РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
(урок русского языка на тему «Обучающее сочинение в формате ЕГЭ по тексту Ф. Кривина «Два камня»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛИ:
Вахрушева Т.В., учитель русского языка и литературы МОБУ лицея № 7 г. Таганрога
Шевкута Г.И., учитель русского языка и литературы МОБУ лицея № 7 г. Таганрога
Количество часов – 2
Цель урока: совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ по тексту художественного стиля.
Планируемые УУД:
Предметные:
проводить анализ текста с указанием темы, авторской позиции, проблемы;
комментировать проблему, содержащуюся в тексте;
создавать собственный текст-рассуждение на основе прочитанного текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Метапредметные:
Познавательные:
владеть навыками изучающего чтения;
адекватно понимать и интерпретировать прочитанный текст (задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; определять причинно-следственные и логические связи в тексте; находить явную и скрытую информацию);
обрабатывать найденную в тексте информацию в зависимости от цели ее дальнейшего использования.
Регулятивные:
определять цель предстоящей деятельности;
владеть навыками самоконтроля;
осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:
вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися и учителем;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Личностные:
осознавать эстетическую ценность русского языка;
стремиться к речевому самосовершенствованию
совершенствовать приемы самостоятельного добывания знаний.
Оборудование урока: компьютер, проектор, рабочие материалы урока (Приложения 1 – 3).
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный этап
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание: взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку.
Задачи:
вызвать активный интерес к теме;
актуализировать имеющиеся по данной теме знания;
создать условия, при которых учащиеся определяют личные цели изучения темы.
Содержание: стратегия «Побуждающий диалог»
На доске: 1 = 8
Учитель: Что вы можете сказать по поводу этого уравнения?
Ученики: С точки зрения математики оно неверно.
Учитель: Да, но с точки зрения эксперта, проверяющего сочинение в формате ЕГЭ, оно абсолютно правильное. Познакомьтесь с выдержкой из критериев оценки задания 27.
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Балл |
| Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 |
| Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов | 0 |
Учитель: Общее количество баллов по критериям 1 – 4 равно восьми. Какой смысл в таком случае получает наше «математическое» выражение 1 = 8?
Ученики: Если мы неправильно сформулируем проблему, то потеряем не один балл, а восемь.
Учитель: Да. Именно тому, как не допустить этой потери, мы будем сегодня учиться.
II. Этап вызова. Работа с текстом до чтения
Содержание: стратегия «Мозговой штурм».
Алгоритм реализации стратегии:
Запишите все называемые понятия при ответах на следующие вопросы:
Рассмотрите фотографию автора. Предположите, какими качествами обладает этот человек?
Почему книга называется «Полусказки»?
О чем может идти речь в тексте, судя по его заголовку?
Прочитайте текст бегло. Выявите совпадения первоначальных предположений с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
III. Этап осмысления новой информации. Работа с текстом во время чтения.
Цель: обеспечение полноценного восприятия текста и создание его читательской интерпретации.
Задачи: научиться задавать вопросы к каждой смысловой части, высказывать предположения по проблематике текста, роли героев, авторской позиции и т. п.
Содержание: вторичное медленное чтение текста с использованием стратегии «Дерево вопросов»
Алгоритм реализации стратегии:
Читайте текст вслух, пока не услышите: «Стоп!».
Составьте к прочитанному отрывку вопросы, используя стратегию «Дерево вопросов». Запишите их в соответствующую графу таблицы. (См. Приложения 1, 2)
Кратко запишите ответы на вопросы.
Ф. Кривин. Полусказки. "Два камня"
(1) У самого берега лежали два камня – два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
Первая остановка
Вопросы кроны: Что…? Кто...? Когда…? Как автор называет...? Ответы – в конкретных предложениях текста. | Вопросы ствола: Почему…? Зачем…? Что означает…? Как можно объяснить…? Чем можно объяснить…? Что следует из..? Почему именно так…? Ответы ищем в тексте «между строк». | Вопросы корней: Какую проблему поднимает автор? Как автор относится к героям? К какому выводу приходит автор? Какова позиция автора по проблеме? Если бы я был на месте…? Что я думаю по поводу…? Ответы формулируем самостоятельно, опираясь на текст и свой жизненный опыт. |
Кто герои текста? («Два камня») | Почему герои – камни? (Камни в аллегорической – иносказательной – форме описывают человеческие характеры) | С произведением какого жанра можно сравнить этот текст? (С притчей) |
Что мы узнаем о героях? «Два неразлучных и давних приятеля», «грелись… в лучах южного солнца», «счастливы были», любили покой и уют. | Какими автор описывает героев в начале текста? (Герои абсолютно одинаковые) | Как автор относится к героям? (Автор относится к героям одинаково ровно, не выделяет ни одного из них) |
3) Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.
