Развитие познавательного интереса у младших школьников в начальной школе на уроках русского языка
Информационно –аналитическая справка
Раздел 1 Общие сведения о педагоге
Семученкова Наталья Анатольевна, год рождения 1958.
Образование среднее специальное. Гагаринское педагогическое училище, 1978 год,
специальность «физическая культура», квалификация «учитель физического воспитания общеобразовательной школы».
Общий трудовой стаж – 33 года, педагогический стаж – 33 года, стаж работы в муниципальном образовательном учреждении Юшинской основной общеобразовательной школе – 31 год.
Награждена:
Грамотой отдела по образованию Администрации МО «Сычевский район» - 2004 год,
Грамота Департамента смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике – 2006 год,
Грамота отдела по образованию Администрации МО «Сычевский район» - 2008 год
Благодарственное письмо Смоленского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия» - 2011 год.
Квалификационная категория:
Первая, присвоена 02.02.2007 года.
Повышение квалификации
Годы
Повышение квалификации
наименование образовательной программы
2007-2008
кол-во
Курсы повышения квалификации в области современных информационных технологий
2010
часов
Комплексные курсы повышения квалификации учителей начальных классов « Современная четырёхлетняя школа в условиях перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения»
72
ГОУ ДПОС
144
«Смоленский областной институт усовершенствования учителей»
Учитель МОУ Юшинской ООШ __________________ Н. А. Семученкова
Раздел 2 «Официальные документы»
Раздел 3 Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
Раздел 3
Работа педагога
по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
Особенность учебного процесса в малокомплектной школе является то, что учителю приходится работать одновременно с двумя классами в одном помещении. Невозможно организовать работу с двумя классами без самостоятельной работы..
Учащиеся работают при наличии помех со стороны другого класса. Поэтому задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны увлечь ребёнка, способствовать развитию его творческих способностей
Актуальность выбранной темы в свете концепции модернизации образовательной системы.
Работая над темой самообразования, я ставила перед собой цели :
- изучить сущность и механизмы творческих способностей учащихся;
- разработать и апробировать на уроках русского языка комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей обучающихся .
Исходя из цели, ставлю следующие задачи: .
- выявить сущность творческих способностей, возрастные особенности младших школьников;
- определить условия и основные направления развития творческих способностей на уроках русского языка;
- упорядочить имеющийся дидактический материал и разработать новый с учётом особенностей класса и каждого ребёнка.
Эффективность системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.
В течение учебного года проверяю эффективность системы работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка.
Задачи контрольных срезов :
- выявить результаты проделанной работы;
- проследить динамику уровня развития творческих способностей учащихся.
Контрольные срезы в 3, 4 классах проводятся в конце каждой четверти в форме тестирования. Последние задания теста позволяют проверить уровень сформированности творческих способностей учащихся.
Результаты выполнения контрольных срезов.
Развитию интереса к учению способствуют применение ребусов, загадок, кроссвордов. Ребусы, кроссворды на каждое изучаемое слово составляем вместе с детьми. В качестве домашнего задания предлагаю детям творческую работу: составить кроссворд со словарными словами. ( Приложение 1 )
«Игры – кроссворды». Этот вид работы использую на уроках русского
языка при введении словарных или новых слов. ( Приложение 2 )
Эффективность работы
Уч. год
Кол-во учащихся в классе
1 четверть
Получили оценки
2008-2009
6
3 класс
Средний балл
5
2009-2010
4
1
2
16%
4 класс
6
2 четверть
Средний балл
3,7
3
34%
3
2
2
34%
-
50%
1
3,8
5
16%
4
1
3
16%
2
3 четверть
50%
-
3
3,7
34%
2
2
3
2
33%
-
50%
4
5
33%
2
2
4
1
4 четверть
-
34%
33%
3,8
3
16%
3
2
3
50%
1
-
50%
4,1
5
16%
2
3
4
-
34%
50%
4
3
3
2
2
50%
34%
3
-
4,1
50%
1
-
16%
Мы видим, что произошел качественный и количественный скачок в развитии творческих способностей учащихся.
