Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одинцовская общеобразовательная школа "Надежда"
Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционно-развивающих занятий
Учитель Утешева Р.Х.
ВКК
г. Одинцово
Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Проблема помощи детям с трудностями в обучении является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Коррекционно-развивающая работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков.
Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учебе уже с первых дней. Учитель старается подобрать к каждому ребенку индивидуальный подход, основанный на глубоком знании особенностей его психических процессов и личности в целом. Сделать это в классе, где собраны дети разного уровня развития, очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие классы формируются из учеников, имеющих сходный уровень развития. Примером таких классов являются классы коррекционно-развивающего обучения, где при обучении и воспитании детей применяются особые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Учителя, работающие в таких классах, выявляют пробелы в учебных знаниях ребенка и стараются восполнить их теми или другими способами, а также проводят подготовительную работу для изучения детьми более трудных тем программы.
Однако, по мнению специалистов, работающих с детьми данной категории, одного общего педагогического подхода недостаточно. Формированию учебных умений и навыков у детей класса коррекции препятствуют определенные психологические особенности. Они не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Эти дети обычно имеют бедный запас общих знаний, для них характерна задержка развития в целом, отставание в развитии памяти, внимания, мышления.
Поэтому успешное усвоение школьниками, испытывающими трудности в обучении, знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности возможно только при условии решения ряда специфических общих задач, разработанных для каждого этапа образования:
Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).
Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребенок», преобладающих на начальном этапе обучения, на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и пр.).
Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений.
Системный разносторонний контроль за развитием ребенка специалистами школы (врач, логопед, психолог, дефектолог).
Перечисленные задачи определяют коррекционно-развивающую направленность образовательного процесса.
Дети, испытывающие трудности в обучении, значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Необходимо проводить специальную коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, развитию аналитических способностей, умственных операций отвлечения, обобщения. Все это — предпосылки формирования умения самостоятельно "добывать" знания и пользоваться ими. Такая работа осуществляется в системе индивидуальных консультаций и развивающих занятий.
Программа коррекционно-развивающих занятий
Цель: развитие когнитивного потенциала и закладка основ логико-аналитического отношения к действительности, оказывающих существенную помощь в эффективном усвоении учебного материала.
Задачи:
Развитие понятийного мышления.
Формирование произвольности в управлении интеллектуальными процессами.
Обогащение словаря, овладение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
Учащиеся должны уметь:
учитывать в своей работе заданную систему требований;
анализировать ход своей деятельности, затруднения и ошибки;
выполнять задания, в которых один и тот же элемент включен в разные системы связей;
воспроизводить образцы, заданные в словесной форме;
запоминать объекты, устанавливая определенные связи и отношения между ними и некоторой системой условных знаков;
оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры
сравнивать слова, используемые в прямом и переносном значении, составлять словосочетания и предложения со словами, имеющими переносный смысл;
понимать и использовать средства образной речи;
выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли такие слова, которые наиболее соответствуют данной речевой ситуации, делая высказывание не только правильным, но и выразительным.
Тематическое планирование
№ | Содержание работы | Организационные формы работы |
11. | Развитие понятийного мышления. Развитие восприятия. Формирование вербального мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: листы бумаги с расположенными на них треугольниками. Дидактические игры и упражнения: «Объедини пословицы», «От частного к общему через промежуточное», «Закончи рисунок», «Сравни». Работа в тетрадях. |
22. | Развитие понятийного мышления. Развитие восприятия. Развитие вербального мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: листы бумаги с 12 кружками (диаметр 2-3 см). Дидактические игры и упражнения: «Назови слово», «Подбери общее понятие», «Закончи рисунок», «Замени словосочетанием». Работа в тетрадях. |
33. | Развитие опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с изображением трех кубиков. Дидактические игры и упражнения: «Запомни слова», «Лишний кубик», «Подбери общее понятие», «Составь словосочетание». Работа в тетрадях. |
44. | Развитие произвольности. Развитие опосредованной памяти. Развитие вербального мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: 6-8 бумажных квадратов разного цвета и такое же количество разноцветных предметов, 12 карточек с изображением геометрических фигур. Дидактические игры и упражнения: «Не путай цвета», «Запомни фигуры», «Пословицы», «Подбери глагол». Работа в тетрадях. |
