СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие профессиональных компетенций студентов строительного профиля при использовании игровых технологий

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описан опыт работы по применению игровых технологий в учебный процесс профессионального учебного заведения. Приводится краткое описание иммитационной и ролевой игры, рассматриваются некоторые игровые моменты, используемые при актуализации опорных знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие профессиональных компетенций студентов строительного профиля при использовании игровых технологий»

Н.К. Шишкина – специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



Проблемой профессиональной подготовки специалиста является противоречие между теоретическим и практическим характером обучения и реальной профессиональной деятельностью. Одним из подходов решения этого противоречия предлагается использовать моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, т.е. использование игровых технологий.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение - делает занятие интересным для обучающихся, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблемпроблему мотивации учебной деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель занятия в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.

Игру и игровой момент можно использовать на различных занятиях. Это может быть занятие по объяснению нового, занятие по закреплению пройденного материала, комбинированное занятие, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой занятия и подготовленностью студентов к изучаемому материалу.

Примером игровых технологий могут служить предметные, ролевые, деловые, имитационные и дидактические игры.

В своей практике я использовала ролевую игру при проведении лабораторной работы по определению марки цементно-песчаного раствора по подвижности (раздел «Строительные материалы и изделия»). Действо происходило на бетонно-растворном узле (БРУ). Игра состояла из таких этапов, как: проверка качества подготовленных материалов, изготовление строительного раствора и лабораторные исследования выпущенной продукции. Вначале игры студенты знакомились с порядком проведения игры и со своими должностными инструкциями. Каждый студент «играл» свою роль: начальника и мастера БРУ, инженера по контролю качества, инженера по ТБ, лаборантов и рабочих.

В процессе игры студенты не только выполняли поставленные задачи, но и систематизировали, обобщали и производили анализ полученных результатов.

Данный вид игры рекомендуется использовать для обобщения, закрепления знаний и навыков студентов по теме: «Строительные растворы».

Имитационная модель игры лучше всего воспроизводит образ рассматриваемой ситуации, а творческая деятельность участников игры состоит в отыскании в процессе ее проведения проблемы и способов ее решения.

Имитационную игру я применяла для закрепления знаний студентов в процессе изучения нового материала по теме «Ручной инструмент» (раздел ПМ «Механизмы и станки для проведения работ»).

Сущность игры заключалась в проведении квалификационного экзамена среди студентов на замещение вакантных должностей «слесарь-сантехник III, IV и V разрядов».

Студенты имитировали работу слесаря-сантехника: выполняли нарезку резьбы на металлических трубах, отрезали трубы с помощью трубореза и ножовки, производили замеры штангенциркулем, кронциркулем и нутромеромером.

Качество выполненной работы оценивали члены конкурсной комиссии (преподаватели-специалисты) по пятибалльной шкале, согласно которой устанавливался квалификационный разряд: "5" баллов - V разряд; "4" баллы - ІV разряд; "3" баллы - ІІІ разряд. После выполнения поставленных задач конкурсантов зачисляли в штат ЖЭКа, а разряд устанавливался на основании заработанных баллов.

Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Игровая форма занятий создаётся на занятиях и при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Для групповой работы студентов мною были использованы игры «Конструкторская мозаика» и «Светофор».

Игра «Конструкторская мозаика» заключается в имитации конструкторского отдела грузоподъемного оборудования машиностроительного завода.

Преподаватель – будущий руководитель конструкторского отдела, создает несколько бюро. В состав каждого бюро входят два студента (сотрудника): техники І и ІІ категорий, которым выдается индивидуальное техническое задание на модернизацию стрелового крана. Сотрудники бюро детально знакомятся с исходными данными задания и на магнитной доске, используя динамические планшеты, составляют главный вид монтажного крана из отдельных узлов, согласно выданного технического задания и отвечают на вопросы руководителя.

Рассмотрев предложенные варианты модернизированного крана и, выслушав всех сотрудников бюро, руководитель отдела выполняет анализ представленных работ и подводит итоги: подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучший проект и специалисты.

Игра «Светофор» применялась мною при актуализации опорных знаний по теме «Полы промышленных зданий» (раздел ПМ «Строительные конструкции горных объектов»).

На доске – магнитный стенд с закрепленным на нем светофором. Преподаватель знакомит студентов с условиями проведения игры: дать верный ответ и установить вид требования: запрещающий или разрешающий. Если требование к покрытию пола является запрещающим, то его необходимо отнести к «красному» свету светофора, а если разрешающим - то к «зеленому» свету. Таким образом, устанавливается количество необходимых требований к полам промышленных зданий.

Для активизации игрового процесса преподаватель концентрирует внимание студентов на строительных шаржах, которые отражают требования к покрытию пола, способствуют анализу, умению делать правильный вывод и принимать решение.

Рассмотренные выше виды игровые технологии обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Игровые технологии, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.