Дети улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты срезов знаний.
Наличие собственных методических разработок
№ п/п
Название работы
1
Способ распространения
Сценарий праздника «О матерях можно говорить бесконечно»
2
Проект «Наши имена»
3
Находятся в методическом уголке школы
Презентация «Какие бывают растения? Какие бывают животные?»
4
Презентация «Животные зоопарков»
5
Сообщение по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Проведение открытых уроков, выступления на педсоветах, РМО.
№
Название мероприятия
1
Дата и место проведения
Тема «Единицы измерения длины. Миллиметр. Соотношение между миллиметром и сантиметром. Приёмы сложения и вычитания для случаев вида: 43+12, 83-26,57+23 ».( ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
2
3
Уровень
Открытый урок для учителей школы. 13.09.2010 г.
«О матерях можно говорить бесконечно» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
4
Тема «Какие бывают растения? Какие бывают животные?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) Презентация в электронном виде, папка «Приложение 7»
Открытое внеклассное мероприятия для РМО учителей начальных классов 25.11.2009
Школьный
Районный
Открытый урок для учителей школы.
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
21.10.2010 г.
Школьный
Выступление на педагогическом совете 30.03.2011 г.
Школьный
Использование современных образовательных
технологий в процессе обучения.
№
Название используемой технологии
1
2
Цель использования технологии
Технология игровой деятельности
Классы
(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся, привитие интереса к изучению предмета.
3
Здоровье сберегающие технологии
Информационно – коммуникационная технология
Цель : Сохранение психического и физического здоровья ребёнка
(ПРИЛОЖЕНИЯ 5,7)
Подтверждение.
1-4
Игровые уроки различных видов провожу в основном при завершении изучения темы.
Конспект урока Тема «Единицы измерения длины. Миллиметр. Соотношение между миллиметром и сантиметром. Приёмы сложения и вычитания для случаев вида: 43+12, 83-26,57+23»,
Элементы игры присутствуют на каждом уроке.
Задачи:
Цель: Формирование свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разных по составу группах, быть открытым для новых связей и культурных контактов.
(ПРИЛОЖЕНИЕ8) ссылка на сайты в сети Интернет в электронном виде в папке «приложение 8»
1-4
1-4
Применяю готовые ЦОР сети Интернет, создаю презентации.
На уроках провожу физкультминутки, внеклассные мероприятия, работа с родителями
-увеличение двигательной активности учащихся на уроке;
-предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков);
Доклад «Использование ИКТ на уроках»,
-воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;
Ссылка на сайты в Интернете,
-ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.
Созданные презентации.
Использование современных образовательных технологий,
в т.ч. ИКТ в воспитательной работе.
№
Название используемой технологии
1
2
Цель использования технологии
Технология проектной и исследовательской деятельности
3
Технология игровой деятельности
Цель: Развитие личности ребёнка, приобретение учащимися навыков самостоятельной работы, выработка умений работы в группах различного состава, создание для каждого ребёнка ситуации успеха
( ПРИЛОЖЕНИЕ9 )презентация к проекту в электронном виде в папке «приложение 9»
Классы
Подтверждение.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся
1-4
Здоровье сберегающие технологии
(ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
Цель: Сохранение здоровья ребёнка, устранение недостатка в двигательной активности.
1-6
Коллективное творческое дело: создание проекта «Наши имена».
1-9
2008-2009 учебный год
Участвую в организации и проведении школьных мероприятий:
Воспитательное мероприятие «Турнир знатоков»
«День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «23+8».
Фотоотчёт «Наша школьная жизнь»,
Провожу школьные спортивные соревнования, занимаюсь организацией походов и экскурсий.
Конкурсная программа «Будь здоров»,
«Здоровье – это жизнь» (игра «Поле чудес»).
Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период.
- Динамика учебных достижений учащихся
- Динамика учебных достижений учащихся
Класс
Предметы
2
Ф. И.
3
Белокрылый В.
Русский язык
4
3
Иванова О.
3
3
2
Михайлов А.
