СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи на индивидуальных занятиях

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие психических процессов, таких как: восприятие, внимание, память, мышление и воображение происходит совместно с развитием речи дошкольников. Индивидуальные занятия включают в себя различные игровые упражнения и игры, которые и позволяют развивать психические процессы и речь детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи на индивидуальных занятиях»

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи на индивидуальных занятиях Подготовил: учитель-логопед О.Н. Кандыбо МДОУ №3 г.Днестровск
  • Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи на индивидуальных занятиях

Подготовил: учитель-логопед О.Н. Кандыбо

МДОУ №3 г.Днестровск

Неправильный, небрежный лепет, Неточный выговор речей По-прежнему сердечный трепет Произведут в душе моей. А.С.Пушкин.  Речь — это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами.

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в душе моей.

А.С.Пушкин.

Речь — это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей  в максимально сензитивный период развития. Нарушение речи вторично ведёт нарушение психических процессов, таких как: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей  в максимально сензитивный период развития. Нарушение речи вторично ведёт нарушение психических процессов, таких как: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Индивидуальные занятия   Индивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника

Индивидуальные занятия Происходит это: - при объяснении новой темы и закрепления материала с использованием наглядности происходит развитие зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;  - при работе над правильностью речевого дыхания формируются речевые звуки, речевая мелодия   - в процессе сосредоточения на артикуляционной позе перед зеркалом отмечается развитие зрительно-пространственного и слухового восприятия, зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, активизация развития устной речи;
  • Индивидуальные занятия

Происходит это:

- при объяснении новой темы и закрепления материала с использованием наглядности происходит развитие зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;

- при работе над правильностью речевого дыхания формируются речевые звуки, речевая мелодия

  - в процессе сосредоточения на артикуляционной позе перед зеркалом отмечается развитие зрительно-пространственного и слухового восприятия, зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, активизация развития устной речи;

Индивидуальные занятия - постановка и автоматизация звуков развивает произвольное внимание при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений; - при восстановлении правильного звучания определенного звука, выполнении знакомых артикуляционных проб, повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком происходит развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической); - и развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Индивидуальные занятия

- постановка и автоматизация звуков развивает произвольное внимание при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений;

- при восстановлении правильного звучания определенного звука, выполнении знакомых артикуляционных проб, повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком происходит развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической);

- и развитие фонематического слуха и восприятия.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

Знакомство с органами артикуляционного аппарата При знакомстве с органами артикуляционного аппарата происходит развитие таких психических процессов как, зрительно-пространственного и слухового внимания и восприятия, зрительного внимания, воображения и памяти. Пример, игра-знакомство «Сказочка - указочка». В ходе игры читается стихотворение, даются пояснения и уточняются с ребёнком названия частей лица и органов артикуляции. (Не устала ты пока, покажи, моя рука: это – правая щека, это – левая щека) 
  • Знакомство с органами артикуляционного аппарата

При знакомстве с органами артикуляционного аппарата происходит развитие таких психических процессов как, зрительно-пространственного и слухового внимания и восприятия, зрительного внимания, воображения и памяти. Пример, игра-знакомство «Сказочка - указочка». В ходе игры читается стихотворение, даются пояснения и уточняются с ребёнком названия частей лица и органов артикуляции.

(Не устала ты пока, покажи, моя рука: это – правая щека, это – левая щека) 

Подготовка к постановке звука

Подготовка к постановке звука

Подготовка к постановке звука При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный). Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Данный процесс происходит посредством различных игровых упражнений, создающих положительный эмоциональный настрой ребёнка. Например,  педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот-это домик, а губы-двери. - А кто живет в домике? - загадка «Если б не было его, не сказал бы ничего» - Язык. - Для чего нам нужны губы и язык? - С помощью губ и языка мы произносим различные звуки.
  • Подготовка к постановке звука

При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный). Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Данный процесс происходит посредством различных игровых упражнений, создающих положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Например, педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот-это домик, а губы-двери.

- А кто живет в домике? - загадка «Если б не было его, не сказал бы ничего» - Язык.

