СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в условиях ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в условиях ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в условиях ФГОС»

РЖАНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в условиях ФГОС Финина Валентина Александровна Ржаница - 2015

РЖАНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в условиях ФГОС

Финина Валентина Александровна

Ржаница - 2015

Качество подготовки учащихся определяется: Содержанием образования; Технологиями проведения урока; Организационной составляющей; Практической направленностью; Техническим оснащением.

Качество подготовки учащихся определяется:

  • Содержанием образования;
  • Технологиями проведения урока;
  • Организационной составляющей;
  • Практической направленностью;
  • Техническим оснащением.
Роль современного учителя Организатор учебной деятельности  помощник в решении задачи  консультант

Роль современного учителя

Организатор учебной

деятельности

помощник в решении задачи

консультант

Развиваемые умения учеников Анализировать Сравнивать Выделять главное Решать проблему Самостоятельность Обобщать Делать выводы

Развиваемые умения учеников

  • Анализировать
  • Сравнивать
  • Выделять главное
  • Решать проблему
  • Самостоятельность
  • Обобщать
  • Делать выводы
Задачи учителя Внимательность к каждому ученику Умение замечать интерес учащегося к какой-либо стороне учебного процесса Создание условий для раскрытия интереса к науке

Задачи учителя

  • Внимательность к каждому ученику
  • Умение замечать интерес учащегося к какой-либо стороне учебного процесса
  • Создание условий для раскрытия интереса к науке
Условия развития познавательного интереса Избегание монотонности в учебном процессе Не допускать учебных перегрузок Стимулирование познавательных интересов

Условия развития познавательного интереса

  • Избегание монотонности в учебном процессе
  • Не допускать учебных перегрузок
  • Стимулирование познавательных интересов
Развитие способностей учащихся Творческих Коммуникативных Познавательных Интелектуальных

Развитие способностей учащихся

  • Творческих
  • Коммуникативных
  • Познавательных
  • Интелектуальных
Средства наглядности Работа с учебником Натуральные объекты Изображения Видеозаписи Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии. Компьютер.

Средства наглядности

  • Работа с учебником
  • Натуральные объекты
  • Изображения
  • Видеозаписи
  • Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии.
  • Компьютер.
Используемые методы Словесный Поисковый Исследовательский Эвристический Проблемно-поисковый

Используемые методы

  • Словесный
  • Поисковый
  • Исследовательский
  • Эвристический
  • Проблемно-поисковый
Формы работы: Групповая Индивидуальная Парная Проектная Практическая Лабораторная

Формы работы:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Парная
  • Проектная
  • Практическая
  • Лабораторная
При изучении темы «Строение и функции листьев» в 6 классе на этапе урока: «Определение темы урока, актуализация знаний»   Учитель – организует беседу: «Итак, мечты и планы маленьких почек сбываются… Как изменяется облик растения? Весной деревья, кустарники, травы оживают, почки распускаются, все зеленеет. Благодаря чему?» Предлагается учащимся закрыть глаза и представить себя в тенистом летнем лесу, просит выразить свои чувства (прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»). Вопрос учащимся – «Почему так приятно находиться в лесу летом?»

При изучении темы «Строение и функции листьев» в 6 классе на этапе урока: «Определение темы урока, актуализация знаний»

  • Учитель – организует беседу: «Итак, мечты и планы маленьких почек сбываются… Как изменяется облик растения? Весной деревья, кустарники, травы оживают, почки распускаются, все зеленеет. Благодаря чему?»
  • Предлагается учащимся закрыть глаза и представить себя в тенистом летнем лесу, просит выразить свои чувства (прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»). Вопрос учащимся – «Почему так приятно находиться в лесу летом?»
При изучении темы «Внешнее строение листьев» в 6 классе на этапе урока: «Изучение нового материала». Выполнение самостоятельной работы «Изучение внешнего строения листьев» Работа с учебником Работа в парах Учитель: предлагает изучить внешнее строение листьев, выявить их приспособление к улавливанию света, защите от неблагоприятных условий среды, а так же закономерности расположения листьев на стебле.

При изучении темы «Внешнее строение листьев» в 6 классе на этапе урока: «Изучение нового материала».

