СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»»

«Развитие познавательных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»


Познавательные способности — это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.


Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:

• формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;

• развитие внимания и памяти;

• формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

• развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

• формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).

Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека:

  1. Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

  2. Мышление — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

  3. Воображение — это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте.

  4. Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.


Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей школьников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):

  1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

  2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

  3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

  4. 4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

  5. 5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

  6. 6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

  7. 7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

  8. 8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

  9. 9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия;

    Рассматривая развитие математических способностей младших школьников при помощи компонентов математических способностей Крутецкого В.А., можно сказать, что: У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр.


Познавательная деятельность младших школьников с ОВЗ может быть ограничена как физическими, так и психическими особенностями, что требует особого подхода к организации учебного процесса. Одним из ключевых аспектов активизации познавательной деятельности является индивидуализация обучения. Преподаватель должен стремиться учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, такие как темп усвоения знаний, тип восприятия информации (визуальный, аудиальный, кинестетический) и эмоциональную восприимчивость. Например, при работе с детьми с нарушениями слуха необходимо акцентировать внимание на визуальных и тактильных методах обучения, таких как работа с карточками, использование макетов и предметов для манипуляций. Это позволяет снизить уровень тревожности у ребёнка и увеличить его вовлечённость в процесс.


Методы активизации познавательной деятельности должны быть направлены на формирование интереса к обучению и поддержание внимания. Одним из наиболее эффективных приёмов в этом случае является использование игровых методик, которые естественным образом вписываются в учебный процесс. Игровая деятельность не только помогает ученикам лучше усвоить материал, но и снижает утомляемость, активизируя разные формы восприятия. 


Важно также вовлекать детей в процесс рефлексии. Поддержание рефлексивной деятельности позволяет ученикам анализировать собственные успехи и трудности, а также вырабатывать устойчивость к неудачам. Например, после выполнения задания учитель может задать ученику вопросы, такие как: «Что тебе удалось особенно хорошо?», «Как ты справился с трудностью?», «Что бы ты хотел сделать по-другому в следующий раз?» Такие вопросы помогают ребёнку осознать свои действия, развивая навык саморегуляции.


Использование наглядных пособий и технических средств обучения также является важным аспектом активизации познавательной деятельности. Технологии, такие как интерактивные доски, аудио- и видеоматериалы, дают возможность учащимся воспринимать информацию в разной форме, что позволяет сделать обучение более увлекательным и доступным. Визуальные пособия, такие как плакаты, карточки и иллюстрации, позволяют детям с ОВЗ лучше ориентироваться в материале, а интерактивные задания на доске позволяют активизировать их внимание и вовлеченность в процесс.