(4) Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5) А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. (6) Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. (8) И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.
(9)Шли годы... (10) Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей – комьев глины.
Вторая остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
Когда кончилась дружба приятелей? («разгулялся на море шторм», «одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море». | Какой иносказательный смысл имеют мотивы шторма, волны? (Неожиданные, резкие перемены в образе жизни, опасности, которые необходимо преодолевать) | |
Как другому камню удалось удержаться на берегу? («уцепившись за гнилую корягу») | Какой иносказательный смысл имеет выражение «гнилая коряга»? (Нечто отжившее свой век, устаревшее, то, у чего нет будущего, нет продолжения) | |
Какое чувство руководило Камнем? (страх) | | |
С кем подружился Камень? (Со старыми, высохшими и потрескавшимися от времени комьями глины) | Какой иносказательный смысл имеет образ комьев глины? (Это аллегорические образы, обозначающие тех, кто ни на что не способен и ни к чему не стремится») | |
О чем рассказывал Камень новым друзьям? («как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма») | Почему Камень поверил в то, что он герой? (Он не хотел признаться самому себе в том, что им руководил страх) | |
На кого стал похож Камень? Какое имя получил? (на комья глины; Растрескавшийся Камень) | Почему Камень стал похож на комья глины? (Цепляясь за старые привычки, не желая ничего менять в своей жизни, Растрескавшийся Камень не развивался, а деградировал, становясь похожим на свое окружение) | Как автор относится к герою? (Автор описывает его с нескрываемой иронией, а уподобление Камня комьям глины и имя – Растрескавшийся Камень – говорит о том, что автор ему не симпатизирует) |
(11) Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.
(12) – Здравствуй, дружище! – крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13) Старый Камень был удивлен.
(14) – Извините, я вас впервые вижу.
(15) – Эх, ты! Впервые вижу! Забыл что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(16) И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было здорово, интересно.
(17) – Пошли со мной! – предложил Кремень. – Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
Третья остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
Кем стал первый камень? (Блестящим Кремнем) | Какой иносказательный смысл имеет имя Кремень? (Тот, у кого несгибаемый, мужественный характер, огромная сила воли) | |
| Почему первый камень стал Кремнем? (Борьба с трудностями, преодоление опасностей закалили его характер, позволили реализовать свои потенциальные способности) | Как автор относится к героям? (Автор противопоставляет героев друг другу. Его симпатии явно на стороне Кремня) |
Как Кремень отнесся к Растрескавшемуся Камню? (Не забыл его, назвал «дружище», позвал с собой) | Почему Кремень предложил Растрескавшемуся Камню идти с ним? (Он хотел, чтобы его старый друг увидел, как прекрасен мир, испытал свои силы, узнал что-то новое, интересное) | |
| Какие черты человеческого характера символизирует Кремень? (Смелость, дружелюбие, отзывчивость) | |
(18) Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(19) – Нет, это не по мне. (20) Я и здесь прекрасно устроен.
(21) – Что ж, как знаешь! – Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
Четвертая остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
Что ответил Растрескавшийся камень на предложение («Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен») | Почему Растрескавшийся камень отказался от предложения Кремня? (Боялся трудностей, не хотел ничего менять в своей жизни) | |
| Какие черты человеческого характера символизирует Растрескавшийся Камень? (Трусость, нежелание что-либо менять в своей жизни, узость кругозора, приспособленчество, отсутствие осмысленной цели жизни) | К какому выводу приводит нас автор? (Жизнь, полная опасностей, даже риска для жизни, делает человека сильнее, помогает проявить лучшие качества, воспитать в себе мужество, стойкость, целеустремлённость. Трусость, нежелание менять что-либо в жизни, приспособление к существующим условиям делает жизнь скучной и бессмысленной) |
| | Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора жизненного пути) |
| | Если бы я был на месте героев, какой жизненный путь я бы выбрал? |
(22)...Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
(23) – Повезло ему, вот и зазнался. (24) Разве стоило ради него рисковать жизнью? (25) Где же правда? (26) Где справедливость?
