ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание ребенка с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью. Оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У большинства превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом.
При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать:
1. Проводите занятия в хорошо проветренном помещении.
2. Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
3. Регламент в пределах 3–5минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций;
4. Не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания шеи вперед;
5. Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки;
6. Одежда ребенка не должна стеснять его движения;
7. Помещение должно быть хорошо проветренным;
8. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя
9. Воздух набирать через нос;
10. Выдох должен быть длительным и плавным.
11. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
УПРАЖНЕНИЯ
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.
На I этапе можно освоить следующие задания:
«ШАРИК»
Цель: натренировать силу вдох-выдоха.
Исходная позиция: стоя или сидя.
Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.
«ЗАДУЙ СВЕЧКУ»
Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.
ИП: сидя на стульчике.
Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.
После 3-4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…..”
Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.
На II этапе:
«ТРУБАЧ»
Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.
ИП: сидя за столом.
Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.
«ПЕНИЕ»
Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.
Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.
На III этапе:
Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.
Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.
На IV этапе:
Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.
Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.
ИГРЫ
Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.
«ВЕРТУШКИ»
Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.
Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.
«ГОРЯЧИЙ ЧАЙ»
Цель: формирование навыка длительного выдоха
Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.
«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»
Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на шарик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.
«СНЕЖИНКИ»
Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.
Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.
«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.
Ребёнок выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.
Для дифференциации носового и ротового дыхания предлагаются такие упражнения:
вдох одной ноздрей – выдох другой;
вдох – выдох через нос;
вдох носом – выдох через нос;
вдох ртом – выдох через рот;
вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.