Средняя оценка по предмету
4
Литература
3
3
1 четверть 5 класс
4
4
4
3
Ф. И.
4
3
2
4
4
Айдакова А.
4
3,3
4
4
4
5
Фомичёв В.
3
Математика
3,7
3
5
Хапетова Т.
4
4
4
3
3
3
3
4
3
2
3
4,3
3
3
Тарасов В.
Окружающий мир
4
3
4,3
3
4
4
3
5
3
Ынсурэцелу Д.
3
Средняя оценка по предмету
3
4
4
4
3
4
3
4
4
1 четверть 5 класс
4
3,7
4
3
3
3
4
4
2
3
3
4
3
4
3
4
3
4
4
ИЗО
3,2
3
3
4
4
4
3
3
4
3
4
4
4
3,4
3,4
3
3
4
3,7
4
4
3,8
4
2
4
4
4
3
3
3
4
4
3
5
5
4
Технология
4
3,8
3
4
3
5
5
4
5
4
4
3,8
4
3
3
3
4
4
4,7
4
5
3,5
2
5
4
3
5
4
5
3,4
5
4,7
5
3
4
История
4
4
4
4
5
5
4
4
3,6
5
4
5
4
4,3
4
5
5
4
3,3
4
4
5
3,6
4
4
4
5
5
4
4
4
4
3,6
3
4
4
5
5
4
4
5
5
3,7
4
4,3
5
4,3
4,3
4
5
4
5
4,6
5
3
4,8
4
4,8
3
3
4
4,3
4
3
4
4
4,2
4
4
5
4,2
4
4
3,6
4
4,4
3,6
Динамика уровня качества знаний.
Прослеживается динамика повышения качественных показателей уровня знаний по всем предметам, которые ведёт учитель начальных классов
(Учителя – специалисты ведут иностранный язык, физическую культуру, музыку).
Динамика изменения уровня качества знаний учащихся при переходе из класса в класс.
Класс
2 класс
2007-2008
Уч. год
33,3%
2008-2009
3 класс
4 класс
25%
2009-2010
2010-2011
1 четверть 5 класс
67%
40%
2011-2012
100%
40%
67%
40%
Динамика изменения уровня качества знаний учащихся при переходе из класса в класс.
Уровень качества знаний повышается при переходе учащихся из класса в класс.
Значительного снижения уровня качества знаний в пятом классе не происходит.
- Участие обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах .
- Участие обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах .
(ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
.
Школьного уровня
Уч. год
чел.
2008-2009
Уч. год
%
3
2009-2010
Конкурсы
67
2010-2011
7
2008-2009
89
4
Кенгуру
%
80
2009-2010
33
Результат
Кенгуру
2010-2011
Участие
Кенгуру, русский медвежонок
50
Участие
50
Участие
С каждым годом количество учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, возрастает. Это является свидетельством роста познавательного интереса у обучающихся.
Познавательная активность учащихся
Виды творческих работ
Примеры выполненных творческих работ
Сообщения
Работа с памятками
Какие исследовательские умения развивает выполненная работа
«Лекарственные растения»,
«Знакомство с новой книгой», «Памятка по составлению плана рассказа», «Памятка по заучиванию стихотворения наизусть», «Как решать задачи».
Проекты
Наработка навыков работы со справочной литературой, выработка умений подбирать дополнительный материал, делать выписки, развитие устной и письменной речи учащихся.
«Речная рыба- щука», «Свойства льда и снега», «Жизнь пернатой сороки», «Образ жизни медведей».
Представление результатов работы
Выступление с сообщениями перед учащимися класса.
Развивает умения работать по образцу, алгоритму.
(ПРИЛОЖЕНИЕ9)
«Родная деревня, город»,
( ПРИЛОЖЕНИЕ 13)проекты в электронном виде в папке «приложение13»
«Возьмем под защиту»,
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, умение отвечать на вопросы.
Обсуждения результатов работы с одноклассниками.
«Наши имена»,
Защита подготовленного проекта.
«Моя семья»,
«Животные зоопарков»,
«Игры во дворе».