  • Выполнение самостоятельной работы «Изучение внешнего строения листьев»
  • Работа с учебником
  • Работа в парах
  • Учитель: предлагает изучить внешнее строение листьев, выявить их приспособление к улавливанию света, защите от неблагоприятных условий среды, а так же закономерности расположения листьев на стебле.
Творческое задание  (6 класс. «Биология – многообразие живых организмов») Наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера Используя слова составьте рассказ  «Что изучает наука биология»

Творческое задание (6 класс. «Биология – многообразие живых организмов»)

Наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера

Используя слова

составьте

рассказ

«Что изучает наука биология»

При изучении темы «Цветки, плоды и семена» в 6 классе на этапе урока «Актуализации знаний». Использую творческое задание.  Задание: Составить короткий рассказ о росте и развитии маленькой вегетативной почки яблоки от весны до осени, включая листопад. Вопрос ученикам. «Как может развиваться жизнь в цветочной почке?».  Деятельность учеников . Сочиняют рассказ о жизни вегетативной почки с зарисовками на доске. В ходе рассказа учащиеся обязательно столкнутся с необходимостью упомянуть о цветках, плодах яблони. Делают вывод о том, что рост и развитие цветочной почки заканчивается появлением цветков – органов семенного размножения.  Творческие задания, которые предлагаются учащимся на уроке, они разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных способов выполнения задания, такие же задания творческого характера учащиеся выполняют дома (написать стихотворение, составить рассказ, сказку, например, «Путешествие капельки воды»).

При изучении темы «Цветки, плоды и семена» в 6 классе на этапе урока «Актуализации знаний».

  • Использую творческое задание. Задание: Составить короткий рассказ о росте и развитии маленькой вегетативной почки яблоки от весны до осени, включая листопад. Вопрос ученикам. «Как может развиваться жизнь в цветочной почке?». Деятельность учеников . Сочиняют рассказ о жизни вегетативной почки с зарисовками на доске. В ходе рассказа учащиеся обязательно столкнутся с необходимостью упомянуть о цветках, плодах яблони. Делают вывод о том, что рост и развитие цветочной почки заканчивается появлением цветков – органов семенного размножения. Творческие задания, которые предлагаются учащимся на уроке, они разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных способов выполнения задания, такие же задания творческого характера учащиеся выполняют дома (написать стихотворение, составить рассказ, сказку, например, «Путешествие капельки воды»).
Творческие задания развивают познавательный интерес у учащихся, так при изучении темы «Цветок» в 7 классе, учащиеся выясняют, что в зависимости от способов опыления (насекомыми или ветром) цветы имеют характерные особенности.  После этого урока учащимся предлагается задание: Изготовить насекомоопыляемое растение
  • Творческие задания развивают познавательный интерес у учащихся, так при изучении темы «Цветок» в 7 классе, учащиеся выясняют, что в зависимости от способов опыления (насекомыми или ветром) цветы имеют характерные особенности. После этого урока учащимся предлагается задание: Изготовить насекомоопыляемое растение
Еще одним видом творческих заданий, который с удовольствием выполняют учащиеся – это составление тематических кроссвордов   Этот вид работы можно использовать и при изучении нового материала, и для проверки знаний учащихся.  Работа с кроссвордами развивает внимание, память, а также навыки формирования определений.

Еще одним видом творческих заданий, который с удовольствием выполняют учащиеся – это составление тематических кроссвордов

  • Этот вид работы можно использовать и при изучении нового материала, и для проверки знаний учащихся. Работа с кроссвордами развивает внимание, память, а также навыки формирования определений.
Кроссворд  1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят 6. 1. 7. 8. 2. 4. 5. 3. 9.

Кроссворд

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят

6.

1.

7.

8.

2.

4.

5.

3.

9.

На этапе урока «Закрепление знаний» по теме «Побег», используется эвристическая беседа, отвечают на вопросы учителя .   Какие утверждения верны? (Работа в группах)  Верны ли утверждения?  1. Почки - зачаточный побег.  2. Из вегетативной почки появляются цветки.  3. Почки покрыты пыльными чешуями.  4.Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных условий.  5. Из генеративной почки развиваются листья.  Составление схемы: Виды почек Листовые  Цветочные  Боковые Верхушечные Работа у доски. Выберите правильный ответ. Побегом следует считать?  1.Корень и лист.  2. Стебель лист, почки.  3. Стебель и корень  4. Корень, стебель, почки.

На этапе урока «Закрепление знаний» по теме «Побег», используется эвристическая беседа, отвечают на вопросы учителя .

  • Какие утверждения верны? (Работа в группах) Верны ли утверждения? 1. Почки - зачаточный побег. 2. Из вегетативной почки появляются цветки. 3. Почки покрыты пыльными чешуями. 4.Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных условий. 5. Из генеративной почки развиваются листья. Составление схемы: Виды почек Листовые
  • Цветочные
  • Боковые Верхушечные
  • Работа у доски. Выберите правильный ответ. Побегом следует считать? 1.Корень и лист. 2. Стебель лист, почки. 3. Стебель и корень 4. Корень, стебель, почки.
При изучении темы «Побег» в 6 классе на этапе урока: «Определения темы урока» предлагаю задания.  .  Задание: Предлагается учащимся рассмотреть растение, выяснить, какой еще орган помимо корня, должны были приобрести растения в результате выхода на сушу?  Деятельность учеников. Озвучивают свои варианты, определяют тему урока, формулируют и задачи урока. Узнать особенности строения побега и его образование.  В этой же теме «Побег» на этапе урока «Изучения нового материала»(работа в парах). Организуется самостоятельная работа с живыми побегами растений и текстом учебника по инструктивной карточке.  Задание: Рассмотрите живой побег растения, зарисуйте его в тетради и подпишите его части.  Деятельность учеников: Выполняют самостоятельную работу, исследуют побег растения, делают зарисовку в тетради, обозначают на рисунке его части.  На этом же этапе урока выполняют лабораторную работу «Строение почек и расположение их на стебле». Затем обсуждают итоги лабораторной работы. Учитель выступает в роде консультант а.

При изучении темы «Побег» в 6 классе на этапе урока: «Определения темы урока» предлагаю задания.

  • .
  • Задание: Предлагается учащимся рассмотреть растение, выяснить, какой еще орган помимо корня, должны были приобрести растения в результате выхода на сушу? Деятельность учеников. Озвучивают свои варианты, определяют тему урока, формулируют и задачи урока. Узнать особенности строения побега и его образование.
  • В этой же теме «Побег» на этапе урока «Изучения нового материала»(работа в парах). Организуется самостоятельная работа с живыми побегами растений и текстом учебника по инструктивной карточке.
  • Задание: Рассмотрите живой побег растения, зарисуйте его в тетради и подпишите его части. Деятельность учеников: Выполняют самостоятельную работу, исследуют побег растения, делают зарисовку в тетради, обозначают на рисунке его части. На этом же этапе урока выполняют лабораторную работу «Строение почек и расположение их на стебле». Затем обсуждают итоги лабораторной работы. Учитель выступает в роде консультант а.
В 5 классе при изучении темы: «Какое оборудование необходимо биологу» на этапе «Первичного закрепления знаний», использую презентации об увеличительных приборах и использование кроссвордов.

В 5 классе при изучении темы: «Какое оборудование необходимо биологу» на этапе «Первичного закрепления знаний», использую презентации об увеличительных приборах и использование кроссвордов.

Использование на этапе урока «Обобщения, закрепления знаний», игровых моментов, сообщений, презентаций, тестовых заданий»  Так например, при изучении темы «Членистоногие» в 7 классе, использую игровые моменты «Третий лишний», «Найти лишнее слово и объяснить почему».  На доске записаны слова:  Слепень – комар - стрекоза.  Оса – муравей – муха.  Или при изучении темы «Формы жизни растений», игровые моменты: «Пятый лишний»  Береза – огурец – тюльпан – томат – горох. Кто лишний и почему?

Использование на этапе урока «Обобщения, закрепления знаний», игровых моментов, сообщений, презентаций, тестовых заданий»

  • Так например, при изучении темы «Членистоногие» в 7 классе, использую игровые моменты «Третий лишний», «Найти лишнее слово и объяснить почему». На доске записаны слова: Слепень – комар - стрекоза. Оса – муравей – муха. Или при изучении темы «Формы жизни растений», игровые моменты: «Пятый лишний» Береза – огурец – тюльпан – томат – горох. Кто лишний и почему?
При изучении темы в 6 классе «Строение растительной клетки» на этапе урока «Первичное закрепление и систематизация материала».   Учитель рассказывает сказку об удивительном путешествии маленькой молекулы воды в сказочный город – клетку.  Клетка: 1.Оболочка – крепостная стена.  2. Ядерная оболочка – ратуша.  3. ЭПС – дороги.  4. Комплекс Гольджи – склад готовой продукции.  5. Мембрана – таможня.  6. Метахондрии – монетные дворы (деньги клетки – порция энергии).  7. Рибосомы – Фабрики белков у дороги.  8. Лизосомы – «Чистильщики».  9. Хромосомы – парламент. Вопрос: Какой органоид растительной клетки не был упомянут в сказке?  Деятельность учеников: В процессе рассказа узнают биологические названия органоидов в клетке, делают выводы, что в рассказе не были упомянуты хлоропласты.

