СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа коррекционно-развивающих занятий

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одинцовская общеобразовательная школа "Надежда"





Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




Программа коррекционно-развивающих занятий






Учитель Утешева Р.Х.

ВКК







г. Одинцово


Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Проблема помощи детям с трудностями в обучении является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Коррекционно-развивающая работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков.

Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сде­лать процесс обучения продуктивным и интересным. Но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учебе уже с первых дней. Учитель старается подобрать к каждому ребенку индивидуальный под­ход, основанный на глубоком знании особенностей его психических процессов и личности в целом. Сделать это в классе, где собраны дети разного уровня развития, очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие классы формируются из учеников, имеющих сходный уро­вень развития. Примером таких классов являются классы коррекционно-развивающего обучения, где при обучении и воспитании детей при­меняются особые коррекционно-педагогические воздействия, сочетаю­щиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Учителя, работа­ющие в таких классах, выявляют пробелы в учебных знаниях ребенка и стараются восполнить их теми или другими способами, а также прово­дят подготовительную работу для изучения детьми более трудных тем программы.

Однако, по мнению специалистов, работающих с детьми данной категории, одного общего педагогического подхода недостаточно. Фор­мированию учебных умений и навыков у детей класса коррекции препят­ствуют определенные психологические особенности. Они не умеют вни­мательно и точно выполнять последовательные указания учителя, само­стоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему ус­ловий задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе дея­тельности при восприятии задания на слух. Эти дети обычно имеют бед­ный запас общих знаний, для них характерна задержка развития в це­лом, отставание в развитии памяти, внимания, мышления.

Поэтому успешное усвоение школьниками, испытывающими трудности в обучении, знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности возможно только при условии решения ряда специфических общих задач, разработанных для каждого этапа образования:

  • Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.

  • Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

  • Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).

  • Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребенок», преобладающих на начальном этапе обучения, на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов.

  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

  • Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и пр.).

  • Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений.

  • Системный разносторонний контроль за развитием ребенка специалистами школы (врач, логопед, психолог, дефектолог).

Перечисленные задачи определяют коррекционно-развивающую направленность образовательного процесса.

Дети, испытывающие трудности в обучении, значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Не­обходимо проводить специальную коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, раз­витию аналитических способностей, умственных операций отвлечения, обобщения. Все это — предпосылки формирования умения самостоя­тельно "добывать" знания и пользоваться ими. Такая работа осуществля­ется в системе индивидуальных консультаций и развивающих занятий.


Программа коррекционно-развивающих занятий


Цель: развитие когнитивного потенциала и закладка основ логико-аналитического отношения к действительности, оказывающих существенную помощь в эффективном усвоении учебного материала.

Задачи:

Развитие понятийного мышления.

  • Формирование произвольности в управлении интеллектуальными процессами.

  • Обогащение словаря, овладение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Формирование психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.

Учащиеся должны уметь:

  • учитывать в своей работе заданную систему требований;

  • анализировать ход своей деятельности, затруднения и ошибки;

  • выполнять задания, в которых один и тот же элемент включен в разные системы связей;

  • воспроизводить образцы, заданные в словесной форме;

  • запоминать объекты, устанавливая определенные связи и отношения между ними и некоторой системой условных знаков;

  • оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры

  • сравнивать слова, используемые в прямом и переносном значении, составлять словосочетания и предложения со словами, имеющими переносный смысл;

  • понимать и использовать средства образной речи;

  • выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли такие слова, которые наиболее соответствуют данной речевой ситуации, делая высказывание не только правильным, но и выразительным.


Тематическое планирование

Содержание работы

Организационные формы работы

11.

Развитие понятийного мышления.

Развитие восприятия.

Формирование вербального мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: листы бумаги с расположенными на них треугольниками. Дидактические игры и упражнения: «Объедини пословицы», «От частного к общему через промежуточное», «Закончи рисунок», «Сравни». Работа в тетрадях.

22.

Развитие понятийного мышления.

Развитие восприятия.

Развитие вербального мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: листы бумаги с 12 кружками (диаметр 2-3 см). Дидактические игры и упражнения: «Назови слово», «Подбери общее понятие», «Закончи рисунок», «Замени словосочетанием». Работа в тетрадях.

33.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие пространственных представлений.

Развитие вербального мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с изображением трех кубиков. Дидактические игры и упражнения: «Запомни слова», «Лишний кубик», «Подбери общее понятие», «Составь словосочетание». Работа в тетрадях.

44.

Развитие произвольности.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие вербального мышления.

Расширение и активизация словаря.


Демонстрационный и раздаточный материал: 6-8 бумажных квадратов разного цвета и такое же количество разноцветных предметов, 12 карточек с изображением геометрических фигур. Дидактические игры и упражнения: «Не путай цвета», «Запомни фигуры», «Пословицы», «Подбери глагол». Работа в тетрадях.

55.

Развитие произвольности внимания.

Развитие вербального мышления.

Развитие зрительной памяти.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с фигурами и предметами. Дидактические игры и упражнения: «Сосчитай слова», «Объедини в группу», «Запомни и нарисуй», «Сравни по величине и обозначь словом». Работа в тетрадях.

