СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель раскрывает в своём докладе тему " Развитие познавательных УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики в начальной школе»
















Доклад



«Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики в начальной школе».








































Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться стать – учеником. В начальной школе необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока (Слайд 2):
1)ЛичностныеУУД: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу.

2)РегулятивныеУУД: учат сравнивать, обобщать, наблюдать, развиваются умения оформлять таблицу.
3) Познавательные ;
4) КоммуникативныеУУД: учатся действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Обратим внимание на 3 группу: познавательные УУД, так как тема нашего доклада: «Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики в начальной школе».

(Слайд 3) Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Что же входит в состав познавательных УУД (Слайд 4- прочитать по слайду)

Как мы видим познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – всё это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования, развития познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям. Детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.

Сегодня я хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Как можно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных действий на уроках русского языка покажу наглядно на примере своей работы.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка. Познавательные УУД можно применять на всех этапах урока. Возьмем к примеру Минутку чистописания.

Минутка чистописания.

Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части:

определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;

составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов

В первой части подготовительного этапа используются специальные упражнения, направленные на одновременное решение следующих задач:

самостоятельное выявление школьниками буквы, предназначенной для письма;

формирование учащимися темы минутки чистописания.

Вторая часть подготовительного этапа тоже требует постепенного усложнения активной и сознательной деятельности учащихся. Учащиеся предварительно в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв. Определяют и формулируют ее закономерность. Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности.

Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания.

К примеру, какие могут быть задания с использованием познавательных УУД (Слайд 5):. На доске учитель заранее записывает слова и предлагает детям прочитать их. Бумага, гиря, ряд. После прочтения, учителем ставится задача:

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?»

Слова подбираются с таким расчётом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого по одному показателю. Далее учащимся предлагают решить проблему с поиском элементов составляющих эту букву. А потом только практическая часть- написание буквы. В создании минутки чистописания можно использовать различные задания, к примеру:

найди лишнюю букву,

найди неповторяющуюся букву,

найди закономерность и продолжи ряд,

найди общую букву.

И во всех этих заданиях проглядывается познавательные УУД- поиск информации, знако-символические действия, построение логической цепочки и т.д.

Словарная работа.

Обязательным структурным этапом урока, является словарно-орфографическая работа, которая тоже относится к познавательному УУД. Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:

-представление учащимися нового словарного слова

-выявление его лексического значения

-этимологическая справка

-освоение написания слова

-введение нового словарного слова в активный словарь детей.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. И эта творческая работа проявляется уже на первом этапе – знакомство учащихся с новым словарным словом. Учитель старается преподнести детям это слово не в «готовом» виде, а составляет упражнения предусматривающие работу с символами, цифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление.

(Слайд 6) Например, два слова зашифрованы с помощью чисел. На доске записывается «код шифровки»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А г к о р у ф ь л е п с т

И поэтому коду дети выполняют поисковую работу:

1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста)

слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель)

А вот ещё один вид работы при знакомстве с новым словарным словом. Детям дается набор букв и предлагают зачеркнуть буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и из оставшихся букв дети узнают слово.

ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза)

Таким образом происходит поиск информации, своего рода исследовательская работа, что как раз и является познавательным УУД.

Фонетический разбор.

Коли мы коснулись фонетики, то здесь можно отметить ещё один вид познавательной деятельности. На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему. (Слайд 7) На слайде показано как в 1-2 классе дети составляют модели слов с помощью карточек. Вспомним, что карточки различаются по цвету: гласные- красный цвет, согласные твёрдые- синий цвет, согласные мягкие- зеленый. Так же дети обозначают звонкость и глухость согласных с помощью условных обозначений (колокольчик или шляпа). Со временем этот вид работы усложняется, дети учатся записывать звуко-буквенный разбор без условных обозначении. (Слайд 8) Или же читают готовую транскрипцию и записывают слова данного задания буквам. При выполнении этого задания развиваются познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании.

Использование познавательных УУД можно наблюдать на протяжении всего урока. И при закреплении изученного материала и при изучении нового материала.

Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым понятием или правилом. В 3-4 классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимися для решения, и степенью помощи со стороны учителя.

Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок и выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к выводу. Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце им. сущ. после шипящих» возможны 3 уровня. (Слайд 9)

Высокий уровень. 

Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

Средний уровень. 

Прочитайте столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.
Дочь врач
Тишь шалаш
Рожь нож

Низкий уровень. 

Прочитайте. Ответьте на вопросы:

-К какой части речи относятся все слова?

-Определите род существительных

-Какие согласные стоят в конце существительных?

-В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Для работы над решением проблемной ситуации определяем уровни в соответствии с уровнем подготовки детей.


Познавательные УУД можно увидеть не только на уроках русского языка, но на любом уроке, в том числе и на уроках математики.

В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, которые включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Уроки математики реализуют следующие цели обучения(Слайд 10): -полноценное интеллектуальное развитие,

-формирование мыслительных процессов,

формирование логического мышления,

-а также математическую подготовку учащихся.

Уроки математики учат детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.

Способов реализации познавательных УУД на уроках математики, наверное больше, чем в любом другом предмете. С познавательными УУД дети сталкиваются уже с самых первых дней обучения. Познавательные универсальные учебные действия на уроках математики проявляются в таких формах- это:

-поиск и выделение необходимой информации. (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)

- знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)

- умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами).

Познавательные УУД проявляются уже с первых дней обучения. Пример заданий: сравнение предметов ( Слайд 11), работа с таблицами (Слайд 12), «найди отличия», «поиск лишнего», составление схем-опор, задания, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, на ориентировку в пространстве, на умение составлять схемы, составление и распознавание диаграмм, математические «лабиринты» и конечно работа с задачами.

Задача – что это? Задача - упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Формируя умение решать простые задачи, учитель развивает познавательные интересы, учит рассуждать , доказывать , аргументировать действия, способствует усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие детей, так как он требует выполнения умственных операций: - анализа (вопроса от условия, выделение данных и искомых); - синтеза (определение плана решения); - конкретизации (представление условия); - сравнения; - обобщения (при многократном решении задач). Можно выделить несколько этапов решения задачи:

-исследование задачи;

-планирование решения;

- выполнение решения;

-проверка результата.

На всех этих этапах развивается познавательное УУД.

Как работать над задачей? Прочитай задачу. Найди условие и вопрос. Выдели опорные (главные) слова. Установи связь между данными и искомым. Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу: а)краткую запись; б)чертёж; в)рисунок; г)таблицу. Запиши решение. Проверь решение задачи. Запиши ответ полностью.



Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: Познавательные учебные действия используются на любом уроке. Для осуществления развивающих целей обучения учитель должен постараться активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.

 


«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь!»

Китайская мудрость.




























Краснодарский край муниципальное образование Белореченский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27имени Г.С. Сидоренко хутора Кубанского




ДОКЛАД


«Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики в начальной школе».













Учитель начальных классов

Дробинина Т.В.