55. | Развитие произвольности внимания. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с фигурами и предметами. Дидактические игры и упражнения: «Сосчитай слова», «Объедини в группу», «Запомни и нарисуй», «Сравни по величине и обозначь словом». Работа в тетрадях. |
66. | Развитие произвольного внимания. Развитие вербального мышления. Развитие опосредованной памяти. Расширение и активизация словаря. | Дидактические игры и упражнения: «Сосчитай слова», «Подбери пословицу», «Шифровальщик», «Выбери слово». Работа в тетрадях. |
77. | Развитие зрительной памяти. Развитие произвольного внимания и вербального мышления. Развитие наблюдательности. Формирование понятийного мышления (отношение целое -часть). Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с десятью буквами, две одинаковые картинки с заранее предусмотренными различиями. Дидактические игры и упражнения: «Запомни и воспроизведи», «Мы - тоже», «Найди отличия», «Часть - целое», «Назови национальности». Работа в тетрадях. |
88. | Развитие понятийного мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие вербального мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: таблицы с числами от 0 до 9. Дидактические игры и упражнения: «Целое - часть», «Подсчитай», «Расставь по порядку», «Подбери синонимы». Работа в тетрадях. |
99. | Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие вербально-смыслового анализа. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие словесно-логического мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с зашумленными геометрическими фигурами, картонка с отверстием. Дидактические игры и упражнения: «Найди и обведи», «Подбери пословицу», «Вырезай точно», «Реши задачку!», «Образуй слова». Работа в тетрадях. |
110. | Развитие произвольности движений. Расширение вербального мышления (обобщения). Развитие умения сравнивать. Развитие наглядно-образного мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: плакаты с изображением телефонов. Дидактические игры и упражнения: «Невидящие», «Подбери понятие», «Одинаковое, разное», «Найди девятый», «Реши задачку!», «Образуй женский род». Работа в тетрадях. |
111. | Формирование произвольности движений. Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Развитие вербального мышления. Развитие словесно-логического мышления. Развитие воображения. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля. Дидактические игры и упражнения: «Неслышащие», «Найди девятый», «Объясни значение», «Реши задачку!», «Пофантазируй», «Распредели по группам». Работа в тетрадях. |
112. | Развитие зрительной памяти. Развитие наглядно-образного мышления (отношения рядоположности). Формирование словесно-логического мышления. Развитие осязательного восприятия. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля, рисунок с изображением букета, предметы одной формы, но отличающиеся размерами. Дидактические игры и упражнения: «Странный букет», «Найди девятый», «Назови рядоположенное слово», «Реши задачку!», «Определи на ощупь», «Назови по-взрослому». |
113. | Развитие зрительной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности). Развитие логического мышления. Формирование наблюдательности. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля, одинаковые рисунки с заранее оговоренными отличиями, сюжетная картинка. Дидактические игры и упражнения: «Проверь память», «Противоположности», «Реши задачку!», «Загадочная картинка», «Объясни значение». Работа в тетрадях. |
114. | Развитие наглядно-действенного мышления. Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие вербального мышления. Формирование творческого мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунок с изображением разбитого окна. Дидактические игры и упражнения: «Помоги озорнику», «Расшифруй», «Назови причину», «Фантазируй», «Подбери прилагательные». Работа в тетрадях. |
115. | Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие вербального мышления. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование логического мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: одинаковые рисунки с заранее оговоренными различиями, картинки для запоминания. Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Найди причину и следствие», «Определи последовательность», «Реши задачку!», «Подбери прилагательные». Работа в тетрадях. |
116. | Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие логического мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: сюжетная картинка для запоминания. Дидактические игры и упражнения: «Найди предметы», «Расшифруй», «Реши задачку!», «Подбери прилагательные». Работа в тетрадях. |
117. | Развитие зрительной памяти и мышления. Развитие произвольного внимания. Развитие вербального мышления. Развитие логического мышления. Развитие понятийного мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунок с изображением леса. Дидактические игры и упражнения: «Кто не живет в лесу?», «Подбери противоположное», «Ответь на вопрос», «Подбери общее понятие», «Подбери существительное». Работа в тетрадях. |
118. | Развитие опосредованной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие логического мышления. Развитие понятийного мышления и активизацию словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: лист бумаги, расчерченный на 15 клеток. Дидактические игры и упражнения: «Шифровальщик», «Подбери следующее», «Реши задачку!», «Найди лишнее». Работа в тетрадях. |
119. | Развитие внутреннего плана действия. Развитие вербального мышления. Развитие понятийного мышления. Формирование процессов анализа и синтеза. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: квадрат разделенный на 9 клеточек, рисунки с ребусами. Дидактические игры и упражнения: «Муха», «Лови мяч», «Разгадай ребус», «Замени на глагол». Работа в тетрадях. |
