Лобова Яна Станиславовна, старший воспитатель
Васильева Татьяна Александровна, воспитатель
Васильева Анастасия Владимировна, воспитатель
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
Развитие предпосылок инженерного мышления
у детей раннего и дошкольного возраста посредством игрового набора «Разноцветные пуговицы»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации образовательной деятельности с детьми для формирования предпосылок инженерного мышления у детей раннего и дошкольного возраста посредством технологии смарт – тренинга и игрового набора «Разноцветные пуговицы». В основе представленного опыта – методические рекомендации И. И. Казуниной.
Ключевые слова: уральская инженерная школа, инженерное мышление, познавательное и сенсорное развитие, смарт – тренинг.
Основной задачей комплексной программы «Уральская инженерная школа» (далее - программы), утвержденной Указом губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 – УГ, является формирование у обучающихся осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля. Деятельность инженера в современном производстве требует междисциплинарных знаний и имеет широкопрофильный творческий характер. Именно поэтому мышление инженера – это системное мышление, позволяющее ему видеть проблему с разных сторон, «в целом», с учетом многообразных связей между всеми ее составляющими.
Основные задачи довузовской подготовки в рамках программы – пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла; определить склонности и способности ребенка к изучению математики и предметов естественно-научного цикла, а также формирование у учащихся навыков практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ, для овладения рабочими и инженерными специальностями по выбранному профилю деятельности.
Анализируя перечисленные задачи, следует отметить, что они перекликаются с задачами образовательной области «Познавательное развитие», обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Познавательное развитие неразрывно связано с сенсорным развитием: развитием восприятия ребенка и формированием его представлений о внешних свойствах объектах окружающего мира. Основная задача сенсорного развития– своевременно научить ребенка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и закладываются основы для его интеллектуального развития. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Интенсивное развитие процесса восприятия происходит в период раннего и младшего дошкольного возраста.
Поэтому одна из задач педагогов – создавать условия для эффективного решения задач образовательной области «Познавательное развитие». От того, какие методы, приемы, технологии и формы организации образовательной деятельности с детьми выберет педагог, зависит успешность освоения детьми содержания образовательной области на этапе завершения дошкольного образования.
В поисках эффективных путей решения поставленной задачи, обратили свое внимание на технологию смарт - тренинга, предложенную И. И. Казуниной, которая определяет смарт-тренинг для дошкольников как метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
Данная технология применяется нами в организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста посредством игрового набора «Разноцветные пуговицы» с целью развития их интеллектуальных способностей.
Игровой набор «Разноцветные пуговицы» включает в себя набор пластмассовых пуговиц красного, желтого, зеленого и синего цвета разного размера с различным количеством отверстий (от 1 до 5), цветные шнурки, набор цветных емкостей для сортировки, набор цветных пинцетов и ложек, карточки с заданиями, набор карточек с числами от 1 до 10. Игровой набор оформлен в контейнер для хранения. К игровому набору прилагаются методические рекомендации по его использованию в образовательной деятельности с детьми. Наполнение игрового набора не является постоянным, набор может дополняться материалами и оборудованием в зависимости от решаемых педагогами образовательных задач, интересов воспитанников.
Игровой набор предназначен как для организации индивидуальной работы, так и групповой (не более 3 человек в группе), применяется педагогами в рамках организации совместной образовательной деятельности, в т. ч. занятий, с детьми в возрасте от 2 до 8 лет. Игровой набор может применяться в т. ч. специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом) для организации коррекционно – развивающей работы с детьми.
Задания для организации смарт – тренинга разработаны педагогами с учетом возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста и объединены в модули «Задания с пуговицами», «Задания с пуговицами и дополнительными материалами», «Задания с карточками». Любой смарт – тренинг включает в себя задания из каждой группы. Количество и тип заданий определяют педагоги с учетом возможностей и имеющихся дефицитов (затруднений) у детей, их интересов, требований к организации образовательного процесса.
Модуль «Задания с пуговицами» включает в себя задания на узнавание и сортировку пуговиц по цвету, величине, количеству отверстий; на понимание и умение действовать по словесной инструкции педагога (например, найди и покажи пуговицу желтого (красного, синего, зеленого) цвета, возьми желтую пуговицу правой рукой, зеленую пуговицу – левой и т. п.); по типу «Найди такую же», «Разложи по размеру».
Модуль «Задания с пуговицами и дополнительными материалами» предполагает использование вместе с пуговицами цветных шнурков, наборов цветных пинцетов, ложек и емкостей для сортировки, набора карточек с числами от 1 до 10. Данный модуль включает в себя задания на сортировку пуговиц по цвету, размеру с помощью пинцетов и ложек. Например, задание для ребенка может быть сформулировано следующим образом – возьми красную пуговицу красным пинцетом и положи ее в красную чашку или возьми такую же цветом пуговицу как пинцет и положи ее в соответствующую чашку и т. д. Также детям могут быть предложены задания по нанизыванию пуговиц на шнурок, в т. ч. в заданной последовательности, чередованию по цвету и/или размеру. В смарт – тренинг педагогами включаются задания по сравнению и уравниванию групп предметов, порядковому и количественному счету, на соотнесение предметов по заданному признаку (например, найди и покажи пуговицу такого же цвета как эта ложка и т. п.).
Задания с карточками предполагает использование педагогами заранее подготовленных карточек – заданий. Игровые задания могут включать себя упражнения следующего типа «Выложи по образцу», «Повтори узор», «Логические таблицы» (соотнесение по цвету и количеству отверстий), «Пришей пуговицу, как изображено на картинке». Также могут быть включены логические (например, найди и покажи не желтую и не зеленую пуговицу с 4 отверстиями) и творческие (например, выложи из пуговиц цветок) задания, задания на ориентировку на листе бумаги. На карточках могут быть изображены алгоритмы действий ребенка (например, на карточке – клякса желтого цвета, символ пинцета, пуговица (может быть указано количество отверстий) и чашка).
Игровой набор «Разноцветные пуговицы» может быть использован детьми в самостоятельной деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста педагог может предложить объединиться в пары и придумать задания друг для друга. Такая организация работы с детьми позволит им проявить самостоятельность и инициативу, развивать коммуникативные и интеллектуальные способности, умение контролировать действия другого и свои собственные, творчество.
Список литературы
Жиликова, О. В. Психолого – педагогические условия для развития инженерного мышления дошкольника/О. В. Жиликова//Дошкольный вестник. – 2017. - № 4 (49). – С. 6 – 7.
Казунина И.И. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021.
Указ губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453 – УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа».
Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/авт. – сост. И. В. Анянов, С. М. Андреева, Л. И. Миназова; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2015. – 168 с.
Сазонова, З.С., Чечеткина, Н.В. Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). – М.: 2007. –195 с.
Чумакова, М. А. Формирование основ инженерного мышления у дошкольников/М. А. Чумакова//Дошкольный вестник. – 2017. - № 4 (49). – С. 8 - 9.