- Для чего нам нужны губы и язык?

- С помощью губ и языка мы произносим различные звуки.

Артикуляционная моторика -закономерность; - переключение; - удержание; - автоматичность

Артикуляционная моторика

-закономерность;

- переключение;

- удержание;

- автоматичность

Артикуляционная моторика   Артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата. Игры с « Весёлым язычком», который превращается в различных героев сказок или различных животных побуждают ребёнка к активной деятельности. Пример, упражнение «Лопаточка» - цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким,  «Чашечка» - вырабатывать умение поднять и удерживать широкий кончик языка, «Хоботок» - вытягивание губ вперёд и т.д.
  • Артикуляционная моторика

Артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата. Игры с « Весёлым язычком», который превращается в различных героев сказок или различных животных побуждают ребёнка к активной деятельности. Пример, упражнение «Лопаточка» - цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка широким,

«Чашечка» - вырабатывать умение поднять и удерживать широкий кончик языка, «Хоботок» - вытягивание губ вперёд и т.д.

Развитие дыхания

Развитие дыхания

Развитие дыхания Основой внешней (произносительной) речи является дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков). При развитии дыхания происходит развитие внимания, сосредоточенности и памяти. Существуют разнообразные игры, среди них «Вертушка», «Забей гол», «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку», «Надуй шарик», «Потянем ниточку», «Пускание корабликов», «Чья птичка дальше улетит?», «Мыльные пузыри», «Снежинка», «Султанчики», «Бабочка, лети!». Игра начинается со слов «У меня есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Если ты подуешь на султанчик, то он «оживёт». Подуй на свою ладонь и «бабочка» полетит.
  • Развитие дыхания

Основой внешней (произносительной) речи является дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков). При развитии дыхания происходит развитие внимания, сосредоточенности и памяти. Существуют разнообразные игры, среди них «Вертушка», «Забей гол», «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку», «Надуй шарик», «Потянем ниточку», «Пускание корабликов», «Чья птичка дальше улетит?», «Мыльные пузыри», «Снежинка», «Султанчики», «Бабочка, лети!».

Игра начинается со слов «У меня есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Если ты подуешь на султанчик, то он «оживёт».

Подуй на свою ладонь и «бабочка» полетит.

Развитие мимических мышц

Развитие мимических мышц

Развитие мимических мышц   Активность мимических мышц развивает эмоциональную сферу, побуждает к устранению отрицательных эмоций. Главное, чего мы добиваемся, это “вырастить” нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами. С учётом того, что у детей с нарушениями речи нарушено и воображение, ребёнку предлагается взять каких-либо героев из театра, например, лиса и заяц, надеть на пальцы и обыграть (радость, испуг, печаль и т.д.). Надев перчатку на руку, ребёнок начинает придумывать различные истории. Например, «Как выглядит этот герой сказки?», «Мы идём гулять и по пути ….» и т.д.  А это в свою очередь развивает воображение, мышление, память, а так же творчество, самостоятельность, инициативу.
  • Развитие мимических мышц

Активность мимических мышц развивает эмоциональную сферу, побуждает к устранению отрицательных эмоций.

Главное, чего мы добиваемся, это “вырастить” нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами. С учётом того, что у детей с нарушениями речи нарушено и воображение, ребёнку предлагается взять каких-либо героев из театра, например, лиса и заяц, надеть на пальцы и обыграть (радость, испуг, печаль и т.д.).

Надев перчатку на руку, ребёнок начинает придумывать различные истории. Например, «Как выглядит этот герой сказки?», «Мы идём гулять и по пути ….» и т.д.

А это в свою очередь развивает воображение, мышление, память, а так же творчество, самостоятельность, инициативу.