66.

Развитие произвольного внимания.

Развитие вербального мышления.

Развитие опосредованной памяти.

Расширение и активизация словаря.

Дидактические игры и упражнения: «Сосчитай слова», «Подбери пословицу», «Шифровальщик», «Выбери слово». Работа в тетрадях.

77.

Развитие зрительной памяти.

Развитие произвольного внимания и вербального мышления.

Развитие наблюдательности.

Формирование понятийного мышления (отношение целое -часть).

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с десятью буквами, две одинаковые картинки с заранее предусмотренными различиями.

Дидактические игры и упражнения: «Запомни и воспроизведи», «Мы - тоже», «Найди отличия», «Часть - целое», «Назови национальности».

Работа в тетрадях.

88.

Развитие понятийного мышления.

Развитие произвольного внимания.

Развитие вербального мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: таблицы с числами от 0 до 9. Дидактические игры и упражнения: «Целое - часть», «Подсчитай», «Расставь по порядку», «Подбери синонимы». Работа в тетрадях.

99.

Развитие зрительной памяти и внимания.

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие словесно-логического мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с зашумленными геометрическими фигурами, картонка с отверстием.

Дидактические игры и упражнения: «Найди и обведи», «Подбери пословицу», «Вырезай точно», «Реши задачку!», «Образуй слова».

Работа в тетрадях.

110.

Развитие произвольности движений.

Расширение вербального мышления (обобщения).

Развитие умения сравнивать.

Развитие наглядно-образного мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: плакаты с изображением телефонов.

Дидактические игры и упражнения: «Невидящие», «Подбери понятие», «Одинаковое, разное», «Найди девятый», «Реши задачку!», «Образуй женский род».

Работа в тетрадях.

111.

Формирование произвольности движений.

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

Развитие вербального мышления.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие воображения.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля.

Дидактические игры и упражнения: «Неслышащие», «Найди девятый», «Объясни значение», «Реши задачку!», «Пофантазируй», «Распредели по группам».

Работа в тетрадях.

112.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-образного мышления (отношения рядоположности).

Формирование словесно-логического мышления.

Развитие осязательного восприятия.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля, рисунок с изображением букета, предметы одной формы, но отличающиеся размерами.

Дидактические игры и упражнения: «Странный букет», «Найди девятый», «Назови рядоположенное слово», «Реши задачку!», «Определи на ощупь», «Назови по-взрослому».

113.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).

Развитие логического мышления.

Формирование наблюдательности.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля, одинаковые рисунки с заранее оговоренными отличиями, сюжетная картинка.

Дидактические игры и упражнения: «Проверь память», «Противоположности», «Реши задачку!», «Загадочная картинка», «Объясни значение».

Работа в тетрадях.

114.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие вербального мышления.

Формирование творческого мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунок с изображением разбитого окна.

Дидактические игры и упражнения: «Помоги озорнику», «Расшифруй», «Назови причину», «Фантазируй», «Подбери прилагательные».

Работа в тетрадях.

115.

Развитие зрительной памяти и внимания.

Развитие вербального мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Формирование логического мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: одинаковые рисунки с заранее оговоренными различиями, картинки для запоминания. Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Найди причину и следствие», «Определи последовательность», «Реши задачку!», «Подбери прилагательные». Работа в тетрадях.

116.

Развитие зрительной памяти и внимания.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие логического мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: сюжетная картинка для запоминания.

Дидактические игры и упражнения: «Найди предметы», «Расшифруй», «Реши задачку!», «Подбери прилагательные». Работа в тетрадях.

117.

Развитие зрительной памяти и мышления.

Развитие произвольного внимания.

Развитие вербального мышления.

Развитие логического мышления.

Развитие понятийного мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунок с изображением леса.

Дидактические игры и упражнения: «Кто не живет в лесу?», «Подбери противоположное», «Ответь на вопрос», «Подбери общее понятие», «Подбери существительное».

Работа в тетрадях.

118.

Развитие опосредованной памяти.

Развитие вербального мышления.

Развитие логического мышления.

Развитие понятийного мышления и активизацию словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: лист бумаги, расчерченный на 15 клеток. Дидактические игры и упражнения: «Шифровальщик», «Подбери следующее», «Реши задачку!», «Найди лишнее». Работа в тетрадях.

119.

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие вербального мышления.

Развитие понятийного мышления.

Формирование процессов анализа и синтеза.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: квадрат разделенный на 9 клеточек, рисунки с ребусами.

Дидактические игры и упражнения: «Муха», «Лови мяч», «Разгадай ребус», «Замени на глагол». Работа в тетрадях.

220.

Развитие произвольного внимания.

Развитие вербального мышления.

Развитие мышления (умения сравнивать образец).

Развитие понятийного мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: таблица Шульте, рисунок с изображением рыцаря и теней.

Дидактические игры и упражнения: «Отыщи числа», «Объясни выражение», «Помоги найти тень», «Лови мяч», «Подбери прилагательное».

Работа в тетрадях.

221.

Развитие зрительной памяти.

Развитие мышления (анализ через синтез).

