заниматься нынешние ученики через десяток лет после окончания школы, какие навыки и знания им пригодятся больше всего. Однако можно предположить, что умение критически мыслить и эффективно добывать знания будут актуальными для них всю жизнь. Учитывая все это, а также потому, что возрастают темпы развития науки и объемы новой информации, мы должны готовить активных, самостоятельных, способных принимать решения людей с развитыми творческими способностями.
Физика – наука о природе. Знание её законов расширяет и углубляет знания по химии, биологии, астрономии, технологии и другим предметам. Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе. Физика несет мощную мировоззренческую, нравственную и даже экологическую нагрузку.
В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информационно – коммуникационные технологии, проблемное обучение, игровые технологии, метод проектов, дифференцированный подход к обучению, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход , интерактивные технологии.
Как известно, интерактивные технологии - это технологии ведущие к обеспечению на уроке такой деятельности, где ученик сам открывает путь к познанию, т.е. усвоение знаний на уроке является для него результатом собственной деятельности.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса на уроках физики, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекают к себе ученика, располагают его к совместной деятельности с учителем, активизируют его учение. Основная цель в моей работе с учащимися состоит в том, чтобы систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качество на уроках физики. [ 1 ]
Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя - вызвать интерес к изучению предмета. Как развить познавательный интерес к предмету? Как раскрыть творческий потенциал личности?
Ответом на эти вопросы является развитие активности учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. В методике преподавания физики вопросы применения компьютера в обучении учащихся средней школы являются актуальными. Продумывая урок и внеклассное мероприятие, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. [ 2]
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий.
При изучении нового материала позволяет иллюстрировать разнообразные процессы. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках физики различных типов, а также на различных этапах урока.
Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики – проблемный урок.
В начале урока задаю вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?», который служит основой для создания проблемной ситуации. После обсуждения показываю известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре.
При изучении явления электромагнитной индукции спрашиваю: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.
Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел. [ 3 ]
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий. Проблемная ситуация может создаваться также в процессе изучения физических законов, теорий, реализовываться во время проблемного изложения материала.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A.M .Горький писал: “Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Физика за чайным столом», «Физика на кухне», в 7 классе – «Физика в загадках».
Игровые технологии использую во внеклассной работе. Игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках и во внеурочной деятельности, на факультативных и групповых занятиях. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др.
Например. Возьмите стеклянный стакан и налейте в него до половины пепси или другой сильно газированный напиток. Затем опустите в стакан небольшую (не более 1 см в диаметре) виноградину. Понаблюдайте затем, что будет происходить с виноградиной, и объясните увиденное.(7 класс)
Возьмите стеклянный стакан, переверните его вверх дном и подержите одну - две минуты над газовой горелкой. Затем, не переворачивая, поставьте стакан на блюдце с водой. Опишите и объясните наблюдаемое явление.(8 класс)
Поставьте стопку из 10 монет на лист бумаги. Попробуйте осторожно вынуть бумагу из-под монет так, чтобы монеты не рассыпались. Удалось это сделать? Теперь, оставив всякую осторожность, попробуйте выдернуть бумагу из под монет резким движением (рывком). Остались ли монеты на месте? Объясните опыт (9 класс). [ 3 ]
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Мною при использовании такой технологии был выявлен когнитивный стиль учащихся (способ воспринимать окружающий мир, создавать собственный «образ мира» на основе поступающей в мозг извне информации). В настоящее время все контрольные и самостоятельные работы по физике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать.
При проведении уроков физики невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. В век информационных технологий ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном воздействии на организм. В процессе занятий обращаю внимание учащихся на целый ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья. При изучении ядерной физики, обращаю внимание ребят на последствия катастрофы в Чернобыле.
Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Список литературы:
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1983.– 160 с.
Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики. Иркутск. http://festival.1september.ru/articles/579526/
Балуева О.В., Скулов П.В. Использование занимательных материалов для развития познавательных интересов учащихся на уроках физики. http://belref.ru/10396-doklad:-ispolmzzovanie-zanimatelmznueh-materialov-dlya-razvitiya-poznavatelmznueh-interesov-uchascihsya-na-urokah-fiziki.htm
8