Мелкая ручная моторика

Мелкая ручная моторика

Мелкая ручная моторика  При развитии мелкой ручной моторики используем различного рода движения, движения по тексту и предлагаем ребёнку самому придумать сюжет, развиваем воображение. Например, «Человечек» и при постановке звука ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальчиками по столу (дорожке, ступенькам).  Помимо пальчиковых игр можно применять и такой вид деятельности, как выкладывание букв из мелкого материала. Это в свою очередь развивает не только мелкую моторику, но и развивает внимание, восприятие, память, а так же помогает закрепить знание звука и буквы.
  • Мелкая ручная моторика

При развитии мелкой ручной моторики используем различного рода движения, движения по тексту и предлагаем ребёнку самому придумать сюжет, развиваем воображение. Например, «Человечек» и при постановке звука ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальчиками по столу (дорожке, ступенькам).

Помимо пальчиковых игр можно применять и такой вид деятельности, как выкладывание букв из мелкого материала. Это в свою очередь развивает не только мелкую моторику, но и развивает внимание, восприятие, память, а так же помогает закрепить знание звука и буквы.

Развитие общей моторики  Развитие общей моторики – физминутки, логоритмика, вызывают положительные эмоции у детей; активный отдых; повышает работоспособность; подвижность нервных процессов; уравновешенное нервно-психическое состояние и развивают слуховое внимание, память, мышление.  Пример, в огород мы шагаем, там картофель накопаем, срежем капусту, снимем помидор, выдернем лук и морковь...
  • Развитие общей моторики

Развитие общей моторики – физминутки, логоритмика, вызывают положительные эмоции у детей; активный отдых; повышает работоспособность; подвижность нервных процессов; уравновешенное нервно-психическое состояние и развивают слуховое внимание, память, мышление.

Пример, в огород мы шагаем, там картофель накопаем, срежем капусту, снимем помидор, выдернем лук и морковь...

Систематические упражнения  В процессе работы над автоматизацией звука в слогах, словах, предложениях, в спонтанной речи; при дифференциации звуков, а так же при совершенствовании фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развития связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков провожу систематические упражнения. Которые в свою очередь непосредственно направлены на развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
  • Систематические упражнения

В процессе работы над автоматизацией звука в слогах, словах, предложениях, в спонтанной речи; при дифференциации звуков, а так же при совершенствовании фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развития связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков провожу систематические упражнения. Которые в свою очередь непосредственно направлены на развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Систематические упражнения

Систематические упражнения

 Игры «Лабиринт», «Моё, моя, мой, мои».  Игра «Лабиринт» - помимо основной цели – автоматизации, направлена на развитие произвольного внимания, мышления, ориентировку на игровом поле. Есть несколько вариантов игры с последующим усложнением. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, плащ налево, плющ налево, лещ вниз 2-й вариант - Лабиринт с пропуском хода - игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, — через одну.

Игры «Лабиринт», «Моё, моя, мой, мои».

Игра «Лабиринт» - помимо основной цели – автоматизации, направлена на развитие произвольного внимания, мышления, ориентировку на игровом поле. Есть несколько вариантов игры с последующим усложнением.

Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, плащ налево, плющ налево, лещ вниз

2-й вариант - Лабиринт с пропуском хода - игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, — через одну.

 3-й - Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.  Игра «Моё, моя, мой, мои» способствует не только пополнению и активизации словаря, совершенствованию грамматического строя речи, но и развитию внимания, памяти, мышления. Дети дают пояснения, мой дедушка и т.д. Игры : «4-й лишний» развивает внимания, зрительную память, логическое мышление. 4 Карточки с изображенными на них предметами, 3 из которых можно назвать одним словом, а четвертый – лишний. Ребенок называет лишний предмет, объяснив свой выбор. Картинки подбираются с учетом автоматизации звука.

3-й - Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Игра «Моё, моя, мой, мои» способствует не только пополнению и активизации словаря, совершенствованию грамматического строя речи, но и развитию внимания, памяти, мышления. Дети дают пояснения, мой дедушка и т.д.

Игры : «4-й лишний» развивает внимания, зрительную память, логическое мышление. 4 Карточки с изображенными на них предметами, 3 из которых можно назвать одним словом, а четвертый – лишний. Ребенок называет лишний предмет, объяснив свой выбор. Картинки подбираются с учетом автоматизации звука.