Развитие умения сравнивать.

Формирование вербального мышления.

Развитие понятийного мышления и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с фигурами для запоминания, одинаковые рисунки с заранее оговоренными отличиями, рисунки с ребусами. Дидактические игры и упражнения: «Запомни и нарисуй», «Разгадай ребус», «Найди одинаковых», «Расшифруй», «Объедини слова». Работа в тетрадях.

222.

Развитие пространственных представлений.

Развитие вербального мышления.

Развитие словесно-логического мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с изображением кубиков. Дидактические игры и упражнения: «Найди одинаковые», «Расшифруй», «Продолжи», «Обобщи», «Образуй слово». Работа в тетрадях.

223.

Развитие творческого мышления.

Развитие вербального мышления.

Формирование умения сравнивать.

Развитие понятийного мышления.

Расширения и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: лист бумаги с фигурами, одинаковые картинки с заранее оговоренными отличиями.

Дидактические игры и упражнения: «Дорисуй», «Расшифруй», «Подбери понятие», «Найди отличия», «Подбери синонимы». Работа в тетрадях.

224.

Развитие наблюдательности.

Развитие пространственных представлений.

Формирование словесно-логического мышления.

Развитие понятийного мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: части репродукции известной картины.

Дидактические игры и упражнения: «Что за картина?», «Напиши, продолжи, раскрась», «Расшифруй», «Назови слово», «Подбери синонимы».

Работа в тетрадях.

225.

Формирование произвольного внимания.

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие мышления (операция сравнения).

Развитие творческого мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: одинаковые картинки с заранее оговоренными отличиями.

Дидактические игры и упражнения: «Стенографы», «Объясни пословицы», «Найди отличия», «Учимся измерять», «Расположи по нарастанию».

Работа в тетрадях.

226.

Развитие наблюдательности.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие вербального мышления.

Развитие творческого мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля.

Дидактические игры и упражнения: «Развиваем наблюдательность», «Выполни действия», «Завтрак для великана», «Раздели по группам».

Работа в тетрадях.

227.

Развитие зрительной памяти.

Развитие вербального мышления.

Развитие понятийного мышления.

Развитие творческого мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: плакат с фигурами.

Дидактические игры и упражнения: «Запомни и нарисуй», «Расшифруй», «Подбери общее понятие», «Назови три предмета», «Замени глагол».

Работа в тетрадях.

228.

Развитие вербальной опосредованной памяти.

Развитие вербального мышления.

Развитие мышления (умения устанавливать закономерности).

Развитие творческого мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля.

Дидактические игры и упражнения: «Объедини по смыслу», «Найди лишнее», «Найди девятый», «Подбери синонимы».

Работа в тетрадях.

229.

Развитие слухо-речевой памяти и логического мышления.

Развитие зрительно-вербального мышления.

Формирование наглядно-образного мышления.

Развитие логического мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: рисунки игрового поля.

Дидактические игры и упражнения: «Запиши по памяти», «Расшифруй», «Найди девятый», «Конкурс на смекалку», «Подбери антонимы».

Работа в тетрадях.

330.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Развитие вербального мышления.

Формирование зрительно-вербального анализа и синтеза.

Развитие творческого мышления.

Расширение и активизация словаря.

Демонстрационный и раздаточный материал: одинаковые картинки с заранее оговоренными отличиями, рисунки игрового поля. Дидактические игры и упражнения: «Найди отличия», «Расшифруй», «Объясни значение», «Сообщи новость», «Образуй прилагательные». Работа в тетрадях.


ПРИМЕР

Коррекционное занятие №1

Задачи:

  • развитие понятийного мышления;

  • развитие восприятия;

  • развитие вербального мышления.

  • расширение и активизация словаря.

План.

1. Упражнение на развитие понятийного мышления.

Прослушайте пословицы. Разделите их на разные группы. Расскажите, как и по какому признаку вы их группировали.

«Словами и туда и сюда, а делами — никуда».

«Кто скоро помог, тот дважды помог».

«Хороша ложка к обеду».

«Остер на язык, а к делу не привык».

2. Упражнение на развитие восприятия.

Задание. Изобразите как можно больше фигур, используя в качестве основной фигуры треугольник.

3. Упражнение на развитие вербального мышления.

Задание. Расположите слова (от частного понятия через промежуточное к общему).

Тюльпан — растение — цветок.

Домашняя птица — курица — птица.

Писатель — Тургенев — человек.

Пальто — одежда — зимнее пальто.

Небесное тело — Юпитер — планета.

Гриб — съедобный — груздь.

Насекомое — муравей — животное.

Прямоугольник — квадрат — многоугольник.

Растения — природа — живая природа.

Мрамор — минерал — полезное ископаемое.

4. Упражнение на расширение и активизацию словаря.

Хитрый, как лиса.

Прямой, как … .

Преданная, как … .

Ловкая, как … .

Упрямый, как … .

Трусливый, как … .

Неуклюжий, как … .

Острый, как … .

Прозрачный, как … .

Трудолюбивый, как … .

Горячий, как … .

Горькая, как … .

5. Подведение итогов занятия.


Похожие файлы