СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впрезентации представлены основные аспекты работы над проблемой

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках химии»

Развитие  познавательной активности  учащихся  на уроках химии Учитель химии ГОУЛНР «КШ№4» Поляница Н.П.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии

Учитель химии ГОУЛНР «КШ№4»

Поляница Н.П.

Основные требования  Способ построения образовательной деятельности Способы осуществления стандарта Результат обучения Главная цель - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.

Основные требования

Способ

построения

образовательной

деятельности

Способы

осуществления

стандарта

Результат

обучения

Главная цель - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.

Современное обучение химии Развитие познавательного интереса Инициатива и самостоятельная работа Пробуждение интереса к знаниям Content Layouts  Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. 2

Современное обучение химии

Развитие познавательного интереса

Инициатива и самостоятельная работа

Пробуждение интереса к знаниям

Content Layouts

  • Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

2

Личностно-ориентированное обучение В условиях личностно-ориентированного обучения меняются роли участников образовательного процесса  выступает в роли тьютора, помощника ученика, его деятельность направлена не на передачу знаний, а на организацию деятельности Учитель  субъект обучения, деятельность которого направлена на самопознание, саморазвитие, выработку собственных способов освоения мира Ученик

Личностно-ориентированное обучение

В условиях личностно-ориентированного обучения меняются роли участников образовательного процесса

  • выступает в роли тьютора, помощника ученика, его деятельность направлена не на передачу знаний, а на организацию деятельности

Учитель

  • субъект обучения, деятельность которого направлена на самопознание, саморазвитие, выработку собственных способов освоения мира

Ученик

Мотивация и целеполагание Приём разрешения  противоречий Приём создания проблемной ситуации Эвристическая беседа Эвристическая беседа –  вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Противоречие –  это столкновение взаимоисключающих требований к одному и тому же объекту . Формулировка противоречия строится по схеме: объект (часть объекта) должен обладать некоторым свойством Х и вместе с тем иметь противоположное свойство Y Проблемная ситуация  создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать  при этом.

Мотивация и целеполагание

Приём

разрешения

противоречий

Приём создания

проблемной

ситуации

Эвристическая

беседа

Эвристическая беседа –

вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения.

Противоречие –

это столкновение взаимоисключающих требований к одному и тому же объекту . Формулировка противоречия строится по схеме: объект (часть объекта) должен обладать некоторым свойством Х и вместе с тем иметь противоположное свойство Y

Проблемная ситуация

создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.

У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.

Урок в 9 классе  тема: «Коррозия металлов» Привожу факты из реальной жизни, связанные с процессом коррозии  Яхта «Зов моря» Колосс Родосский Какой процесс способствовал разрушению яхты и статуи?

Урок в 9 классе тема: «Коррозия металлов»

  • Привожу факты из реальной жизни, связанные с процессом коррозии

Яхта «Зов моря» Колосс Родосский

Какой процесс способствовал разрушению яхты и статуи?

Урок в 10 классе  тема: «Глюкоза и её свойства» В начале урока демонстрирую две реакции Задаю вопрос: К какому классу соединений можно отнести глюкозу (альдегиды или многоатомные спирты)?  Постепенно ребята делают вывод, что глюкоза это альдегидоспирт, что подтверждается структурной формулой линейного строения.

Урок в 10 классе тема: «Глюкоза и её свойства»

  • В начале урока демонстрирую две реакции

Задаю вопрос:

  • К какому классу соединений можно отнести глюкозу (альдегиды или многоатомные спирты)?

Постепенно ребята делают вывод, что глюкоза это альдегидоспирт, что подтверждается структурной формулой линейного строения.

Урок в 9 классе  тема: «Азотная кислота» показываю реакцию взаимодействия металлов с соляной кислотой и с азотной кислотой, а затем задаю ряд вопросов: почему в первом случае выделяется бесцветный газ, а во втором газ бурого цвета?      Как вы думаете, что это за вещество? Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? почему в первом случае выделяется бесцветный газ, а во втором газ бурого цвета?      Как вы думаете, что это за вещество? Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами?

