Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии
Учитель химии ГОУЛНР «КШ№4»
Поляница Н.П.
Основные требования
Способ
построения
образовательной
деятельности
Способы
осуществления
стандарта
Результат
обучения
Главная цель - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.
Современное обучение химии
Развитие познавательного интереса
Инициатива и самостоятельная работа
Пробуждение интереса к знаниям
Content Layouts
- Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
2
Личностно-ориентированное обучение
В условиях личностно-ориентированного обучения меняются роли участников образовательного процесса
- выступает в роли тьютора, помощника ученика, его деятельность направлена не на передачу знаний, а на организацию деятельности
Учитель
- субъект обучения, деятельность которого направлена на самопознание, саморазвитие, выработку собственных способов освоения мира
Ученик
Мотивация и целеполагание
Приём
разрешения
противоречий
Приём создания
проблемной
ситуации
Эвристическая
беседа
Эвристическая беседа –
вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения.
Противоречие –
это столкновение взаимоисключающих требований к одному и тому же объекту . Формулировка противоречия строится по схеме: объект (часть объекта) должен обладать некоторым свойством Х и вместе с тем иметь противоположное свойство Y
Проблемная ситуация
создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
Урок в 9 классе тема: «Коррозия металлов»
- Привожу факты из реальной жизни, связанные с процессом коррозии
Яхта «Зов моря» Колосс Родосский
Какой процесс способствовал разрушению яхты и статуи?
Урок в 10 классе тема: «Глюкоза и её свойства»
- В начале урока демонстрирую две реакции
Задаю вопрос:
- К какому классу соединений можно отнести глюкозу (альдегиды или многоатомные спирты)?
Постепенно ребята делают вывод, что глюкоза это альдегидоспирт, что подтверждается структурной формулой линейного строения.
Урок в 9 классе тема: «Азотная кислота»
- показываю реакцию взаимодействия металлов с соляной кислотой и с азотной кислотой, а затем задаю ряд вопросов:
- почему в первом случае выделяется бесцветный газ, а во втором газ бурого цвета? Как вы думаете, что это за вещество? Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами?
- почему в первом случае выделяется бесцветный газ, а во втором газ бурого цвета?
- Как вы думаете, что это за вещество?
- Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами?
Интерактивное обучение
Интерактивное обучение
диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося .
От английского
Интерактив - взаимодействие
Все вовлечены в процесс познания
Каждый вносит индивидуальный вклад
Возможность рефлектировать
Создаётся атмосфера взаимной поддержки и доброжелательности
Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Метод «мозгового штурма»
Ряд решений
Свободное высказывание мнений всех участников
Коллективное
обсуждение
Воображение,
творчество
Поиск
решений
Работа в малых группах
1
дает всем учащимся возможность участвовать в работе
2
практиковать навыки сотрудничества, умение активно слушать
Content Layouts
3
вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия
11
Метод ПРЕСС
Предоставляет ученикам возможность на уроках научиться формулировать и высказывать свое мнение по дискуссионному вопросу, аргументировано, четко и в сжатой форме
выскажите свое мнение, объясните, в чем заключается ваш взгляд
Я считаю, что
ПОЗИЦИЯ
Потому, что
приведите причину появления этой мысли
ОБОСНОВАНИЕ
приведите факты, которые демонстрируют ваши доказательства
Например
ПРИМЕР
обобщите свое мнение, сделайте вывод о том, что необходимо делать
Итак (поэтому), я считаю
ВЫВОДЫ
Практическая работа «Наблюдение за горящей свечой»
- Я считаю, что строение пламени будет разным.
- Потому, что сгорают разные вещества.
- Например, парафин и спирт.
- Поэтому пламя будет отличаться.
- - Как вы считаете, строение пламени спиртовки или пламени сухого горючего будет отличаться от строения пламени свечи?
Информационно-коммуникационные технологии
моделирование химических процессов и явлений
проведение эксперимента, недоступного в школьной лаборатории
экономия времени и реактивов
улучшение наглядности подачи материала за счёт цвета, звука и движения
повышение познавательной активности обучающихся
ГОРЕНИЕ СЕРЫ В КИСЛОРОДЕ
- «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик»
Л.Н. Толстой