уРазвитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся
начальных классов с нарушением интеллекта
Цель программы: создание условий для развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта
Задачи:
коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания,
отработка новых форм и видов зрительно-двигательной и моторной координации ребенка,
развитие осязания и мелкой моторики,
развитие когнитивных процессов,
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,
коррекция и развитие произвольного поведения.
Принципы построения занятий:
системность и последовательность подачи материала;
наглядность обучения;
цикличность построения занятий;
доступность;
развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
Занятия рассчитаны на учебный год, при частоте встреч 2 раз в неделю. Количество детей в группе не более 5-6 человек в возрасте 7-8 лет с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости).
Особенности детей с нарушением интеллекта отличаются их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занятие состоит из 4-х частей и осуществляется в течение 30 минут.
Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.
Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия, что имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут.
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-7 минут.
Основная часть занятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепки, рисования, аппликация и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 10-15 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у обучающихся с нарушением интеллекта снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно проводить пальчиковые игры и упражнения.
Четвертая часть занятия – (упражнения на релаксацию), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 2-3 минуты.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия каждый участник «передает» своему соседу улыбку. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится так: все дети и педагог встают в круг и складывают руки в центр друг на друга и произнесение хором «Спасибо за занятие!!! До новых встреч»».
Планируемые результаты:
После проведения занятий дети с нарушением интеллекта должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
различать основные цвета и их оттенки;
зрительно дифференцировать предметы по форме, величине и цвету;
различать «наложенные» изображения предметов;
действовать по звуковому сигналу;
адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
проводить ровные, четкие линии;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.