СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«развитие познавательных интересов на уроках технологии посредством творческой, практической деятельности учащихся в условиях реализации фгос через проектную деятельность»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию 

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

Просмотр содержимого документа
««развитие познавательных интересов на уроках технологии посредством творческой, практической деятельности учащихся в условиях реализации фгос через проектную деятельность»»


МАОУ «СШ»№1р.п.Крестцы















«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»










подготовила учитель технологии

ЯстребоваМ.А.



2023г.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение – это социализация личности учащегося, преодоление не комфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.

В своей практике я использую 3 группы исследования (последние, из которых применяются чаще остальных):

  • Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся. Примером такого монопредметного исследования, например, по технологии могут стать работы «Структура швейной машинки», «Техника вязания крючком» и т.д.

  • Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям. Примером такого исследования является проект «Домоводство в разных странах мира»,

«История изобретения швейной машинки».

  • Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учеников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей. Например, исследовательская работа «Рецепты

от наших бабушек », выполненная ученицами 7-ого класса, основана на личных приготовлениях мясного пирога по нескольким рецептам. В проекте использованы фотографии, пироги, рецепты.

Обучение учащихся началам проектного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения.

Навыки исследовательской деятельности я рекомендую формировать с 5-ого класса. Как правило, это монопредметные групповые кратковременные проекты. При работе над ними ребята учатся выделять проблему, определять цели и задачи, собирать материал по теме из разных источников, готовить презентации и выступать публично. Важно также познакомить учащихся с методами исследований. Ребята с удовольствием готовят устные сообщения и доклады, презентации, пишут рефераты. В 7-8 классах исследовательская деятельность усложняется: проекты становятся индивидуальными, долгосрочными и межпредметными. В старших классах преобладают надпредметные проекты, выходящие за рамки учебных программ.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний...

Навыки для создания творческих проектов

Проект является привлекательной для учащихся оригинальной формой работы, способствует формированию положительных мотивов учебной деятельности, прививает детям умение ставить перед собой цели и реализовывать их. Мотивами могут выступать потребности, интересы, установки, идеалы, влечения, эмоции.

Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер.

Проект учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, получать в ходе выполнения задания значительно больше знаний, чем дает урок. В ходе длительного, тесного сотрудничества учителя и ученика удается выяснить то, что раньше не замечалось. Только в личной беседе с учащимся можно выявить, что им движет, в чем его слабые и сильные стороны. Эти занятия помогают подросткам преодолеть себя, поверить в свои силы, и даже иногда раскрыть способности, о которых они и сами не подозревали.

Ведущая педагогическая идея - сотрудничество учителя и ученика как равноправных соучастников процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний.

Цель организации проектной деятельности: научить учащихся формулировать прикладную проблему, организовывать свою деятельность, добиваться нужного результата, сформировать способности анализировать конкретные ситуации, навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, подготовить учащихся к профессиональному выбору.

Работа над проектом начинается с постановки проблемы (задачи).

Делается это обычно одним из следующих способов:

  • создание проблемной ситуации (сообщение учителя или учащихся, ситуация на уроке, постановка опыта, демонстрация модели и так далее);

  • анкетирование учащихся с целью выяснения интересующего их круга проблем.

Далее более конкретно определяется тематика проекта, его тип (кратковременный, долговременный, исследовательский, предметно- ориентированный, индивидуальный, групповой и так далее).

Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно:

  • выдвигать темы проектов;

  • определять свою позицию;

  • вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы;

  • понимать роль и значение групповой работы.

Среди проектов в нашей практике особое место занимают интегрированные естественно-научные проекты.

Выполнение таких проектов создает условия для закрепления общеучебных умений и усвоения собственно научных. Проект преследует комплексную цель: формирование целостного подхода к восприятию окружающего мира через межпредметные связи, развитие навыков исследовательской деятельности, сбора и обработки информации, развитие

способности мыслить категориями целостных систем и предсказывать последствия изменения любой части системы, создавать условия для эмоционального погружения в контекст реальной жизни как необходимого компонента реализации творческого потенциала учащихся.

Для успешной защиты проекта требуется серьезная теоретическая подготовка, которая занимает иногда несколько месяцев (долговременные проекты).

Работа над проектом - это кропотливый труд, в ходе которого ученики сотрудничают и друг с другом, и с учителем, и находят дополнительные источники информации.

Любой проект, как правило, предполагает экспериментальные исследования. Так, изучая влияние электромагнитного излучения на организм подростка, учащимися были разработаны пакеты заданий по проверке влияния времени работы на компьютере на логическое мышление, внимание, вычислительные навыки. Одним из методов получения информации стало анкетирование сверстников.

Результатом работы над проектом является формирование единого естественно-научного подхода к решению сложной проблемы здоровья подрастающего поколения, выработка умения работать с литературными и другими, источниками информации, развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, сопоставления), формирование умения выдвигать гипотезы, проблемы, искать пути их решения (например, членами проектной группы были составлены рекомендации сверстникам для поддержания и укрепления здоровья), развитие умения выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, оформлять и представлять подготовленный материал.

Задача руководителя в проекте - сделать так, чтобы дети большую часть работы выполняли сами, без вмешательства взрослых. Очень сложно удержаться от подсказки, когда ученики «идут не туда». Но одна из задач проекта: формирование собственного опыта решения проблемы и тут надо дать учащимся и возможность ошибиться, и возможность самостоятельно исправить свою ошибку. В процессе выполнения проекта необходимо стараться не контролировать каждый шаг учеников, а помогать им только тогда, когда они обращаются за помощью. Но и оказывая помощь, не давать готовые решения, а предлагать возможные варианты, чтобы у детей всегда была свобода выбора и уверенность в собственном решении поставленной задачи.

Много времени уделяется подготовке команд к защите проекта. Здесь можно выделить следующие этапы:

  • оформление материала на стендах из ватмана (с фотографиями, рисунками схемами раскрывающими суть проекта);

  • подготовка устной презентации проекта (она может сопровождаться показом слайдов, компьютерной презентации);

  • подготовка к ответу на возможные вопросы оппонентов;

  • создание папки проекта, в которой сохраняются все документы, рассмотренные в ходе проекта.

Конечная оценка работы осуществляется учащимися и учителем по окончании защиты. В ходе обсуждения выясняется, что удалось, что не получилось, причем обсуждается также и организация работы над проектом в группе.

Следует отметить, что метод проектов позволяет не только решить вопросы приобретения знаний, но и выработать у школьников культуру общения, способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Итак, из сказанного о роли проектно-исследовательской деятельности у учащихся можно сделать следующие выводы:

  • проектно-исследовательская деятельность пробуждает интерес у учащихся к познанию нового материала;

  • проектная деятельность помогает учащимся сформировать задачи, поставить цели, найти пути решения задачи и т.д.;

  • проектная деятельность стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  • проектная деятельность – один из примеров преодоления пассивности учеников;

  • проектная деятельность воспитывает у учащихся дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм.