- Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи на индивидуальных занятиях
Подготовил: учитель-логопед О.Н. Кандыбо
МДОУ №3 г.Днестровск
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в душе моей.
А.С.Пушкин.
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Нарушение речи вторично ведёт нарушение психических процессов, таких как: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника
Происходит это:
- при объяснении новой темы и закрепления материала с использованием наглядности происходит развитие зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;
- при работе над правильностью речевого дыхания формируются речевые звуки, речевая мелодия
- в процессе сосредоточения на артикуляционной позе перед зеркалом отмечается развитие зрительно-пространственного и слухового восприятия, зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, активизация развития устной речи;
- постановка и автоматизация звуков развивает произвольное внимание при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений;
- при восстановлении правильного звучания определенного звука, выполнении знакомых артикуляционных проб, повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком происходит развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической);
- и развитие фонематического слуха и восприятия.
Знакомство с органами артикуляционного аппарата
- Знакомство с органами артикуляционного аппарата
При знакомстве с органами артикуляционного аппарата происходит развитие таких психических процессов как, зрительно-пространственного и слухового внимания и восприятия, зрительного внимания, воображения и памяти. Пример, игра-знакомство «Сказочка - указочка». В ходе игры читается стихотворение, даются пояснения и уточняются с ребёнком названия частей лица и органов артикуляции.
(Не устала ты пока, покажи, моя рука: это – правая щека, это – левая щека)
Подготовка к постановке звука
- Подготовка к постановке звука
При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный). Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Данный процесс происходит посредством различных игровых упражнений, создающих положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Например, педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот-это домик, а губы-двери.
- А кто живет в домике? - загадка «Если б не было его, не сказал бы ничего» - Язык.
- Для чего нам нужны губы и язык?
- С помощью губ и языка мы произносим различные звуки.
Артикуляционная моторика
-закономерность;
- переключение;
- удержание;
- автоматичность
Артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата. Игры с « Весёлым язычком», который превращается в различных героев сказок или различных животных побуждают ребёнка к активной деятельности. Пример, упражнение «Лопаточка» - цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким,
«Чашечка» - вырабатывать умение поднять и удерживать широкий кончик языка, «Хоботок» - вытягивание губ вперёд и т.д.
Развитие дыхания
Основой внешней (произносительной) речи является дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков). При развитии дыхания происходит развитие внимания, сосредоточенности и памяти. Существуют разнообразные игры, среди них «Вертушка», «Забей гол», «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку», «Надуй шарик», «Потянем ниточку», «Пускание корабликов», «Чья птичка дальше улетит?», «Мыльные пузыри», «Снежинка», «Султанчики», «Бабочка, лети!».
Игра начинается со слов «У меня есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Если ты подуешь на султанчик, то он «оживёт».
Подуй на свою ладонь и «бабочка» полетит.
Развитие мимических мышц
Активность мимических мышц развивает эмоциональную сферу, побуждает к устранению отрицательных эмоций.
Главное, чего мы добиваемся, это “вырастить” нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами. С учётом того, что у детей с нарушениями речи нарушено и воображение, ребёнку предлагается взять каких-либо героев из театра, например, лиса и заяц, надеть на пальцы и обыграть (радость, испуг, печаль и т.д.).
Надев перчатку на руку, ребёнок начинает придумывать различные истории. Например, «Как выглядит этот герой сказки?», «Мы идём гулять и по пути ….» и т.д.
А это в свою очередь развивает воображение, мышление, память, а так же творчество, самостоятельность, инициативу.
Мелкая ручная моторика
При развитии мелкой ручной моторики используем различного рода движения, движения по тексту и предлагаем ребёнку самому придумать сюжет, развиваем воображение. Например, «Человечек» и при постановке звука ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальчиками по столу (дорожке, ступенькам).
Помимо пальчиковых игр можно применять и такой вид деятельности, как выкладывание букв из мелкого материала. Это в свою очередь развивает не только мелкую моторику, но и развивает внимание, восприятие, память, а так же помогает закрепить знание звука и буквы.
Развитие общей моторики – физминутки, логоритмика, вызывают положительные эмоции у детей; активный отдых; повышает работоспособность; подвижность нервных процессов; уравновешенное нервно-психическое состояние и развивают слуховое внимание, память, мышление.
Пример, в огород мы шагаем, там картофель накопаем, срежем капусту, снимем помидор, выдернем лук и морковь...
- Систематические упражнения
В процессе работы над автоматизацией звука в слогах, словах, предложениях, в спонтанной речи; при дифференциации звуков, а так же при совершенствовании фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развития связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков провожу систематические упражнения. Которые в свою очередь непосредственно направлены на развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Систематические упражнения
Игры «Лабиринт», «Моё, моя, мой, мои».
Игра «Лабиринт» - помимо основной цели – автоматизации, направлена на развитие произвольного внимания, мышления, ориентировку на игровом поле. Есть несколько вариантов игры с последующим усложнением.
Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, плащ налево, плющ налево, лещ вниз
2-й вариант - Лабиринт с пропуском хода - игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну.
3-й - Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.
Игра «Моё, моя, мой, мои» способствует не только пополнению и активизации словаря, совершенствованию грамматического строя речи, но и развитию внимания, памяти, мышления. Дети дают пояснения, мой дедушка и т.д.
Игры : «4-й лишний» развивает внимания, зрительную память, логическое мышление. 4 Карточки с изображенными на них предметами, 3 из которых можно назвать одним словом, а четвертый – лишний. Ребенок называет лишний предмет, объяснив свой выбор. Картинки подбираются с учетом автоматизации звука.
Игры: «Логопедическое лото «Магазин» автоматизация поставленных звуков подкрепляется умением классифицировать предметы, а это в свою очередь развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность , память, мышление, логику и пространственную ориентацию».
«Отправляемся в полёт на самолёте и воздушном шаре» - развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления. «Шар воздушный полетел, в самолётик кто-то сел. Все расселись по местам. Кто куда, скажите нам»
Игры : «Магнитная мозаика» - развивает интеллект и решает поставленные логопедом задачи.
«Звуковой поезд» Логопедическая игра, направленная на развитие внимания, восприятия, памяти. Дети выстраивают вслед за паровозиком вагончики на звук, указанный на самом паровозике, поясняют свои действия.
Игры: « Чего нет у мебели» - происходит развитие слухового восприятия при процессе активизация словаря по теме «Мебель» и совершенствовании грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогом без)
Игры : «Рассели животных» (ферма, зоопарк, дом). Помимо решения основных лексико-грамматических задач, развивается зрительная память при определении места обитания животных.
«Зашумлённые картинки» - назови по контуру – способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления.
Игры: «4-й лишний», «Рассели животных», «Найди отличия» - помимо основной задачи автоматизировать заданный звук или дифференцировать заданные звуки, развивает внимание. Ребенку предлагается рассмотреть две картинки и найти отличия в зависимости от автоматизируемого звука (Сова - совушка), четко произнося слова с автоматизируемым звуком.
Игры, представленные в моей презентации одни из многих, которые направлены на развитие психических процессов:
- слуховое восприятие (игры типа «Что звучит?»),
- память (игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?»),
- слуховая память: игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов» и т.д.;
- внимание: «Что забыл нарисовать художник?», «Найди картинку на заданный звук»…,
- мышление: «Живой- не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», « Четвертый лишний»...),
- обобщение, классификации.
Игры с картинками широко используются всеми нами и развивают внимание, его объем, устойчивость, концентрацию, зрительную память, автоматизацию звука.
Таким образом, работа по развитию психических функций органично вписывается в каждое логопедическое занятие с детьми.