(27) И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
Пятая остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
В чем Растрескавшийся Камень видел причину удачи Кремня? (В том, что ему просто повезло) | | |
В чем Растрескавшийся Камень обвинил Кремня? (В зазнайстве) | Почему Растрескавшийся камень обвинил Кремня в том, что тот зазнался? (Он испытывал зависть к успехам Кремня) | Какая еще проблема поднимается в тексте? (Проблема зависти) |
| Чем отличается Растрескавшийся Камень от Кремня? (В отличие от дружелюбного, открытого, готового поделиться тем, что у него есть Кремня, Растрескавшийся Камень черствый, равнодушный и завистливый) | Какова авторская позиция по проблеме зависти? (Зависть — это признак слабости человека. Нужно уметь радоваться успехам других, тем более друзей, и стараться достигать самим многого в жизни) |
| | Что я думаю по поводу зависти? |
IV. Этап рефлексии
Цель: осмысление, систематизирование полученной информации, превращение ее в собственное знание, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
Задача: выразить своѐ отношение к прочитанному тексту.
Содержание: послетекстовая деятельность с использованием стратегии «Даймонд». (См. Приложение 3)
Алгоритм реализации стратегии:
Назовите 2 существительных – антонима по теме текста.
Составьте даймонд по следующему плану:
1 строка. Первое существительное.
2 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
3 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие первого существительного.
4 строка. Четыре слова, два из которых характеризуют существительное из первой строки, а два – его антоним.
5 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие второго существительного.
6 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки второго существительного.
7 строка. Второе существительное (антоним первого)
(Предполагаемый ответ:
Кремень,
Смелый, независимый,
Сражается, путешествует, вдохновляет.
Кремень живет. Растрескавшийся Камень прозябает,
Приспосабливаясь, обманывая, боясь,
Жалкий, завистливый
Растрескавшийся Камень.)
Учитель: Подведем итоги
чем стратегия «Дерево вопросов» может быть Вам полезна?
как соотносятся вопросы «кроны», «ствола» и «корня» с композиционными частями сочинения в формате ЕГЭ?
V. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ, опираясь на материалы урока.
Приложение 1
Ф. Кривин. Полусказки. "Два камня"
(1) У самого берега лежали два камня – два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта. (3) Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.
Первая остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
(4) Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5) А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. (6) Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. (8) И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.
(9)Шли годы... (10) Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей – комьев глины.
Вторая остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
(11) Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.
(12) – Здравствуй, дружище! – крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13) Старый Камень был удивлен.
(14) – Извините, я вас впервые вижу.
(15) – Эх, ты! Впервые вижу! Забыл что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
(16) И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все-таки там было здорово, интересно.
(17) – Пошли со мной! – предложил Кремень. – Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
Третья остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
(18) Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(19) – Нет, это не по мне. (20) Я и здесь прекрасно устроен.
(21) – Что ж, как знаешь! – Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
Четвертая остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
(22)...Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
(23) – Повезло ему, вот и зазнался. (24) Разве стоило ради него рисковать жизнью? (25) Где же правда? (26) Где справедливость?
(27) И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
Пятая остановка
Вопросы кроны | Вопросы ствола | Вопросы корней |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 2
Стратегия «Дерево вопросов»
Алгоритм реализации:
Читайте текст вслух, пока не услышите: «Стоп!».
Составьте к прочитанному отрывку вопросы, используя стратегию «Дерево вопросов». Запишите их в соответствующую графу таблицы. (См. Приложения 1, 2)
Кратко запишите ответы на вопросы.
Вопросы кроны: Что…? Кто...? Когда…? Как автор называет...? Ответы – в конкретных предложениях текста. | Вопросы ствола: Почему…? Зачем…? Что означает…? Как можно объяснить…? Чем можно объяснить…? Что следует из..? Почему именно так…? Ответы ищем в тексте «между строк». | Вопросы корней: Какую проблему поднимает автор? Как автор относится к героям? К какому выводу приходит автор? Какова позиция автора по проблеме? Если бы я был на месте…? Что я думаю по поводу…? Ответы формулируем самостоятельно, опираясь на текст и свой жизненный опыт. |
Приложение 3
Послетекстовая стратегия «Даймонд»
Алгоритм реализации стратегии
Назовите 2 существительных – антонима по теме текста.
Составьте даймонд по следующему плану:
1 строка. Первое существительное.
2 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
3 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие первого существительного.
4 строка. Четыре слова, два из которых характеризуют существительное из первой строки, а два – его антоним.
5 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие второго существительного.
6 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки второго существительного.
7 строка. Второе существительное (антоним первого)
Пример: «Любовь и ненависть»
Любовь,
Светлая, чистая,
Радует, волнует, вдохновляет.
Любовь – жизнь. Ненависть – смерть.
Разрушает, опустошает, уничтожает
Мрачная, темная
Ненависть.
1