Развитие познавательных способностей младших школьников.
Федеральный компонент государственного стандарта ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета.
“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной и систематической работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Итак, остановимся отдельно на каждом из процессов.
Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
С помощью своего воображения ребёнок творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперёд, представлять то, что ещё предстоит сделать.
Каждый человек по-своему воспринимает один и тот же предмет, картину, запах и т.д.
Обратите внимание на изображение.
Кого вы здесь увидели? ( полуотвернувшаяся молодая женщина или старуха с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник)
Очень эффективны для развития восприятия – это уроки музыки, ИЗО, технологии.
Задания на развитие восприятие и воображения можно применять и на других уроках.
Курс развития воображения построен в основном на материале, включающим задания геометрического характера;
• дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и фигур, не изображающих ничего конкретного
• выбор фигуры нужной формы для восстановления целого
• вычерчивание фигур, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды
• выбор пары идентичных фигур
• выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного предмета
• деление фигуры на несколько заданных частей и восстановление заданной фигуры из её частей
• и другие
Задание 1.
Найдите на глаз отрезок, длина которого точно равна высоте нарисованной ели.

Такие задания очень интересны и эффективны для пространственного развития у младших школьников.
Задание 2.
Из пункта А велосипедист проехал 10 км. на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км., после чего ехал на запад 10км. и на юг 10 км. Наконец опять повернул на восток и проехал 10 км.
Начертите путь велосипедиста.

Задание такого уровня предлагаются ученикам, проявляющим повышенные способности и интерес к изучению математики и быстро выполнившим задания обязательного уровня
Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, различением, анализом.
Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач наблюдения и предварительную разработку плана его осуществления.
Невозможно наблюдать, если не знать, что и с какой целью надо наблюдать.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов.
Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
И у школьника, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.
Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, которая называется внимательностью.
Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого отличает внимательного к людям человека и свидетельствует о достаточно высоком уровне развития личности.
Существует очень много заданий, направленных на развитие различных характеристик внимания. Рассмотрим лишь некоторые из них:
1. Игра «Пишущая машинка».
Каждому ученику присваивается буква алфавита.
Учитель произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем учащиеся, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.
2. Развитие концентрации внимания и его устойчивости.
На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строк). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать слова и подчеркнуть их.
АПКНОТПРТБЫЛККОЛЛЕГИЖЖРОАНИПРБ
ИПЖАОПОЗДРАВЛЯЮТВВНОКДЫЦВЛАПРВ
ПРИЫКБЛНФЖАТОБА НАЧАЛОМТДПВНООТ
ВАЛОНОВОЙПИТОШИРАВОДРУКЖУНЫТРИ
НРОСИНЖДЫЗНИРККБУЩЧЕТВЕРТИПЬЗАСГ
Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.
3. Развитие устойчивости внимания.
Ребенку дается небольшой текст и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «А»). Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: в каждой строчке зачеркните букву «А», букву «Б», подчеркните, а букву «В» обведите кружком.
4. Игра «Кто больше?»
Детям предлагается слово, в котором есть много других слов.
Например: СТОРОНА.
Дети составляют слова: СТО, ОСА, НОРА, РОТ, РОСА, РОСТ, РАНО, ТРОС, НОС, РОС, ОНА, ОН.
5. Игра «Кто быстрее составит слово?»
О, Д, М В, О, Р, Д Р, О, Д, В, А
У, Д, Б С, Д, А Т, Е, Д, И
6. Читай только слова
МАР МИР ШОР РАК ТЫ ЛУП СЫН
ХОР БЕН ТОН ГОД ТЛО УРА ДЮМ
ЗАП ПОЛ КИТ РОТ ТОК
7. Читай и переставляй слоги
ЛЫЖИ КИРА
МАМА СОСНА
МЫШКА НОРА
БАНКА ДЫРА
Мы можем заметить, что развитие психических процессов тесно связаны между собой. Развивая внимание – развивается и мышление и память.
Память в жизни людей играет ещё более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Память — это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.
У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения.
Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
Для развития памяти можно использовать следующие игры:
1. Дети читают с установкой на запоминание 10 одно- и двусложных слов:
КНИГА ЛУНА ЗВОН МЁД ВОДА
ОКНО ЛЁД ДЕНЬ ГРОМ БРАТ
Предлагается записать в тетрадь то, что запомнили
2. «Добавь слово».
Подбор слов на заданный звук:
Учитель: ШАР
1-й ученик – ШАР, ШУБА
2-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ
3-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ, ШАЛУН
4-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ, ШАЛУН, ШАГАЕТ
И т.д
Потом задания усложняются:
Учитель называет предложение из двух слов, например, СТОИТ ДОМ.
1-й ученик повторяет это предложение и добавляет одно слово НА ГОРЕ СТОИТ ДОМ.
2-й ученик, повторяя это предложение, добавляет еще одно слово НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ СТОИТ ДОМ.
3-й ученик, повторяя это предложение, добавляет слово НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ СТОИТ МАЛЕНЬКИЙ ДОМ.
4-й ученик НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ СТОИТ МАЛЕНЬКИЙ СТАРЫЙ ДОМ.
5-й ученик НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ СТОИТ МАЛЕНЬКИЙ СТАРЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ.
Победителем считается ученик, который произнесет самое длинное предложение.
Конечно же большую помощь в развитии памяти оказывают нам учителям разучивание наизусть стихов и прозаических отрывков на уроках литературного чтения.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. На уроках и во внеурочное время используем различные задания.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные задачи
Например:
1. Задачи с естественным рассуждением.
- На острове живут рыцари, которые всегда говорят правду, и купцы, которые всегда лгут. Островитянин в присутствии другого островитянина говорит, что по крайней мере один из них лжец. Кто они?
2. Задачи – ловушки.
- Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них?
3. Очевидные задачи.
- Мама купила 4 воздушных шара: красные и голубые. Красных шаров больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
4. Задачи с «внутренним вопросом».
- Переложить 2 спички из числа имеющихся так, чтобы образовалась фигура, состоящая из четырех одинаковых квадратов.
5. Задачи – загадки.
- Если от наибольшего двузначного числа отнять число, записанное двумя восьмерками, а к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получается нужное число.
На уроках русского языка при изучении словарных слов можно составить грамматическую задачу:
Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
Кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель)
Череп – п + муха = ? (черёмуха)
Мозговая гимнастика - один из видов улучшающих показатели различных психических процессов.
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки” (можно под музыку или пение).
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад.
При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
Упражнение “Ленивые восьмерки”.
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Упражнение “Двойной рисунок”.
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
- разводя в разные стороны.
Критерии развития познавательных способностей.
• самостоятельность мышления,
• быстрота и прочность усвоения учебного материала,
• быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
• умение отличить существенное от несущественного,
• различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
• критичность ума.
Систематическое использование заданий на развитие познавательных способностей младших школьников повышает уровень развития интеллекта учащихся, развивает память, внимание, мышление, восприятие, расширяет кругозор.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, необходимо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.