Игры: «Логопедическое лото «Магазин» автоматизация поставленных звуков подкрепляется умением классифицировать предметы, а это в свою очередь развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность , память, мышление, логику и пространственную ориентацию». «Отправляемся в полёт на самолёте и воздушном шаре» - развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления. «Шар воздушный полетел, в самолётик кто-то сел. Все расселись по местам. Кто куда, скажите нам» Игры : «Магнитная мозаика» - развивает интеллект и решает поставленные логопедом задачи.  «Звуковой поезд»  Логопедическая игра, направленная на развитие внимания, восприятия, памяти. Дети выстраивают вслед за паровозиком вагончики на звук, указанный на самом паровозике, поясняют свои действия.

Игры: «Логопедическое лото «Магазин» автоматизация поставленных звуков подкрепляется умением классифицировать предметы, а это в свою очередь развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность , память, мышление, логику и пространственную ориентацию».

«Отправляемся в полёт на самолёте и воздушном шаре» - развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления. «Шар воздушный полетел, в самолётик кто-то сел. Все расселись по местам. Кто куда, скажите нам»

Игры : «Магнитная мозаика» - развивает интеллект и решает поставленные логопедом задачи.

«Звуковой поезд» Логопедическая игра, направленная на развитие внимания, восприятия, памяти. Дети выстраивают вслед за паровозиком вагончики на звук, указанный на самом паровозике, поясняют свои действия.

Игры: « Чего нет у мебели» - происходит развитие слухового восприятия при процессе активизация словаря по теме «Мебель» и совершенствовании грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогом без) Игры : «Рассели животных» (ферма, зоопарк, дом). Помимо решения основных лексико-грамматических задач, развивается зрительная память при определении места обитания животных. «Зашумлённые картинки» - назови по контуру – способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления. Игры: «4-й лишний», «Рассели животных», «Найди отличия» - помимо основной задачи автоматизировать заданный звук или дифференцировать заданные звуки, развивает внимание. Ребенку предлагается рассмотреть две картинки и найти отличия в зависимости от автоматизируемого звука (Сова - совушка), четко произнося слова с автоматизируемым звуком.

Игры: « Чего нет у мебели» - происходит развитие слухового восприятия при процессе активизация словаря по теме «Мебель» и совершенствовании грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогом без)

Игры : «Рассели животных» (ферма, зоопарк, дом). Помимо решения основных лексико-грамматических задач, развивается зрительная память при определении места обитания животных.

«Зашумлённые картинки» - назови по контуру – способствует формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления.

Игры: «4-й лишний», «Рассели животных», «Найди отличия» - помимо основной задачи автоматизировать заданный звук или дифференцировать заданные звуки, развивает внимание. Ребенку предлагается рассмотреть две картинки и найти отличия в зависимости от автоматизируемого звука (Сова - совушка), четко произнося слова с автоматизируемым звуком.

Игры, представленные в моей презентации одни из многих, которые направлены на развитие психических процессов: - слуховое восприятие (игры типа «Что звучит?»), - память (игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?»), - слуховая память: игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов» и т.д.; - внимание: «Что забыл нарисовать художник?», «Найди картинку на заданный звук»…, - мышление: «Живой- не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», « Четвертый лишний»...),  - обобщение, классификации. Игры с картинками широко используются всеми нами  и  развивают внимание, его объем, устойчивость, концентрацию, зрительную память, автоматизацию звука.  Таким образом, работа по развитию психических функций органично вписывается в каждое логопедическое занятие с детьми.

Игры, представленные в моей презентации одни из многих, которые направлены на развитие психических процессов:

- слуховое восприятие (игры типа «Что звучит?»),

- память (игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?»),

- слуховая память: игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов» и т.д.;

- внимание: «Что забыл нарисовать художник?», «Найди картинку на заданный звук»…,

- мышление: «Живой- не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», « Четвертый лишний»...), 

- обобщение, классификации.

Игры с картинками широко используются всеми нами и развивают внимание, его объем, устойчивость, концентрацию, зрительную память, автоматизацию звука.

Таким образом, работа по развитию психических функций органично вписывается в каждое логопедическое занятие с детьми.

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!