220. | Развитие произвольного внимания. Развитие вербального мышления. Развитие мышления (умения сравнивать образец). Развитие понятийного мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: таблица Шульте, рисунок с изображением рыцаря и теней. Дидактические игры и упражнения: «Отыщи числа», «Объясни выражение», «Помоги найти тень», «Лови мяч», «Подбери прилагательное». Работа в тетрадях. |
221. | Развитие зрительной памяти. Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие умения сравнивать. Формирование вербального мышления. Развитие понятийного мышления и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с фигурами для запоминания, одинаковые рисунки с заранее оговоренными отличиями, рисунки с ребусами. Дидактические игры и упражнения: «Запомни и нарисуй», «Разгадай ребус», «Найди одинаковых», «Расшифруй», «Объедини слова». Работа в тетрадях. |
222. | Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие словесно-логического мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с изображением кубиков. Дидактические игры и упражнения: «Найди одинаковые», «Расшифруй», «Продолжи», «Обобщи», «Образуй слово». Работа в тетрадях. |
223. | Развитие творческого мышления. Развитие вербального мышления. Формирование умения сравнивать. Развитие понятийного мышления. Расширения и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: лист бумаги с фигурами, одинаковые картинки с заранее оговоренными отличиями. Дидактические игры и упражнения: «Дорисуй», «Расшифруй», «Подбери понятие», «Найди отличия», «Подбери синонимы». Работа в тетрадях. |
224. | Развитие наблюдательности. Развитие пространственных представлений. Формирование словесно-логического мышления. Развитие понятийного мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: части репродукции известной картины. Дидактические игры и упражнения: «Что за картина?», «Напиши, продолжи, раскрась», «Расшифруй», «Назови слово», «Подбери синонимы». Работа в тетрадях. |
225. | Формирование произвольного внимания. Развитие вербально-смыслового анализа. Развитие мышления (операция сравнения). Развитие творческого мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: одинаковые картинки с заранее оговоренными отличиями. Дидактические игры и упражнения: «Стенографы», «Объясни пословицы», «Найди отличия», «Учимся измерять», «Расположи по нарастанию». Работа в тетрадях. |
226. | Развитие наблюдательности. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие вербального мышления. Развитие творческого мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля. Дидактические игры и упражнения: «Развиваем наблюдательность», «Выполни действия», «Завтрак для великана», «Раздели по группам». Работа в тетрадях. |
227. | Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие понятийного мышления. Развитие творческого мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с фигурами. Дидактические игры и упражнения: «Запомни и нарисуй», «Расшифруй», «Подбери общее понятие», «Назови три предмета», «Замени глагол». Работа в тетрадях. |
228. | Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие мышления (умения устанавливать закономерности). Развитие творческого мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля. Дидактические игры и упражнения: «Объедини по смыслу», «Найди лишнее», «Найди девятый», «Подбери синонимы». Работа в тетрадях. |
229. | Развитие слухо-речевой памяти и логического мышления. Развитие зрительно-вербального мышления. Формирование наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля. Дидактические игры и упражнения: «Запиши по памяти», «Расшифруй», «Найди девятый», «Конкурс на смекалку», «Подбери антонимы». Работа в тетрадях. |
330. | Развитие зрительного внимания и памяти. Развитие вербального мышления. Формирование зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие творческого мышления. Расширение и активизация словаря. | Демонстрационный и раздаточный материал: одинаковые картинки с заранее оговоренными отличиями, рисунки игрового поля. Дидактические игры и упражнения: «Найди отличия», «Расшифруй», «Объясни значение», «Сообщи новость», «Образуй прилагательные». Работа в тетрадях. |
ПРИМЕР
Коррекционное занятие №1
Задачи:
развитие понятийного мышления;
развитие восприятия;
развитие вербального мышления.
расширение и активизация словаря.
План.
1. Упражнение на развитие понятийного мышления.
Прослушайте пословицы. Разделите их на разные группы. Расскажите, как и по какому признаку вы их группировали.
«Словами и туда и сюда, а делами — никуда».
«Кто скоро помог, тот дважды помог».
«Хороша ложка к обеду».
«Остер на язык, а к делу не привык».
2. Упражнение на развитие восприятия.
Задание. Изобразите как можно больше фигур, используя в качестве основной фигуры треугольник.
3. Упражнение на развитие вербального мышления.
Задание. Расположите слова (от частного понятия через промежуточное к общему).
Тюльпан — растение — цветок.
Домашняя птица — курица — птица.
Писатель — Тургенев — человек.
Пальто — одежда — зимнее пальто.
Небесное тело — Юпитер — планета.
Гриб — съедобный — груздь.
Насекомое — муравей — животное.
Прямоугольник — квадрат — многоугольник.
Растения — природа — живая природа.
Мрамор — минерал — полезное ископаемое.
4. Упражнение на расширение и активизацию словаря.
Хитрый, как лиса.
Прямой, как … .
Преданная, как … .
Ловкая, как … .
Упрямый, как … .
Трусливый, как … .
Неуклюжий, как … .
Острый, как … .
Прозрачный, как … .
Трудолюбивый, как … .
Горячий, как … .
Горькая, как … .
5. Подведение итогов занятия.