СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие ребёнка как субъекта собственной деятельности через использование метода проектов на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие ребёнка как субъекта собственной деятельности через использование метода проектов на уроках в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«"Развитие ребёнка как субъекта собственной деятельности через использование метода проектов на уроках в начальной школе"»

Тема моего педагогического опыта: «Развитие ребёнка как субъекта собственной деятельности через использование метода проектов на уроках в начальной школе».

На мой взгляд, высказывание Льва Выготского «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

является основным тезисом современного понимания проектной задачи. На сегодняшний день является актуальным формирование умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И учителем используется новое содержание учебных предметов, а методы и формы, технологии учения и обучения остаются традиционными. Достаточно сильной остаётся идущая из традиционной школы установка на передачу учащимся готовых способов и средств. А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы – неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации. Поэтому перед учителем встаёт вопрос: как сделать, чтобы эти знания воспринимались эффективно на личностном уровне?

Всё это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает метод проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Но в начальной школе важен не механический перенос метода проектов из основной или старшей школы, т.к. полноценная проектная деятельность не всегда соответствует возрастным возможностям младших школьников. Для того чтобы эта работа была эффективной и не приносила вреда, а предопределяла успешность всего последующего обучения мною на уроках для младших школьников используется решение проектных задач. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Он становится субъектом собственной деятельности, а также решая проектные задачи, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».

Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать, логически размышлять, доказывать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробирования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

Местом рождения учебного сообщества является 1класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникают дополнительные трудности: ему приходится не только учить детей сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. Труднее всего преодолеть уже сформировавшиеся учебные привычки и установки ребёнка.

Как же устроена проектная задача, где её место в образовательном процессе, как могут оцениваться её результаты?

Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

  • Анализ ситуации (надо ли её разрешать?). Переформулирование её в проблему (в чём проблема?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придём в итоге?).

  • Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы эту проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»)

Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Я не буду останавливаться на каждой составляющей задачи, вы их видите, но хочу обратить внимание, что в период функционирования группы взрослый в её работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети приглашают его к сотрудничеству.

Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой).

Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя всё существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других)

Проектные задачи решаются как в урочной, так и внеурочной деятельности. С детьми, которые перешли в 5 класс, данная работа проводилась в течение нескольких лет. Результатом данной работы было участие и победы в различных конкурсах районного и регионального уровня.

Решение проектных задач, проектная, исследовательская деятельность – не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы, что представлено в данных диаграммах.

Мы говорили, что такую работу необходимо начинать уже с 1 класса. Я приведу несколько примеров, проектных задач, которые мы решали с детьми уже в этом учебном году в 1 классе.

Учащиеся, поступая в 1 класс, в области чтения, математики и т.д., имеют некоторый опыт, его нельзя игнорировать при организации обучения. Но у каждого учащегося свой опыт. В связи с этим возникает необходимость выявить стартовые возможности школьника. Это одна цель данной работы. Другая цель - формирование у учащихся представлений о предмете, чем они будут заниматься на том или ином уроке. И проверка готовности учащихся к совместной работе.

Урок математики.

Чаще всего в основе задачи лежит квазиреальная ситуация общения учащихся со сказочными персонажами. Помогая им в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями изучаемыми в 1 классе.

Представляя результаты своей работы, учащиеся впервые изготавливают карточки-помощники – одно из важных средств формирования «умения учиться».

Через решение проектных задач на уроках мною организовано разновозрастное сотрудничество во внеурочной деятельности.

А именно: организация данной работы в рамках клуба «Почемучки», где участвуют ребята 1 и 5 классов. Здесь есть первые результаты (совместная исследовательская работа).

Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. В первую очередь оцениваются способности детей взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь её решения, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты.

В традиционном образовательном процессе практически всё, что делает ученик, оценивается внешним экспертом – педагогом.

В нашей же ситуации оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку учащихся.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что метод проектов – очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности. И ещё один аргумент в пользу проектов: в дальнейшем эта работа становится актуальной не только для детей, но и для родителей, они с интересом включаются в неё, что оказывает благотворное влияние на укрепление взаимодействия семьи и школы.

Надеюсь, что наша встреча, моё выступление вас не оставило равнодушными, возможно, с чем-то вы не согласны, что-то вызывает у вас дискуссии, возможно что-то станет началом разговора о том, как приблизить реально начальную школу к решению современных задач образования.