СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности дошкольников через исследовательскую деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности дошкольников через исследовательскую деятельность.»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.


«Мир, окружающий ребенка,-это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.

Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологической культуры.

Экологические знания-это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.

Эти знания включают в себя и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Формы и методы работы с детьми разнообразны:

- циклы наблюдений за растениями и животными;

- ведение различных календарей;

- целевые прогулки, экскурсии;

- игровые обучающие ситуации.

Применение таких форм и методов характерно для реализации познавательно-исследовательской деятельности.

«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).

Монтессори М. отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя, прежде в процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека… С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Исследовательская деятельность-форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания.

Основная черта такой активности- дети получают информацию не в готовом виде, а путем собственных наблюдений и исследований. Как следствие у детей развивается познавательный интерес.

Поэтому задача педагога активно помогать и развивать стремление детей к эксперименту.

Этапы познавательно-исследовательской деятельности:


  1. Анализ проблемной ситуации, определение проблемы;

  2. Выражение предположений о способах решения проблемы и формулировка гипотезы;

  3. Определение плана действий по проверке гипотезы;

  4. Реализация намеченного плана;

  5. Выявление результатов и установление их соответствия;

  6. Внесение при необходимости коррективов для повторного исследования;

  7. Общий вывод.


Виды познавательно-исследовательской деятельности:


Экспериментальная деятельность- определяется как форма активности детей и направленная на изменение предмета, явления с целью познания. Такой вид деятельности делится на два направления:

  1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою любознательность.

  2. Исследовательская деятельность организуется педагогом. При этом дети получают те результаты, которые заранее определены.

Организация решения познавательных задач-такая система сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Проектная деятельность- обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания. У детей определяется наличие умений выполнять действия различного характера.

- практического, в связи с производимыми изменениями в объекте с целью получения новой информации о нем (рвать, резать, сживать, смачивать и т.д.)

-мыслительного, в связи с осмыслением как получаемой информации (анализировать, соотносить, сравнивать и т.д.), так и самой деятельности (определять проблему, высказывать предположения о способах решения.

Таким образом с помощью познавательно-исследовательской деятельности детей можно знакомить с экологическими проблемами, развивать представления об окружающем растительном и животном мире. Ребенок на «своими руками» определяет свойства и значимость экологии, и на основании сделанных выводов определяет методы решения проблемы (например, сдать на переработку пластовые бутылки- помогает в решении проблемы загрязнения природы, сбор макулатуры- защита деревьев и т.д.).