Урок в 9 классе тема: «Азотная кислота»

  • показываю реакцию взаимодействия металлов с соляной кислотой и с азотной кислотой, а затем задаю ряд вопросов:
  • почему в первом случае выделяется бесцветный газ, а во втором газ бурого цвета? Как вы думаете, что это за вещество? Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами?
  • почему в первом случае выделяется бесцветный газ, а во втором газ бурого цвета?
  • Как вы думаете, что это за вещество?
  • Почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами?
Интерактивное обучение Интерактивное обучение  диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося . От английского Интерактив - взаимодействие Все вовлечены в процесс познания Каждый вносит индивидуальный вклад Возможность рефлектировать Создаётся атмосфера взаимной поддержки и доброжелательности Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Интерактивное обучение

Интерактивное обучение

диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося .

От английского

Интерактив - взаимодействие

Все вовлечены в процесс познания

Каждый вносит индивидуальный вклад

Возможность рефлектировать

Создаётся атмосфера взаимной поддержки и доброжелательности

Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Метод «мозгового штурма» Ряд решений Свободное высказывание мнений всех участников Коллективное  обсуждение Воображение, творчество Поиск решений

Метод «мозгового штурма»

Ряд решений

Свободное высказывание мнений всех участников

Коллективное

обсуждение

Воображение,

творчество

Поиск

решений

Работа в малых группах 1 дает всем учащимся возможность участвовать в работе 2 практиковать навыки сотрудничества, умение активно слушать Content Layouts 3 вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия 11

Работа в малых группах

1

дает всем учащимся возможность участвовать в работе

2

практиковать навыки сотрудничества, умение активно слушать

Content Layouts

3

вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия

11

Метод ПРЕСС Предоставляет ученикам возможность на уроках научиться формулировать и высказывать свое мнение по дискуссионному вопросу, аргументировано, четко и в сжатой форме выскажите свое мнение, объясните, в чем заключается ваш взгляд Я считаю, что ПОЗИЦИЯ Потому, что приведите причину появления этой мысли ОБОСНОВАНИЕ приведите факты, которые демонстрируют ваши доказательства Например ПРИМЕР обобщите свое мнение, сделайте вывод о том, что необходимо делать Итак (поэтому), я считаю ВЫВОДЫ

Метод ПРЕСС

Предоставляет ученикам возможность на уроках научиться формулировать и высказывать свое мнение по дискуссионному вопросу, аргументировано, четко и в сжатой форме

выскажите свое мнение, объясните, в чем заключается ваш взгляд

Я считаю, что

ПОЗИЦИЯ

Потому, что

приведите причину появления этой мысли

ОБОСНОВАНИЕ

приведите факты, которые демонстрируют ваши доказательства

Например

ПРИМЕР

обобщите свое мнение, сделайте вывод о том, что необходимо делать

Итак (поэтому), я считаю

ВЫВОДЫ

Практическая работа «Наблюдение за горящей свечой» Я считаю, что строение пламени будет разным. Потому, что сгорают разные вещества. Например, парафин и спирт. Поэтому пламя будет отличаться.  - Как вы считаете, строение пламени спиртовки или пламени сухого горючего будет отличаться от строения пламени свечи?

Практическая работа «Наблюдение за горящей свечой»

  • Я считаю, что строение пламени будет разным.
  • Потому, что сгорают разные вещества.
  • Например, парафин и спирт.
  • Поэтому пламя будет отличаться.
  • - Как вы считаете, строение пламени спиртовки или пламени сухого горючего будет отличаться от строения пламени свечи?
Информационно-коммуникационные технологии моделирование химических процессов и явлений проведение эксперимента, недоступного в школьной лаборатории экономия времени и реактивов улучшение наглядности подачи материала за счёт цвета, звука и движения повышение познавательной активности обучающихся

Информационно-коммуникационные технологии

моделирование химических процессов и явлений

проведение эксперимента, недоступного в школьной лаборатории

экономия времени и реактивов

улучшение наглядности подачи материала за счёт цвета, звука и движения

повышение познавательной активности обучающихся

 ГОРЕНИЕ СЕРЫ В КИСЛОРОДЕ

ГОРЕНИЕ СЕРЫ В КИСЛОРОДЕ

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик»  Л.Н. Толстой
  • «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик»

Л.Н. Толстой