При изучении темы в 6 классе «Строение растительной клетки» на этапе урока «Первичное закрепление и систематизация материала».

  • Учитель рассказывает сказку об удивительном путешествии маленькой молекулы воды в сказочный город – клетку. Клетка: 1.Оболочка – крепостная стена. 2. Ядерная оболочка – ратуша. 3. ЭПС – дороги. 4. Комплекс Гольджи – склад готовой продукции. 5. Мембрана – таможня. 6. Метахондрии – монетные дворы (деньги клетки – порция энергии). 7. Рибосомы – Фабрики белков у дороги. 8. Лизосомы – «Чистильщики». 9. Хромосомы – парламент.
  • Вопрос: Какой органоид растительной клетки не был упомянут в сказке? Деятельность учеников: В процессе рассказа узнают биологические названия органоидов в клетке, делают выводы, что в рассказе не были упомянуты хлоропласты.
При изучении темы «Кольчатые черви» в 7 классе на этапе «Закрепления» использую задания.   Задание: 1. Дополните схему приведите примеры кольчецов.  Тип кольчатые черви.    Класс. Класс. Класс  2. Заполните таблицу среды обитания кольчатых червей.    Среда обитания. Виды кольчатых червей.

При изучении темы «Кольчатые черви» в 7 классе на этапе «Закрепления» использую задания.

  • Задание:
  • 1. Дополните схему приведите примеры кольчецов.
  • Тип кольчатые черви. Класс. Класс. Класс
  • 2. Заполните таблицу среды обитания кольчатых червей.
  • Среда обитания. Виды кольчатых червей.
    Создание проблемной ситуации  Создание проблемной ситуации (проблемные вопросы)  1. Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?  2. О деятельности дождевых червей известно многое . Например, ученые считают, что руины Древнего Рима оказались под землей, благодаря работе дождевых червей . Объясните, как это происходит?  Создание на уроке проблемной ситуации , значит проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При создании проблемных ситуаций важно направлять учащихся на теоретические объяснения противоречий между известными фактами, явлениями .   .

    Создание проблемной ситуации

    • Создание проблемной ситуации (проблемные вопросы) 1. Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему? 2. О деятельности дождевых червей известно многое . Например, ученые считают, что руины Древнего Рима оказались под землей, благодаря работе дождевых червей . Объясните, как это происходит? Создание на уроке проблемной ситуации , значит проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При создании проблемных ситуаций важно направлять учащихся на теоретические объяснения противоречий между известными фактами, явлениями . .
    Этап урока. Рефлексия. Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния после урока по вопросам.  До урока: Не знал Не понимал Не мог представить Не мог выполнить   Сейчас:  Выяснил Выучил Познакомился Запомнил Все ли вам было понятно на уроке?  Какая часть урока показалась самой интересной?  Какая часть урока вызвала затруднения?  Что нового узнали на уроке?

    Этап урока. Рефлексия.

    • Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния после урока по вопросам. До урока:
    • Не знал
    • Не понимал
    • Не мог представить
    • Не мог выполнить
    • Сейчас:
    • Выяснил
    • Выучил
    • Познакомился
    • Запомнил
    • Все ли вам было понятно на уроке? Какая часть урока показалась самой интересной? Какая часть урока вызвала затруднения? Что нового узнали на уроке?
    Приемы развития познавательного интереса Прием новизны Семантизация Постановка проблемного вопроса Исследовательский прием Эвристический прием Прием научного спора

    Приемы развития познавательного интереса

    • Прием новизны
    • Семантизация
    • Постановка проблемного вопроса
    • Исследовательский прием
    • Эвристический прием
    • Прием научного спора
    Заключение Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает организовать работу детей чтобы интерес как к предмету, так и ко всему живому не пропал на протяжении всех лет обучения. Не для всех школьников биология станет смыслом жизни, но многим учащимся, знания по биологии помогут правильно оценить свои интересы и способности.

    Заключение

    • Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает организовать работу детей чтобы интерес как к предмету, так и ко всему живому не пропал на протяжении всех лет обучения.
    • Не для всех школьников биология станет смыслом жизни, но многим учащимся, знания по биологии помогут правильно оценить свои интересы и способности.